"Защиту Лужина" я, наверное, запомню надолго. Ведь в том дело, что никогда еще раньше не было у меня нервного срыва от книги. И, проблема-то, как раз не в книге, а в том, что Набоков. Что слишком быстро после "Камера Обскура" вскочил на подножку очередного экспресса "Набоков". Неизящный пируэт чуть не лишил меня "ноги" и эмоционально встряхнул знаково.
История, казалось бы, о том, какой мир вертится вокруг странной парочки - шахматного гения и аутиста, судя по всему, Лужина и его жены, полюбившей этого нескладного отрешенного мужчину за что-то, что-то такое в нем невысказываемое, что-то притягательное, волнительное ... а по сути из-за патологической тяги к сирым и убогим. (Ну, как у Кэмерон в "Докторе Хаусе", если вы в курсе). Но мир пускай крутится себе вокруг, пускай и Лужин с Лужиной как-то существуют. Лужин пусть бормочет себе что-то невпопад. Но, главное, главное здесь - шахматы!
Не так уж много я читал историй о безумстве. Хороших почти не читал. "Защита Лужина" - великолепная. Мир, который в воображении гроссмейстера, представляется единой, цельной, подчиненной законам 64-х клеток, шахматной партией. Квадраты окон, черно-белая плитка ватерклозета, шутка приказчика, и неоконченная шахматная партия, на соревнованиях. Блик солнца и гудок клаксона, жена и пустопорожние разговоры гостей. Прошлое, настоящее, будущее - все это лишь хитрые ходы некой гениальной, величественной, все вобравшей партии.
И нет-нет, но не поддаться навязчивому мороку Лужина трудно. И вот уже вся жизнь его, от мелочей, до парадоксальных событий, вроде женитьбы, кажутся ходами и ответами, дебютами и защитами. И наблюдая за громовой этой партией, которая, по разумению Лужина "звучит", как симфония, постепенно оказываешься во власти ужаса. Какой-то рок, чья-то мастерская игра. Вся жизнь - все ходы. Все ведущее к одной цели - жизненному мату.
Не помню, то ли я над книгой заснул, то ли задремал, но привиделось нечто. Лужин предстал мне в образе "кокона" из множества кубических фигур. И вот, один просчет, другой. И эта оболочка (защита?) начала неумолимо рушится, обнажив миру мягкое и податливое простое тельце, а не крепкий бастион.
История того, как Лужин ферматически с ума сходит, завораживает. Тайные знаки, тайная логика. Что-то похожее и замечательное было у Акутагавы, в рассказах, где писатель описывал собственное сумасшествие.
Но, несмотря на замечательность произведения, в Набокове мне необходима передышка. Редко встретишь книги, которые так полно, так много требуют от тебя эмоций. Высасывая, перенагружая, изматывая. Так что, отныне, думаю знакомиться с произведениями, как с сильным лекарством. По чайной ложечке. Надо передохнуть.
P.S. Интересно, а что же жизнь наша, как не защита имярека?
Читать роман:
"Защита Лужина"