учение рабби Ицхака Лурия Ашкенази (здоровья ему!)
записал рабби Хаим Витал (здоровья ему!)
ВРАТА МОЛИТВЫ
продолжение
ГЛАВА ВТОРАЯ
Когда человек надевает одежды, каждый раз надлежит ему сначала приложить оба края одежды к правой стороне (своего тела), взять правой рукой так, чтобы одежда осталась на правой стороне. А затем пусть обернёт левую часть одежды через спину налево. Затем - сначала оденет правую руку в правый рукав одежды, потом - оденет левую руку. И пусть подразумевает под этим, что (изначально) всё включено в правую сторону. И (лишь) затем правый аспект даёт левому. Подробнее об этом смотри далее, в пояснении на тему одевания обуви.
И пусть не одевает две одежды вместе, как поступают некоторые в зимние дни и в холода. Лишь пусть надевает каждую вещь по отдельности. А те, кто так поступают ( - надевают больше одной одежды за раз - ) укрепляют (в себе) склонность к забывчивости. Причина этого в следующем. Знай, что (сами) одеяния человека исходят из Святости. Однако, грехи, совершаемые человеком - приводят к тому, что человек облекается в клипот (силы сокрытия, исходящие от нечистоты), и клипот цепляются за одеяния человека. И вот, у одеяний есть аспект окружающего света. Как известно, есть Внутренний Свет, внутри тела; одежды - облекают и окружают тело; а далее - окружающие свечения, находящиеся снаружи одежд. Однако, у каждого одеяния в отдельности - есть только один слой Окружающего Света. А нет ничего более отталкивающего клипот (сокрытие), чем (очевидный) Окружающий Свет, как известно. Ибо там (в аспекте Окружающего Света) клипот не могут закрепиться. И поэтому, тот Свет окружает снаружи, предохраняя от подпитки клипот. Получается, что тот, кто одевает две одежды вместе, не оставляет места Окружающему Свету войти между одеждами. Поэтому, клипа не отталкивается от (Окружающего Света) одеяний. И тогда появляется забывчивость - происходящая со стороны клипот. Подробнее смотри далее, в пояснении заповеди цицит, выражающей Окружающий Свет аспекта Волос (Высшего Человека). Смотри, также, в пояснении к благословению “Одевающий нагих”, далее. И ещё: эссе на тему поручня в труде “Даат Эц Хаим” (“Познание Древа Жизни”); эссе о мирах АБИ”А (Ацилут, Бриа, Йецира, Асия) и эссе о могильных страданиях в конце труда Сефер Гилгулим (“Книга о реинкарнациях”)
БЛАГОСЛОВЕНИЕ “Одевающий нагих” и благословение “дающий уставшему силу” следует говорить в обратном порядке от того, как указано в труде “Шульхан Арух” (“Накрытый Стол” - свод законов Торы. В хасидских общинах последователей АР”И - порядок этих благословений соответствует мнению автора.) О человеке, находящемся в этом мире сказано: “нет праведника на земле, который бы делал лишь добро и не согрешил”. И если грех велик - сбрасывает он святые одеяния с человека, и облекают его в одеяния клипот, исходящие от Змея. Наподобие сказанного “и устыдились Исраэль украшений своих” (Дварим 33:6), и прилепилась к ним нечистота Змея. То-же произошло и с (первым человеком,) Адамом и Хавой, когда согрешили они и познали, что наги они и т.д. А если грех не настолько велик - лишь ослабевает сила (Окружающего Света одеяний), хотя он и остаётся при одеянии, подобно сказанному (Дварим 32:18) : “От Создателя, породившего тебя - обессилил ты”. И когда человек закладывает свою душу, произнося фразу “в руку Твою закладываю дух свой” перед сном - он отдаёт её сфере Малхут, чтобы та обновила его одеяния. И тот, у кого нет одеяния - дают ему (Свыше) новые одеяния. А тот, у кого есть одеяния, но лишь ослабла их сила - она (сфера Малхут) укрепляет их и дает им силу. Всё это происходит с утренним светом, как сказано (Эйха 3:23): “Обновляются по утрам, велика преданность Твоя”. И это обновление происходит по утрам силой Имени Эл (א”ל - это Имя буквально подразумевает под собой силу как таковую). А Имя это отражает собой сферу Хесед (правая сторона, Добро), которая пробуждается по утрам, как это сокрыто во фразе: “и встал Авраам рано утром”. И это то, о чём мы говорим в благословении “сотворивший Светила” (перед чтением Шма): “Обновляющий добротой Своей каждый день деяние Сотворения”, как подразумевается во фразе “обновляются по утрам”, как мы упомянули.
Аспект “одеяния” (как такового) будет пояснён далее, в отрывке на тему одевания обуви, см. там. Ибо есть среди одеяний аспект одеяния тела - называемый “одежда”. И есть одеяния ног, называемые “обувью”. Но всё это - единый аспект одеяний. На святом языке “одеяние” - “малбуш” (מלבוש) имеет числовое значение 378. Это намёк на 378 высших сияний, присутствующих в Высшем Лике. Как это упоминалось нами в комментарии к разделу “Идра” книги Зоар, что есть в одном Лике Имя Э”Л (א”ל). В полном написании (названий букв - אל”ף למ”ד), это Имя - даёт числовое значение 185. И во втором Лике - также, Имя Э”Л, 185 (в полном написании). Два раза по 185 - это 370 сияний. Шесть букв полного написания Имени Э”Л (אל”ף למ”ד), и две буквы простого написания (א”ל) - итого 378. Так-же, это то, что скрыто в Имени О”р Пниэ”ль (אור פניא”ל - можно перевести как “Сияние Лика Б-га”), числовое значение которого совпадает со словом малбуш (одеяние = 378). Ибо одеяние исходит от Сияния Лика Имени Э”Л, как пояснялось выше.
Об этом-же написано в разделе книги “Зоар”, “Саба” (лист 96), в комментарии на главу Мишпатим, на фразу “одевая её”, что одеяние души являет собой Имя ЭЛОХ”А (אלו”ה - буквально “наделённое силой”, “уполномоченное”). И мы уже поясняли в комментарии к книге “Зоар” на главу “Лех Леха”, что Имя ЭЛОХ”А (אלו”ה), на святом языке, делится на два Имени: Э”Л и В”А (א”ל ו”ה). То есть: одеяние, исходящее от Имени Э”Л (א”ל) привлекается в Малый Лик и Малхут, обозначеных двумя последними буквами Вав и Хэй четырёх буквенного Имени (יהו”ה). Эту тему мы приводили в пояснении названий трёх сосудов сферы Хесед Малого Лика. Там мы упоминали, что средний из трёх сосудов - Имя ЭЛОХ”А (אלו”ה). Первая часть этого Имени являет собой двойной аспект Имени Э”Л (א”ל), как мы говорили выше, что даёт числовое значение 378, учитывая количества букв в полном написании. Также, при включении количеств букв (самого слова) - получается и числовое значение слова АС”Э (עש”ה - “делай”, 375 + 3 буквы слова = 378). А две буквы Вав и Хэй (ו”ה) из Имени ЭЛОХ”А (אלו”ה) - о них сказали мудрецы: “Вав и Хэй вместе со словом Зихри (זכרי - “напоминание обо Мне”, из фразы Шмот 3:15 “Это Имя Моё и напоминание обо Мне вовеки”) - дают числовое значение 248, это 248 заповедей “делай”. И пойми это хорошенько.
То-же присутствует и в аспекте ХАШМА”Л (חשמ”ל - буквально “говорящая тишина”). Слово ХАШМА”Л на святом языке имеет числовое значение слова малбуш, “одеяние” (378). Ибо ХАШМА”Л - это одеяние сферы Бина (Понимание, Вникание), облачающее Малый Лик и сферу Малхут. Подобно тому, что сказали мудрецы об Имени ЭЛОХ”А (אלו”ה), что оно представляет собой Э”Л В”А (א”ל ו”ה). И когда будешь ты произносить благословение “одевающий нагих” (מלביש ערומים) - подразумевай упомянутые новые одеяния, даруемые тем, с кого совершенно сброшены их собственные одеяния. А о тех, у кого есть ослабленные одеяния, и их обновляют да укрепляют - мы произносим благословение “Дающий уставшему силу” (הנותן ליעף כח).