учение рабби Ицхака Лурия Ашкенази (здоровья ему!)
записал рабби Хаим Витал (здоровья ему!)
ВРАТА МОЛИТВЫ
поделены на шесть глав, в которых поясняется аспект вознесения молитв в будни, зачем они нужны и какова их суть. Все это пояснено по частям.
АСПЕКТ МОЛИТВЫ
Каждая молитва происходит в мире Асия, сфера Малхут мира Асия. Как сказано: “молитва бедняка, когда он окутан” (Теилим 102). Это сфера Малхут, малоимущая и бедная, которая просит и вымаливает у Малого Лика, её мужа, чтобы Он дал ей то, чего не хватает. Знак этому (сказанное): “и я - молитва” (Теилим 109:4). Ибо “я” (אני) - это (сфера) Малхут. Поэтому все упоминания о молитве в Торе выражены в форме излияния души, нефеш. А это - сфера Малхут мира Ацилут или сфера Малхут мира Асия, ибо обе они называются витальной душой, нефеш. Это выражает сказанное (в молитве Ханы): “и изолью душу свою перед Б-гом”. И есть множество подобных упоминаний. (В других книгах сказано: молитва называется беседой, как сказано: “молитва бедняка... перед Б-гом изольёт беседу свою”. Ибо молитва - это аспект сферы Малхут, подобной бедняку ведь нет у неё ничего своего. “Перед Б-гом” - речь о Малом Лике, называемом Б-гом, у которого она просит необходимое. Это сказано и о сфере Малхут мира Асия, и о сфере Малхут мира Йецира, ибо каждая - просит у того, что выше её (Малого Лика мира Асия или мира Йецира).
(Из книги) “Древо Жизни”: По поводу источника обычаев и различий между ашкеназскими евреями и сефардскими, каталунскими и итальянцами и т.п., у которых ведётся древняя традиция, касающаяся порядка молитвы. Не имеются ввиду напевы и стихи последних времен, а исконные корни молитвы, установленные законом. Говаривал мой Учитель (упомянут к добру), что есть двенадцать врат на Небесах, соответствующие двенадцати коленам (Исраэля). Молитва каждого (колена) проходит через одни Врата. И это те Врата, что упомянуты в начале книги Йехезкеля. И говорил (Учитель), что несомненно Врата и пути к ним не одинаковы. Каждые Врата отличаются от других. Поэтому и молитвы отличаются. И поэтому стоит каждому придерживаться обычаев своей молитвы. Ибо кто знает, возможно он из того колена, и его молитва может вознестись лишь через те Врата. Однако те законы (о молитве), которые явным образом сформулированы в Талмуде - равны для всех колен.
Мой Учитель (упомянут к добру), не желал никаких напевов и стихов, составленных в последнее время. Лишь те, которые были составлены первыми мудрецами - наподобие молитв Рабби Акивы, Рабби Йишмаэля, Рабби Элазара бен Араха, Рабби Элазара Калири и подобные, которые были составлены истинным путем. Но авторы последних времен - не знакомы с путём Каббалы и сами не знают о чем говорят, ошибаются в порядке изречений, будучи совершенно не осведомлёнными. И он (Учитель) не произносил их вовсе. В частности - напев “Возвеличится живой Всесильный” (יגדל אל-הים חי), исповедь “провинились мы на словах и на деле” (אשמנו באומר ובפועל) и другие исповеди, наподобие исповеди Рабби Нисана Эденталя и другие - не желал их произносить.
(Из труда) “Древо Жизни”: Знай, что есть один ангел, ответственный за молитву. Он поднимает её Ввысь в то время (когда человек молится), силой Имени АВА”Е, которым сотворил Всевышний (благословен Он!) миры. Между каждым миром - расстояние в 500 лет пешего пути, а он преодолевает их за один ход. Про таких ангелов сказано: “нога их - нога прямая”. На святом языке “прямая” - “йашара” (ישרה). Буквы этого слова составляют комбинацию ש”ר и י”ה, то есть: 500 (числовое значение букв ש”ר) и Имя Й”А (י”ה). Так-же, числовое значение слова “молитва”, “тфила” (תפלה) - совпадает со словом “йашара”. И на это намекал Моше словами: “и взмолился я Б-гу в то время”. То есть: “в то время” (во время молитвы) возносят молитву на расстояние 500 лет пешего пути. Поэтому, слова “и взмолился” (ваэтханан ואתחנן), “молитва” (тфила תפלה) и “прямая” (йашара ישרה) имеют одно числовое значение, чтобы намекнуть на всё вышесказанное.
От товарищей (святого братства): сказали наши Учителя, что утренняя молитва соотносится с Ликом Льва. Её постановил праотец наш, Авраам, как сказано в Писании: “и встал Авраам рано утром”. И сказано в Писании: “и нарёк имя тому месту - Б-г узрит”. “Узрит” на святом языке - “йиръэ” (יראה) состоит из букв слова “арие” (אריה), “Лев”. Послеполуденная молитва, минха, соотносится с Ликом Быка. Её постановил праотец наш, Ицхак, который положил свою шею на жертвенник, приготовившись быть зарезанным наподобие быка. И он соотносится с аспектом Правосудия. Вечерняя молитва соотносится с Ликом Орла, который парит над своими птенцами как Яаков в воспитании своих детей. И как сказали наши Учителя (в трактате Йома): “когда приносили жертву, спускался огонь в образе льва” и т.д. А человек, который молится каждый день - реализует четыре подножия Мироздания, Меркавы (исполняя собой четвёртый Лик Человека). А если, упаси Б-г, он не направляет свои намерения (к Б-гу) - то в противовес им есть три других лика. Вот они: пёс, ястреб и осёл, происходящие от нечистых оболочек, клипот. Об этом сказал Шломо: “пусть глаза твои на очевидное смотрят” (Мишлей 4:25). Шломо предостерегал молящегося усердно направлять свои намерения, чтобы молитвы его заменяли жертвоприношение. И чтобы боялся молящийся как-бы не утащили его те три нечистые оболочки. Как намёк на это, на святом языке, “очевидное” - “нохах” (נכח) - аббревиатура трёх слов: “нэц” - “ястреб” (נץ), “кэлев” - “пёс” (כלב) и “хамор” - “осёл” (חמור). И если будешь бояться этих, и будешь направлять свои намерения (к Б-гу), тогда (продолжает Шломо там-же): “веки твои прямы будут пред тобою”.