Сегодня я убедился, что парадигма моего взаимодействия с людьми в психотерапии действительно изменилась, причем радикально - клиент дал мне домашнее задание:)
истин нет, так что буду отвечать, как мне теперь кажется:) ещё год назад я бы согласился со всеми тезисами.
"Раз клиент почувствовал или каким-то иным способом узнал, что пугает или напрягает вас (если это так), доверие может быть под угрозой да и он может начать тщательно отбирать слова и фразы, беспокоясь уже о вашем впечатлении, ну или просто прекратить занятия."
Доверие всегда находится под угрозой - клиент ВСЕГДА чувствует, если терапевта что-то напрягает или пугает. И потуги терапевта скрыть это часто только ухудшают ситуацию, потому что клиент чувствует, что от него ещё что то и скрывают.
Кроме того, если терапевт не пускает в контакт какую-то часть себя, это часто становится запретом и для клиента не пускать в контакт какую то часть себя. трудно быть усталым, если терапевт безупречно бодр. Трудно говорить о своём страхе, если терапевт ничего не боится.
К тому же, если терапевт ничего не боится, это скорее всего сигнал, что он будет нарушать вашиграницы и игнорировать ваши страхи.
Гарантией терапевтичных отношений - для меня сейчас - является не бузупречностьтерапевта,к оторой, конечно же, быть не может, а открытый ДОГОВОР.
Важно не то, что я боюсь, а как я с этим обращаюсь. Заставляет ли этот страх меня отстраняться и прерывать контакт, или он становится той точкой, которая сближает нас с клиентом.
Процесс последовательного разворачивания доверия, как договора о полноценном присутствии сторон и легитимизации недоверияк терапевту - сам по себе очень терапевтичен и является огромной частью терапии, если не основной.
"ну или просто прекратить занятия." - это да, и это гуд, елси таким образом клиент заботится о своей целостности - договориться не всегда удаетсЯ, по разным причинам. У меня нет цели удержать клиента на занятиях, но я заинтересован в том, чтобы помочь ему самому сориентироваться что ему нужно, чему доверять, а чему нет. Может быть, мне тоже не следует доверять. Но залог доверия в том,ч тобы окрыто проговаривать недоверие и страхи, елси это возможно в данной ситуации. Это признак сложившегося альянса.
"В общем случае мне кажется, что теряется терапевтичность, направленная непосредственно на клиента - вас начинают воспринимать не как специалиста, а как просто человека, у которого, может зуб болит, и чужую нудятину слушать он себя банально заставляет."
У меня может болеть зуб:) Но я беру на себя ответсвенность быть с клиентом настолько, насколько это возможно в этой ситуации, и , кажется, я не верю тем, кто говорит о том, что у него не болят зубы или это не влияет на его работу:)
Мой профессионализм в том, чтобы работать на развитие контактирования клиента. Но убирание себя под маску специалиста часто как раз таки разрушает контакт. Это не значит, что я не буду смотреть на клиента - опасно ли ему, если я открыто заявляю обо всех процессах которые у меня происходят. Я не разделяю ценности оголтелого предъявления себя. Главное для меня - совместная работа, альянс.
"Потом как лично я опять-таки это вижу, усиливается некая привязанность, можно сказать, что вы становитесь друзьями за деньги." - Не совсем понял, как ?:)
По-моему мнению, привязанность усиливается из-за невозможности влиять на то, что тебя не устраивает. В данном случае домашнее задание - это возможность для клиента построить контакт устраивающим его образом.
Как Вам мои ответы? Как ощущения, мысли? А то что то я разболтался, сложно в сети - не видя собеседника:)
кать, ну ты чего? пораскинь мозгами. выготский ввел понятие зоны ближайшего развития. надо говорить то, что находится для клиента в этой зоне - переносимо, понятно, а не страшно до ужаса и разрушительно.
я чего? я не знаю, я чего. я еще мало с чем сталкивалась и не успела все понятия операционализировать. ЗБР понятие очень емкое. и в контексте предъявления себя я пока о нем не думала. вот и спрашиваю у опытных товарищей. спасибо за ответ.
строительные леса не в смысле рабочей зоны, а в смысле совместно-разделённйо деятельности. то есть вот тут человеку нужна поддержка, подпорка, чтобы что-то сделать - и ты её даешь (строишь строительные леса). на другом языке - реагируешь в зоне ближайшего развития. а вот тут если ты среагируешь, то никакие подпорки не помогут, никакие леса башню не удержат,е лси ты не туда многотонный блок положишь.
"Раз клиент почувствовал или каким-то иным способом узнал, что пугает или напрягает вас (если это так), доверие может быть под угрозой да и он может начать тщательно отбирать слова и фразы, беспокоясь уже о вашем впечатлении, ну или просто прекратить занятия."
Доверие всегда находится под угрозой - клиент ВСЕГДА чувствует, если терапевта что-то напрягает или пугает. И потуги терапевта скрыть это часто только ухудшают ситуацию, потому что клиент чувствует, что от него ещё что то и скрывают.
Кроме того, если терапевт не пускает в контакт какую-то часть себя, это часто становится запретом и для клиента не пускать в контакт какую то часть себя. трудно быть усталым, если терапевт безупречно бодр. Трудно говорить о своём страхе, если терапевт ничего не боится.
К тому же, если терапевт ничего не боится, это скорее всего сигнал, что он будет нарушать вашиграницы и игнорировать ваши страхи.
Гарантией терапевтичных отношений - для меня сейчас - является не бузупречностьтерапевта,к оторой, конечно же, быть не может, а открытый ДОГОВОР.
Важно не то, что я боюсь, а как я с этим обращаюсь. Заставляет ли этот страх меня отстраняться и прерывать контакт, или он становится той точкой, которая сближает нас с клиентом.
Процесс последовательного разворачивания доверия, как договора о полноценном присутствии сторон и легитимизации недоверияк терапевту - сам по себе очень терапевтичен и является огромной частью терапии, если не основной.
"ну или просто прекратить занятия." - это да, и это гуд, елси таким образом клиент заботится о своей целостности - договориться не всегда удаетсЯ, по разным причинам. У меня нет цели удержать клиента на занятиях, но я заинтересован в том, чтобы помочь ему самому сориентироваться что ему нужно, чему доверять, а чему нет. Может быть, мне тоже не следует доверять. Но залог доверия в том,ч тобы окрыто проговаривать недоверие и страхи, елси это возможно в данной ситуации. Это признак сложившегося альянса.
"В общем случае мне кажется, что теряется терапевтичность, направленная непосредственно на клиента - вас начинают воспринимать не как специалиста, а как просто человека, у которого, может зуб болит, и чужую нудятину слушать он себя банально заставляет."
У меня может болеть зуб:) Но я беру на себя ответсвенность быть с клиентом настолько, насколько это возможно в этой ситуации, и , кажется, я не верю тем, кто говорит о том, что у него не болят зубы или это не влияет на его работу:)
Мой профессионализм в том, чтобы работать на развитие контактирования клиента. Но убирание себя под маску специалиста часто как раз таки разрушает контакт. Это не значит, что я не буду смотреть на клиента - опасно ли ему, если я открыто заявляю обо всех процессах которые у меня происходят. Я не разделяю ценности оголтелого предъявления себя. Главное для меня - совместная работа, альянс.
"Потом как лично я опять-таки это вижу, усиливается некая привязанность, можно сказать, что вы становитесь друзьями за деньги." - Не совсем понял, как ?:)
По-моему мнению, привязанность усиливается из-за невозможности влиять на то, что тебя не устраивает. В данном случае домашнее задание - это возможность для клиента построить контакт устраивающим его образом.
Как Вам мои ответы? Как ощущения, мысли? А то что то я разболтался, сложно в сети - не видя собеседника:)
Reply
Reply
Reply
а можешь ответить на первую половину фразы?)
Reply
Reply
и искусство в том числе и в том, чтобы проявления твоих состояний не портили процесс, а работали на него.. не знаю как точнее сказать
Reply
Reply
о, великий Развитый!
научи выражать эти мысли про терапию!
*кданяется в ноги и падает ниц*
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
вот и спрашиваю у опытных товарищей. спасибо за ответ.
Reply
нарративщики называют это "строительные леса".
Наташ Кедрова никак не называет, но всё время говорит, что это должно быть:)
Ну, в общем, это очень естественная мысль даже не для терапии.
Reply
хочется видеть все стороны метафоры, а не получается. ну рабочая зрна. и все? какие-то оттенки есть еще?
просто я думала о ЗБР скорее в интеллектуальном смысле, а про эмоции - надо еще попереваривать мысль...
Reply
Reply
Leave a comment