Feb 25, 2013 15:34
"Встреча учителя и ученика
Однажды в жизни человека происходит ничем не примечательное событие, когда он приходит в танцевальный зал. Кого-то приводят родители, кто-то приходит сам осознанно, кто-то появляется из любопытства. Но независимо от побудительных причин или силы обстоятельств итог посещения для всех будет одинаков: произойдет встреча. Встреча с Учителем. Как правило, эта встреча происходит весьма обыденно. Ничего величественного в этой встрече нет. Мало кто помнит свою первую встречу со своим первым учителем. На самом деле важность этой встречи трудно переоценить - она может оказаться судьбоносной. И тут кому как повезет: либо будущий ученик нарвется на учителя-жнеца, либо на учителя-сеятеля. И вот от этого обстоятельства будущее развитие танцора зависит весьма существенно.
Учитель-сеятель
Весьма неблагодарный труд, к тому же не очень заметный и не столь эффектный: он вскапывает почву, рыхлит ее, удобряет, поливает и сеет. Такой учитель скорее готовит ученика к будущей танцевальной жизни, нежели учит танцевать. Ведь танцору предстоит всю жизнь учиться самому. Учителя всего лишь будут направлять его, открывая перед учеником двери неведомого пространства, предлагая ему войти и изведать его. И не факт, что учитель нужен, для того чтобы оберегать ученика. Напротив, ученик должен совершить свои ошибки. Это будет его опытом.
Вкус
Когда мы говорим о вкусе применимо к сфере искусства, мы оперируем этим понятием как эстетической категорией. И это верно - вкус к хорошей музыке, вкус в костюмах очень значимые компоненты танца. Но этого недостаточно. Очень важно наполнить понятие «вкус» более широким содержанием. Ученику необходимо прививать вкус к физическим нагрузкам, вкус к работе, вкус к любознательности. Вкус к работе стоп и мышечной наполненности тела. И даже вкус в выборе партнера. Но и это не все.
Вкус есть стиль. А от стиля прямая дорога к индивидуальности. Каков вкус, такова и индивидуальность. Поскольку индивидуальность малораспространенное явление, как и талант, учителю только и остается взращивать искомую индивидуальность путем привития вкуса. Даже если ученик очень этого не хочет. Потому что только индивидуальность поможет сделать танцора запоминающимся и неповторимым.
Волнение
Перед выходом на паркет танцор всегда испытывает волнение. Это хорошо. Если он не волнуется, у него нет трепета ни перед сценой, ни перед зрителем, ему лучше покинуть их. Поэтому волнение есть очень хороший признак. Однако для очень многих танцоров умение справиться с состоянием волнения представляет колоссальную проблему.
У танцора нет внешних соперников. Его соперник всегда живет внутри его. Имя его - Эмоция. От победы разума над эмоцией и зависит танец.
Танец учит думать
Очевидно, чтобы научить своего ученика быть дисциплинированным, уметь распределять внимание к своему телу, музыке и партнеру, необходимо развивать в этом ученике качество, которое мы определяем как умение думать. Чтобы управлять сложнейшим организмом, как наше тело, необходима мысль.
Танец - это музыка тела
Чтобы музыканту извлечь звук из инструмента, создать музыку, ему необходимо подойти к этому инструменту, взять его в руки и приложить усилие. Звук польется. Проблема танцора заключается в том, что он одновременно и исполнитель, и инструмент. Инструмент - это тело. Мысль - исполнитель. Без исполнителя не может быть звука. Наш исполнитель должен держать под контролем все участки своего инструмента, все его действия, совпадающие с пульсом музыкального сопровождения.
Необходимо научить ученика направлять его собственную мысль на контроль эмоционального состояния и работу его тела. Мозг танцора - это его лучший тренер. Учитель только задает направление, только показывает дорогу. Танцор сам встает на эту дорогу познания и своими ногами идет по ней. Учитель может находиться рядом, но он не может выполнить работу за ученика, которую тот должен выполнить сам. Это означает, что его мозг должен быть активирован. Неосмысленные действия танцора - пустые действия.
Взаимодействие партнеров
Это наиболее животрепещущая тема в среде танцоров. Оно понятно - танцуют двое. Действия ног и рук, движения корпуса у партнера и у партнерши могут значительно отличаться друг от друга, примирить их может только ритм. От согласованности этих взаимных действий во многом зависят выразительность и привлекательность пары. К сожалению, танцорам на всем протяжении своего дуэтного танца очень трудно согласовывать свои действия друг с другом.
Многие обращают внимание, что в жизни не все умеют разговаривать друг с другом, вести диалог. У иных хорошо получается говорить, но они не умеют слушать и слышать. Зачастую этим людям не хватает такого свойства, как деликатность.
Вопрос взаимодействия - это вопрос деликатности, которая в свою очередь требует внимания к ближайшему объекту. Научить взаимодействию в танце - научить искусству диалога, когда речь - серебро, а молчание - золото."
Игорь Иванович Кондрашов, из книги "Учитель. Ученик. Родитель. Танец", 2012
танцевальные цитаты