Сто страниц - а главный герой еще и помочиться не успел! Стоит себе у ночного окна и пялится в небо, по которому пролетел объятый огнем самолет.
Во время прочтения "Субботы" Макьюэна, меня не покидало ощущение того, что кому-то не дают покоя лавры одной дублинской прогулки. Даже и не хочется особенно верить заголовку, но, да, 300 страниц - это описание одного дня из жизни главного героя, нейрохирурга, Генри Пероуна.
Я не могу адекватно отозваться об этой книге, потому, что, как мне кажется, мне стоит чуточку пожить, чтобы дотянуть до возраста главного героя с его бытовым экзистенциализмом в преддверии полтинника. Лучше просто перескажу, что происходит в романе. Генри просыпается - Генри видит самолет - Генри попадает в аварию - Генри сталкивается с хулиганами - Генри проигрывает партию в сквош - Генри навещает мать в доме престарелых - Генри готовит праздничный ужин - Генри общается с сыном и дочерью - в дом Генри врываются все те же хулиганы и устраивают что-то в духе "Забавных игр" Ханеке - Генри выходит победителем - Генри оперирует хулигана - Генри засыпает. Попутно он вспоминает о прошлом, думает о будущем с позиций рационального позитивизма. Спорит сам с собой и дочерью о войне в Ираке (эта суббота как раз накануне вторжения, Блэр дал отмашку, а по всему миру собираются людные марши протеста). Генри размышляет о музыке и литературе. Генри следит за новостями о самолете. Генри просто проживает еще одну субботу.
Вот именно в этом, что просто проживает - для меня оказался один из камней преткновения в том, чтобы оценить роман по достоинству. В книге Макьюэн не только задается многими актуальными вопросами, но и живописует неспешно 300 страниц ради главного "ружья" - столкновения Генри с хулиганами-налетчиками, но выстрел этот оказывается каким-то пуком. Причем само нападение на семью Пероунов, довольно-таки жестокое (правда, не доведенное до завершения), но и фигура нападавшего - Бакстера - совсем не однозначна. Генри, эмоционально, как будто просто пережевывает его. (Хотя, это и не совсем верно.)
В общем, это Макьюэн, ставший мне привычным по "На берегу" и некоторым рассказам из "Первая любовь, последнее помазание". Много точных и интересных наблюдений (об обывателях, мире, искусстве, литературе, человеке, обществе), множество подтекстов или возможных площадок, для проведения параллелей, мало диалогов и ... 100 страниц, чтобы помочиться =)
Очень неспешное, очень насыщенное, но чуток занудное чтение.