учение рабби Ицхака Лурия Ашкенази (здоровья ему!)
записал рабби Хаим Витал (здоровья ему!)
ВРАТА МОЛИТВЫ
продолжение
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Знай, что в каждом из четырёх миров Ацилут, Бриа, Йецира и Асия - есть два аспекта. Один - это внешний аспект, включающий в себя внешнюю сторону всех миров. Второй - это внутренний аспект миров, являющий собой души миров - ступень Нефеш в мире Асия (витальная сила материального мира), ступень Руах в мире Йецира (вдохновление на уровне эмоций) и т.д. Подобно этим аспектам - есть два аспекта в молитве, упомянутые в книге Зоар на главу Бемидбар, и на главу Вайакгель (лист 101, стр. 1). Вот они: практическое исполнение и сам порядок молитвы. И каждый из этих аспектов подразделяется на четыре части. Практическое действие (необходимое для исполнения молитвы) подразделяется на четыре части: опорожниться и удостовериться, что организм чист; затем цицит; затем ручные филактерии; и затем - головные филактерии. Соответственно, есть и четыре подразделения самой молитвы: порядок жертвоприношений - от самых первых благословений до слов “благословен Тот, который изрёк” (барух шеамар ברוך שאמר). Затем воспевания, начинающиеся словами барух шеамар и до конца припева “да восславится” (йиштабах ישתבח). Затем благословение о сотворении светил и все благословения перед Шма Исраэль вплоть до молитвы Амида (Предстояние עמידה - молчаливой молитве восемнадцати благословений). Затем сама молитва Амида, состоящая из восемнадцати благословений. Вот это и есть четыре подразделения практического действия и четыре подразделения самой молитвы.
Однако (следует знать, что) четыре подразделения практического действия предназначены для того, чтобы исправить четыре мира Ацилут, Бриа, Йецира и Асия - лишь в их внешнем аспекте, как пояснялось выше. И лишь для того, чтобы исправить их положение внизу. А четыре подразделения молитвы предназначены для того, чтобы их поднять и внедрить каждый мир в соответствующий (высший) мир, как мы поясним с Б-жьей помощью. И поднять их ввысь возможно лишь в том случае, если будут обобщены и вознесены внутренние аспекты всех миров, соответствующие их душам, как мы говорили. И тогда - внешние аспекты миров также поднимаются и объединяются вместе с ними.
Для начала разъясним четыре подразделения практического действия, предназначение которых подготовить внешний аспект миров, каждый из миров на своём уровне. Сначала - омовение рук. Этим подготавливает внешний аспект мира Асия. Благословение после омовения - готовит окружающий свет (внешнего аспекта мира Асия). Затем - пусть опорожнится и удостоверится, что организм чист. Этим подготавливает ступень Нефеш мира Асия. А благословение после этого, “ашер йацар” (“который сформировал” אשר יצר), являющее собой дыхание, исходящее из уст - становится окружающим светом к этой ступени. Затем, посредством молитвенного одеяния, талит (покрывала с кистями цицит) - подготавливает аспект мира Йецира. Как следствие - ступень Нефеш мира Йецира спускается, и становится ступенью Руах мира Асия. Эта ступень (Руах мира Асия) выражает собой аспект мира Йецира в мире Асия. Затем, благословение на цицит становится окружающим светом миру Йецира (его внешнему аспекту). Затем, посредством ручных филактерий, подготавливается мир Бриа. Тогда спускается свет от ступени Нефеш мира Бриа к ступени Нешама мира Йецира. Затем, после благословения на ручные филактерии - получается окружающий свет мира Бриа. Затем, посредством головных филактерий производится подготовка аспекта мира Ацилут.
Однако, относительно необходимости произносить благословение над головными филактериями существуют разногласия. Один считает, что также и на уровне мира Ацилут есть необходимость привлечь окружающий свет - а значит надо произносить дополнительное благословение. А другой считает, что окружающий свет мира Ацилут, ступень Нешама уровня Нешама - создаётся не нами, и у нас нет сил чтобы его привлечь.
Таким образом получается исправление внешнего аспекта всех миров - то есть, все миры как они есть, вместе с их окружающим Светом. Но сам человек еще не готов - лишь его ступень Нефеш. Ибо всё это - практическое исполнение заповеди, совершаемое посредством ступени Нефеш (витальных сил тела). И даже их благословения имеют отношение к практическому исполнению заповеди.