С Б-жьей помощью
В дни от Песаха до Рош а-Шана (новолетия), в еврейских общинах заведено изучение трактата Авот.
Трактат Авот содержит в себе летопись передачи знаний Торы от поколения к поколению, и избранные изречения мудрецов разных поколений.
В отличие от других трактатов Талмуда, текст трактата Авот отличается легкостью изложения. Сказанное в нем - доступно и простым людям, которым не чуждо размышление. На первый взгляд может даже показаться, что большинство сказанного в нём - лишь афоризмы из сферы нравственности, смысл которых очевиден, и к которым, не следует относиться так-же серьёзно как, например, к законам, изложеным в Шульхан Арух.
Всё-же, значение трактата Авот в еврейском Служении весьма велико. РАМБАМ (здоровья ему!) в предисловии к своему комментарию на этот трактат (восемь глав предваряющих трактат Авот) пишет, что скурпулезное следование указаниям трактата Авот - приводит человека к реализации своего Б-жественного предназначения!
Единственное, что отличает человека от других животных - пишет РАМБАМ - это его способность развиваться, изменять своим склонностям соотносимо с опытом. Покуда человек лишь следует своим естественным склонностям, не развивает свою натуру - он ничем не отличается от скотины. Пока он не реализует уникальное качество, присущее своему виду - он, по сути, не может быть полноценно назван “человеком”.
Единственно ценный опыт, который возможно приобрести в этом мире - это познание Творца, которое остается с душой человека навеки. То есть, словами РАМБАМА, “постепенное умозрительное выстраивание схемы внутренней структуры миров”. Лишь развитие в Служении Творцу, и расширение способности воспринимать Б-жественную Мудрость - являются по настоящему достойными занятиями.
Поэтому, по мнению РАМБАМА, высшая ступень, которую может (и должен стремиться) достичь каждый человек - это ступень пророчества. Более высокого уровня восприятия Б-жественной Мудрости для человека нет. И следование указаниям трактата Авот - пишет РАМБАМ - может привести человека к достижению этой ступени.
Не следует заблуждаться из-за кажущейся простоты некоторых изречений наших Учителей. Мудрецы намеренно изложили самые сокровенные тайны в виде притч и афоризмов.
Желая увековечить в поколениях сокровенные тайны Творения, мудрецы не желали, чтобы знания попали к недостойным. Поэтому, они избирали такие формулировки, буквальный смысл которых уводил-бы глупцов в сторону от Истины. И лишь человек мыслящий, способный сопоставлять одно с другим - мог постичь истинный смысл сказанного ими. (как это подробно объясняет РАМБАМ в своем предисловии к Мишне)
Необходимость прислушиваться к сказанному в трактате Авот подчеркивает и свод законов Шульхан Арух. То, с чего он начинается - отрывок из трактата Авот: “Йеуда бен Тейма говорит: будь дерзок как леопард; легок как орёл; скор как лань; и силён как лев - в стремлении исполнить Волю Отца твоего, что на Небесах”.
Первые указания Шульхан Аруха - это то, с чего каждый еврей должен начинать своё Служение - как общее, так и ежедневное. Ещё до того, как заняться своим первым шагом в Служении - признанием Творца и произнесением благодарственных слов - еще до этого - следует осознать и настроить себя на главное - стремиться лишь к Истине, раскрывать Б-жественную мудрость во всём. Осознать, что за всем - даже за нечистыми животными - стоит лишь единый Б-жественный Разум. Всё, что сотворил в этом мире Всевышний (благословен Он!) - призвано нести человеку нравоучения и указания в Служении, помогая ему в достижении Высшей Цели.
Мидраш Шмуэль так поясняет упомянутые четыре качества: “Дерзок как леопард” - означает не придавать значения насмешникам, пытающимся высмеять твоё Служение. “Легок как орёл” - это готовность с легкостью отвлечься от мыслей, устремившихся вслед за глазами в неугодное русло. “Скор как лань” - быть расторопным в Служении и выискивать возможность исполнить заповедь. “Сильный как лев” - это тот, кто преодолевает свою натуру, ради Служения своему Творцу.
Из того, что составитель кодекса Шульхан Арух (который повсеместно принят во всех еврейских общинах) привёл эти указания в самом начале, еще до указания произносить первые благодарственные слова - ясно, что эти качества совершенно необходимы для Служения. Без них - невозможно даже полноценно выполнить то указание Шульхан Аруха, которое не требует ритуальной чистоты!
В трудах хасидизма поясняется, что эти четыре качества - соотносятся с четырьмя буквами Имени Творца, и с четырьмя внутренними центрами человека. Лишь направляя все четыре ступени своих внутренних сил на стремление к Творцу - человек может полноценно присоединиться ко всем аспектам Б-жественности.
В изречениях мудрецов - не бывает лишних букв. Упомянутая от имени рабби Йеуды бен Теймы мишна - была известна и другим Учителям. Однако, увековечить её в поколениях, мудрецы пожелали от имени именно этого мудреца.
Во первых - мудрецы считали рабби Йеуду бен Тейму заслуживающим этого. На страницах Талмуда они свидетельствуют о нём, что он являл собой достойный пример реализации упомянутых в мишне качеств.
Во вторых - мудрецы намёком оставили нам важное наставление в Служении Творцу:
Быть дерзким, легким, скорым и сильным - это ещё не всё. Главное - чтобы эти качества черпали силы из чистого Источника. Наглое поведение, например, порожденное увереностью в себе - лишь уводит человека от Истины. Дерзость не должна исходить из самоуверенности (источник которой - не чист). Истинная, Б-жественная дерзость - не наглость, а косвенный результат поведения человека, уверенного в Творце.
Лишь чистая вера в Творца должна быть мотивом всех действий человека. На это намекает имя рабби Йеуда бен Тейма: “Йеуда” - на святом языке происходит от корня “признание” (Творца); “Тейма” - происходит от корня “там”, “простодушный”.