РАМБАМ, МИШНЕ ТОРА
Отрывки, касающиеся законов потомков Ноаха
ЗАКОНЫ КОРОЛЕЙ И ИХ ВОЙН
ГЛАВА 8
12. Моше, Учитель наш, завещал Тору и заповеди лишь народу Исраэля, как сказано (Дварим 33:4): “наследие общины Яакова”, и тем представителям народов мира, кто пожелает пройти гиюр (принять иудаизм), как сказано (Бемидбар 15:15): “как вам так и прозелиту”. Но тот, кто не желает - не принуждают его принять Тору и заповеди.
13. Также, заповедал Моше склонять всех обитателей мира принять на себя все заповеди, которые были даны Ноаху. И каждый, кто не примет их на себя - погибнет. А тот, кто примет - называется “гер тошав” (пришелец, имеющий право проживать в еврейской общине). И принять на себя (соблюдение семи заповедей Ноаха) он должен в присутствии трёх товарищей. А тот (прозелит), кто принял на себя обязательство пройти обрезание и не совершил этого в течении двенадцати месяцев - считается обычным неевреем из народов мира.
14. Тот, кто принимает на себя соблюдение семи заповедей, и придерживается их исполнения - является “хасид умот олам”, благочестивым представителем народов мира, и у него есть удел в Грядущем Мире. Но лишь в том случае, если он принимает и исполняет их исходя из того, что они заповеданы Всевышним, благословен Он, в Торе, в которой Моше, Учитель наш, сообщил о том, что они были ранее заповеданы Ноаху. Но если исполняет их из рациональных соображений - он не считается ни “гер тошав”, ни “хасидом” народов мира, а является лишь одним из их мудрецов.
ГЛАВА 9
1. Шесть вещей были заповеданы первому человеку, Адаму: запрет идолопоклонства; запрет богохульства; запрет кровопролития; запрет разврата; запрет воровства; и обязанность судопроизводства.
2. Не смотря на то, что обо всех этих заповедях мы знаем по традиции, переданной нам Моше, Учителем нашим, да и разум склоняется к ним в свете остальной Торы - всё равно следует понимать, что именно они заповеданы Ноаху. И добавил (Всевышний, благословен Он) Ноаху запрет поедать органы живого животного, как сказано (Берешит 9:4): “но мяса, пока душа его в крови - не ешьте”. Итого - семь заповедей.
3. Так и было заведено в мире, пока Авраам получил дополнительную заповедь об обрезании. Также, он начал молиться утреннюю молитву. Ицхак начал отделять десятину и стал молиться еще и перед заходом солнца. Яаков добавил запрет поедать вертлюжью жилу и стал молиться вечернюю молитву. В Египте Амрам получил дополнительные заповеди. А затем пришел Моше, и довел Тору до полноценности.
4. Потомок Ноаха, поклоняющийся идолу - подлежит наказанию в том случае, если совершил служение в принятом для того идола порядке. Любое идолопоклонство, за которое еврейский суд присуждает еврею смерть через удушение (повешение) - потомку Ноаха предполагает смерть, через отсечение головы. А идолопоклонство, за которое еврейский суд не присуждает смертную казнь - не предполагает смерть также и потомку Ноаха. И, хотя, такое идолопоклонство не наказуемо смертью - всё равно оно совершенно запрещено. И не дозволяют (ноахидам) воздвигать алтарь, сажать ель или создавать скульптуры и т.п. (даже) для красоты.
5. Ноахид, проклинающий Б-га - будь-то с использованием Его Имени, или с использованием любых эпитетов - подлежит наказанию. У еврея - не так.
6. Ноахид убивший душу, даже зародыша во чреве матери - подлежит смертной казни. И если убил раненного, или связал его и отдал льву (на растерзание), или же морил голодом до смерти - так как, в любом случае, умертвил - подлежит смертной казни. Или если одним из своих органов убил преследователя, которого можно было спасти - подлежит смертной казни. Не так это у еврея.
7. Шесть видов разврата запрещены потомкам Ноаха: (совокупление) с матерью; с женой отца; с замужней женщиной; с сестрой по матери; мужеложство; и скотоложство. Как сказано (Берешит 2:24): “Поэтому, пусть оставит человек отца своего” - это жена отца. “И мать свою” (там-же) - по простому смыслу. “И прилепится к жене своей” (там-же) - а не к жене товарища своего. “К жене своей” - а не к мужчине. “И будут одной плотью” (там-же) - это исключает скотину, животных и птиц, ведь они не одной плоти (с человеком). И сказано еще (Берешит 20:12): “Сестра она мне по отцу, но не по матери - и будет она мне женой”.
8. Ноахид подлежит наказанию за любовницу отца, или за невольницу отца - ведь она (как) его мать, в любом случае. И подлежит наказанию за жену своего отца даже после смерти отца. И подлежит наказанию за мужеложство, будь-то со взрослым или с ребёнком. Также и за скотоложство - будь-то со взрослой особью или с молодой. И смертной казни подлежит лишь провинившийся, а животное не убивают. Заповедь убивать животное (в подобном случае) получил лишь народ Исраэля.
9. Ноахид подлежит наказанию за жену товарища лишь в том случае, если совокупился с ней обычным путём после того, как она совокуплялась со своим мужем. Однако если она обручённая, или вышедшая замуж, но не совокуплявшаяся - не подлежит наказанию. Как сказано (Берешит 2:3): “а она - познавшая мужа”.
10. Сказанное подразумевает потомка Ноаха совокупившегося с ноахидкой. Но нееврей, совокупившийся с еврейкой, будь-то обычным путём или не обычным - подлежит наказанию. Если она была обручена - подлежит смертной казни через побитие камнями, как по закону евреев. Если совокупился с ней после её хупы (после обряда замужества), но до того, как она совокупилась с мужем - подлежит смертной казни через удушение (повешение), как по закону евреев. Но если совокупился с замужней еврейкой после того, как она совокуплялась с мужем - тогда, как и в случае с замужней нееврейкой, подлежит смерти через отсечение головы.
11. Ноахид, выделивший наложницу своему рабу - за совокупление с ней подлежит смертной казни, в соответствии с запретом о замужней женщине. Однако, наказанию за неё он подлежит лишь после того, как это (факт того, что она отдана рабу) станет известно, и будут говорить о ней в народе: “это женщина такого-то раба”. А когда она вновь станет разрешённой (своему хозяину)? После того, как заберёт её у раба и растреплет её волосы на базаре (в людном месте).
12. Когда жена товарища (ноахида) будет считаться подобно нашей (еврейской) разведённой? Когда (муж) изгонит её из своего дома и отправит жить самостоятельно. Или же она (сама) выйдет из под его власти и пойдёт своей дорогой. Ведь нет у нее обязанности (по Торе) получить разводное письмо. И это не зависит лишь от мужа - в любой момент, когда пожелают он или она расстаться - расстаются.
13. Ноахид подлежит наказанию за воровство - вне зависимости от того, украл он у нееврея или у еврея. Похищающий или ворующий деньги, или человека, или задерживающий плату наёмному работнику и т.п., даже тот, кто поел в рабочее время - за всё это подлежит наказанию и попадает под определение вора. Не так это у еврея. Также, подлежит наказанию даже за то, что стоит меньше самой мелкой монеты. И если ноахид украл меньше мелкой монеты, а затем пришел другой ноахид и украл у него - оба подлежат смертной казни.
14. Также (ноахид) подлежит наказанию за поедания органов или мяса живого животного - в любом количестве. Ведь законы об определённом размере, подлежащем наказанию - были даны лишь народу Исраэля. А употреблять кровь живого животного - разрешено.
15. (Сказанное, говорит) об органе или мясе, отделённом от скотины или животного. Однако за птицу - по моему, ноахид не подлежит смертной казни как за нарушение запрета поедать органы живого животного. Если зарезал скотину, и даже есть у неё два признака (смерти) - всё то время, пока она дёргается в судорогах - мясо и органы, отделённые от неё, запрещены ноахиду, попадая под запрет поедать органы живого животного.
16. Всё, что запрещено евреям в качестве запрета поедать органы живого животного - запрещено и ноахиду. Однако, в некоторых вещах, ноахид подлежит наказанию, а еврей нет. Ведь за скотину и за животное, чистую скотину или нечистое животное - ноахид подлежит наказанию, попадая под запрет поедать органы или мясо живого животного. (а еврею вообще запрещены нечистые животные, и он попадает под другие запреты). И за органы или мясо, отделённые от скотины до прекращения судорог - даже если еврей зарезал её, определив два признака (смерти) - ноахид подлежит наказанию как за нарушения запрета поедать органы живых животных.
17. Каким образом потомки Ноаха исполняют заповедь о судопроизводстве? Обязаны посадить прокуроров и судей в каждом районе, чтобы судили на основе этих шести заповедей и предостерегали народ. Ноахид, нарушивший эти семь заповедей - подлежит смерти через отсечение головы.
18. Каким образом? Тот, кто служит идолам; или проклинает Б-га; или проливает кровь; или совокупляется с кем-то из шести запрещённых; или ворует даже меньше мелкой монеты; или поедает в любом количестве органы или мясо живущего животного; или видел кого-то нарушающего один из запретов и не судил его и не казнил - подлежит смертной казни через отсечение головы.
19. Поэтому все мужчины Шхема подлежали смерти - ведь Шхем украл, а они видели, знали и не судили его. Ноахид подлежит смерти за нарушение (даже) одного запрета; он может быть судим (лишь) одним судьёй и казнён без предупреждения; может быть приговорён по свидетельству близких родственников. Однако не может быть казнён по свидетельству женщины, и женщина не может быть у них судьёй.
ГЛАВА 10
1. Ноахид, нарушивший один из запретов непреднамеренно - освобождён от наказания совершенно. Кроме непреднамеренного убийцы - ведь если его убьёт кровный мститель, он (мститель) не должен быть казнён (как за убийство). И нет у него города-убежища (как у евреев), однако их суды не должны выносить ему смертный приговор (за непреднамеренное убийство).
2. О чем идёт речь? О нарушении одной из заповедей по ошибке, без (злого) умысла. Например, если совокупился с женой товарища, думая что она его жена или, что она свободна. Однако, если знал, что она замужем, но не знал, что она ему запрещена и думал, что разрешена; или убил, но не знал что нельзя убивать - этот близок к злонамеренно совершившему преступление и подлежит смерти. И это не будет засчитано ему ошибкой, ибо он должен был выучить (законы), но не выучил.
3. Ноахид, которого насильно заставляют нарушить одну из заповедей - разрешено ему нарушить. И даже если заставляют поклоняться идолу - поклоняется, ибо нет у них заповеди освещать Имя Б-га (жертвуя, ради этого, своей жизнью). Их дети, глухие и сумасшедшие никогда не подлежат наказанию - ибо они не обязаны соблюдать заповеди.
4. Ноахид, прошедший гиюр (принявший иудаизм), обрезание и окунание в микву, а затем решивший отвернуться от Б-га и быть лишь гер тошав, как раньше - не слушают его. Должен быть как еврей во всём или казнён. А если он был ребёнком, когда его в присутствии суда окунули - имеет право опровергнуть когда повзрослеет, и быть гер тошав. А если не опровергнул в своё время (когда повзрослел) - то далее (в более позднем возрасте) уже не может опровергнуть, и считается праведным прозелитом.
5. Поэтому, если девочке, которую окунули в детстве, положено приданное, или штраф за изнасилование - всё это будет храниться под опекой суда, пока она не повзрослеет и не опровергнет (своё прозелитство). Так это, чтобы она не забрала (положенное ей как еврейке имущество), а затем выросла и опровергла. Ибо тогда получилось бы, что она воспользуется запрещенным ей имуществом, право на которое ей дают лишь законы Исраэля.
6. Ноахид, проклявший Б-га, или служивший идолам, или совокуплявшийся с замужней, или убивший нееврея - а затем принявший гиюр - освобождён от наказания. Убил еврея или совокупился с замужней еврейкой, а затем принял гиюр - подлежит наказанию. И отсекают ему голову за убийство еврея, и удушают за замужнюю еврейку (в соответствии с законами евреев) - ибо законодательство его изменилось.
7. Мы уже поясняли, что любая смертная казнь ноахида - отсечение головы. Кроме случая совокупления с замужней или обрученной еврейкой - тогда смертная казнь через побитие камнями. А если совокупился с вышедшей замуж еврейкой до того, как она совокупилась с мужем - смертная казнь через удушение.
8. По традиции (от Моше, Учителя нашего) нам передалось, что ноахидам запрещено скрещивание скотины и деревьев - однако, за это не положена смертная казнь. И нееврей, ударивший еврея, даже причинивший ему (телесный) вред - хоть и подлежит смерти, тем не менее - не должен быть казнён.
9. Заповедь об обрезании была дана лишь Аврааму и его потомкам, как сказано (Берешит 17:9): “ты и семя твое за тобой, в поколениях своих”. Семя Йишмаэля было исключено, как сказано (Берешит 21:12): “Ицхак будет назван твоим семенем”. И исключено семя Эсава, ведь Ицхак говорит (лишь) Яакову (Берешит 28:4): “И даст тебе благословение Авраама, тебе и семени твоему”, подразумевая, что лишь он считается семенем Авраама, хранящим его религию и прямые стези. И лишь они обязаны исполнять заповедь обрезания.
10. Сказали мудрецы, что потомки Ктуры (жены Авраама, которую он взял после смерти Сары), потомки Авраама, рождённые после Ицхака и Ишмаэля - обязаны соблюдать заповедь обрезания. И, так как, сегодня смешались потомки Ктуры с потомками Ишмаэля - все они обязаны совершать обрезание на восьмой день. Но не подлежат смерти за несоблюдение этой заповеди.
11. Нееврей (не принявший семь заповедей Ноаха), изучающий Тору - подлежит смерти. Ему дозволено лишь изучать то, что касается семи их заповедей. Также нееврей, соблюдающий законы Субботы - даже если постановил себе субботу в будничный день, но соблюдает этот день как Субботу - подлежит смерти. И нет необходимости говорить, что то-же самое касается и случая, если он установил себе (еврейский) праздник (и соблюдает его законы).
12. Общее правило: не дозволяется ему обновлять религию и исполнять заповеди по собственному мнению. Пусть либо становится праведным прозелитом, либо следует тому, что ему положено по Торе и не добавляет и не убавляет. А если изучал Тору, или соблюдал Субботу, или обновил (в своём Служении) нечто - бьют его (плетью), наказывают, сообщают ему, что он заслужил смерти - но не казнят.
13. Ноахид, пожелавший исполнять что-то из других заповедей Торы, ради получения награды (в Грядущем Мире) - не препятствуют ему исполнять заповедь в соответствии с её законами. И если он пожелает принести жертву подношения - принимают её у него. Даёт пожертвования - принимают у него, и, как мне кажется - передают его пожертвования беднякам народа Исраэля, ведь он получает (и материальную и духовную) пищу от Исраэля, а значит на них лежит заповедь давать ему пищу. Но нееврей (не принявший заповеди сыновей Ноаха), дающий пожертвование - принимают его пожертвования и передают беднякам неевреям.
14. Еврейские суды обязаны поставить судей, которые бы судили пришельцев, живущих в среде Исраэля, по этим законам - для того, чтобы не был разрушен мир. И если суд видит, что они (пришельцы) установят своих судей - пусть устанавливают. А если видят, что необходимо поставить (над ними) судей из народа Исраэля - пусть ставят.
15. Если два нееврея предстанут перед тобой, чтобы судиться по законам Исраэля, и они оба этого хотят - судят их по закону Торы. Один желает, а другой не желает - не принуждают их судиться никак, кроме как по их законам. Один еврей а другой нееврей - если еврей невиновен по их законам - судят по их законам, и сообщают нееврею: таков ваш закон. А если еврей невиновен по нашим законам - судят по закону Торы и сообщают нееврею: таков наш закон. И мне кажется, что так не поступают в случае с гер тошав - в его случае всегда судят по их законам.
16. Также, мне кажется, что с гер тошав ведут себя учтиво и милосердно как с евреем, ибо на нас лежит заповедь поддерживать их жизнь, как сказано (Дварим 14:21): “пришельцу, который во вратах твоих - отдай её, пусть ест”. Об этом сказали мудрецы: “Не усердствовать с ними в приветствиях - касается нееврея (не принявшего заповеди Ноаха), а не гер тошав”. Даже о неевреях заповедали нам мудрецы навещать их больных, хоронить вместе с евреями, давать пропитание их беднякам наряду с бедняками Исраэля - поступая миролюбиво. Ведь сказано (Теилим 145:9): “Добр Б-г ко всем и милосердие Его на всех созданиях Его”. И сказано (Мишлей 3:17): “Пути её (Торы) - пути приязни; и все стези её - мир”.