С Б-жьей помощью, недельная глава Торы “Бо”, Йуд (10) Шват, 5710
Годовщина вознесения души, уважаемой бабушки Ребе, г-жи Ривки, душа её в Эдене, да защитят нас её заслуги!
(сказано) “ПРИШЁЛ Я В САД МОЙ, СЕСТРА МОЯ, НЕВЕСТА” (Песнь Песней 5:1), и поясняется в Мидраш Раба (в комментарии к этому месту): “Не сказано тут (просто) “в сад”, а (подчеркнуто, что именно) “в мой сад”, “в мой родной сад”. (То есть) в место, которое ранее (уже) было основным (местом обитания), ибо (изначально) основным местом (обитания) Шхины(, Б-жественного Присутствия,) были нижние (ступени Мироздания). И, вследствие греха Древа Познания, унеслась Шхина с Земли на Небосвод. А вследствие грехов Каина и Эноша - вознеслась Шхина с первого Небосвода на второй и третий. Затем, в поколение Потопа, вознеслась на четвёртый Небосвод..”
И, как сказано в Мидраш Раба, в комментарии на фразу (Берешит 3:8) “И слышал он Глас Б-га Всесильного, похаживающий в саду”: “Сказал рабби Абба: “не сказано тут “ходящий”, а (именно) “похаживающий”, пройдёт и остановится, пройдёт и остановится”. (То есть, Б-жественное присутствие уносилось в новое место обитания (=пройдёт) и останавливалось там и т.д.) Затем, восстали семь праведников, и спустили Шхину вниз. Авраам удостоился и спустил Б-жественное Присутствие с седьмого Небосвода на шестой. Ицхак - с шестого на пятый. И вплоть до Моше, седьмого, (а все седьмые - любимы), который спустил Его вниз, на Землю. И, основным местом раскрытия Б-жественности (на Земле,) был Бейт а-Микдаш (, Иерусалимский Храм) - как сказано: “Пусть сделают мне Храм и Я поселюсь среди них”. Не сказано ( “поселюсь”) “в нём” (, в Храме,) а (именно) “среди них”, внутри каждого и каждой. И это то, что (намёком) выражено во фразе “Праведники унаследуют Землю и будут заселять её вовеки”. То есть, праведники унаследуют Землю, (а это Ган Эден (Эденский Сад) потому, что они “заселяют” (то есть “притягивают” в нижние миры) аспект (Б-жественности, называемый “Вовеки”,) “Обитающий Вовеки, Возвышенный и Святой”, и приводят к его раскрытию внизу. Об этом и сказано: “Пришёл Я в сад Мой”, “Мой родной сад”, место, которое изначально было основным. Ибо, основным местом Шхины были нижние (ступени Мироздания). Дело в том, что основная цель сотворения и существования Миров (выражена в изречении мудрецов:) (Мидраш Танхума, глава Бехукотай 3) “Возжелал Святой, благословен Он, чтобы было у Него жилище в нижних (ступенях Мироздания)”. (То есть, Всевышний, благословен Он, пожелал,) чтобы происходило раскрытие Б-жественности (именно) внизу, посредством (внутренней) работы человека по подавлению (запрещённого) и преобразованию (дозволенного в святое). Чтобы душа спустилась вниз и облеклась в тело и животное естество, которые скроют и запрячут свет (этой) души. И(, чтобы) душа, всё-же, привела к отбору (добрых качеств) и очищению тела, животного естества и своего надела в мире. И об этом (сказано:) “Пусть сделают Мне Храм и поселюсь Я среди них” - (“среди них”-) внутри каждого и каждой, за счёт (внутренней) работы (каждого) по отбору (своих добрых качеств) путём подавления (дурного) и преобразования (его в положительное). Как сказано: “когда подавляется обратное (святости) направление - возносится Слава Святого, благословенного, во всех мирах”.“Во всех мирах” - то есть, подразумевается (такая) степень (Б-жественного) Света, которая (светит) во всех мирах равномерно. В мирах, ведь, есть отличия степеней - высшие миры не похожи (по уровню Света) на нижние. В высших мирах - Свет (Б-жественности) светит (более) открыто. А в нижних - (Б-жественный) Свет не так явен. И бывает (даже), что Свет проявляется (лишь) путём сокрытия и утаения. И у этого есть различные степени. Как сказано (Йишаяу 48:13): “Так рука Моя основала Землю, а правая Моя - взбила Небеса”. Говорится (об этом) в Мидраше: “Распростёр правую руку Свою - и сотворил Небеса. Распростёр левую - и сотворил Землю”. Известно, что правая рука - указывает на больший Свет и раскрытие (воли). Это то, о чём сказано: “правая Моя - взбила Небеса”. Под “Небесами” подразумеваются высшие миры, аспект правой стороны, т.е. раскрытие Света, и Свет сам по себе (присутствует) в открытом состоянии. (Под словом) “Земля” - подразумеваются нижние миры, которые соответствуют аспекту левой стороны, где Свет (Б-жественности) не так явен, и сам Свет(, как таковой,) сокрыт и утаён. Как известно о (таком) различии четырёх миров из сказанного в Писании: “Всё, что названо Моим Именем, и ради Чести Моей сотворил, сформировал и даже создал Я его”, где подразумеваются четыре мира - Ацилут (Мир Приближённости), Бриа (Мир Сотворения), Йецира (Мир Формирования) и Асия (Мир Созидания). В этом (смысле) - Свет в мире Ацилут не таков, как в мирах Бриа, Йецира и Асия. Ведь “Ацилут” (Приближённость к Б-гу) подразумевает уровень раскрытия (всего) тайного. “Ацилут” (на святом языке происходит) от слова “эцель”(, “у”), “близкий”. И, так-же, “Ацилут” (на святом языке) сродни понятиям “обособленность” и “отделённость”. Ибо Ацилут, хоть и являет собой аспект “мира”, всё-же, по своей общей сути, он относится к мирам Эйн Соф (, Бесконечности). Но мир Бриа (Мир Сотворения) не таков - он даёт начало реальности, определённой как “сущее(, сотворённое) из ничего”. И таков смысл (сказанного) “Именем Моим и ради Чести Моей” - “Имя Моё” и “Честь Моя” (это понятия, которые) всё ещё соединены со Мной - это относится к миру Ацилут, миру единения (с Б-гом) и общности, где Свет (Б-жественности) совершенно явен. И это совсем не похоже на то, как (Свет Б-жественности проявляется) в мирах Бриа, Йецира и Асия. И в самих мирах Бриа, Йецира, Асия - есть различные степени проявления (Света), как видно из (самого факта) того, что этот (назван) Бриа, а те - Йецира и Асия. Однако, всё это(, сказанное выше, поясняет) Свет, предназначение которого оживлять миры, путём (внутреннего) наполнения всех миров (жизненной силой). Но есть Свет, который выше (любой) сопричастности с мирами, это - Свет, окружающий все миры. И(, так как) он окружает и окаймляет (совершенно) все миры - поэтому светит во всех мирах равномерно. И это (подразумевается во фразе выше, в словах) “во всех мирах”, то есть его привлечение - (происходит) во всех мирах равномерно. Однако, привлечение этого Света - (происходит) лишь посредством (внутренней) работы человека по отбору (своих добрых качеств), осуществляемой с помощью подавления (дурного) и преобразования (его в добро). Это и есть (смысл изречения) “когда подавляется обратное (Святости) направление” - когда своей внутренней работой (человек) приводит к подавлению обратного (Святости) направления, и к преобразованию тьмы в Свет - тогда (становится особо явным) преимущество именно Света (привлечённого в результате работы) над тьмой. То есть, когда тьма преобразовывается в Свет, у Света появляется (новое) преимущество (относительно его первоначального положения) - (Б-жественный) Свет открывается (во всех мирах) настолько, что (явно) светит (так-же) внизу в самом простом смысле. То есть, Свет привлекается таким образом, что степень его привлечения - во всех мирах одинакова. И это (смысл изречения): “когда подавляется обратное (Святости) направление - возносится Слава Святого, благословенного, во всех мирах”. Свет, который привлекается - это (Б-жественный) Свет, окружающий все миры, степень привлечения которого, окружает и окаймляет все миры в равной мере. И поэтому - светит так-же и внизу, как упомянуто выше. Это и есть “Пусть сделают мне Храм и Я поселюсь среди них”, внутри каждого и каждой, путём работы по подавлению и преобразованию тьмы в Свет. И, за счёт этого, создаётся преимущество Света - “возносится Слава Святого, благословенного, во всех мирах”, благодаря чему светит и раскрывается Свет Окружающий (все миры).
СОКРАЩЕНИЕ Основное место Шхины - в нижних (ступенях Мироздания). Поясняет, что цель сотворения миров - чтобы было Жилище в нижних. Это делается путём подавления и преобразования, что привлекает Свет Окружающий во все миры равномерно.