Алтер Ребе о Хохмат а-Парцуф

Sep 08, 2011 02:23

Отрывок из эссе основателя Хабад, Алтер Ребе (здоровья ему!), поясняющий принципы Хохмат Парцуф, Науки о Лицах.

из сборника эссе Алтер Ребе, 5569 г, стр. 120-122.

...НА первый взгляд вызывает удивление упомянутый факт, что лишь форма, обличье и подобие могут указывать на Сущностную ступень, и ничто другое. Ведь форма и образ тела касаются лишь (материальной) кожи, которая совершенно отлична по сути от сил витальной души. И даже от тех её сил, которые движут внешними органами. Тем более от тех сил, что оживляют внутренние органы и т.п.
  Однако, это станет понятным, в свете сказанного выше о корне (происхождении) образа и подобия. (Выше упоминалось,) что вид оттенков лица, таких как краснота и белизна, хоть и является лишь внешне видимым оттенком - в любом случае, когда  они (эти оттенки) приятны - они указывают на (приятную) Сущностную ступень. То есть, подобно интеллектуальному озарению, на ступени Мудрости (Хохма) в мозгу человека,  от которого - озаряются щеки на лице. Как сказано (Коэлет 8:1): “Мудрость человека озаряет его лицо”. И подобно этому (Шмот 34:35): “Лучезарна была кожа лика Моше” и т.п. Ибо свет, исходящий из мозга (разума), пробивается и проявляется на коже лица в самом простом смысле. От этого - пробуждается внутренняя сила крови,  (то есть - ) витальной души, и даёт оттенки: красноту, белизну и т.п.

Как это видно даже глазами: когда человек получает добрую весть, его лицо просветляется и меняет оттенки. Ибо внутренние аспекты света души человека - выходят из сокрытия, и раскрываются на его лице. То-же происходит и при интеллектуальном удовлетворении, как говорилось выше. Раз так, то хоть это лишь внешний вид - в любом случае, в него облачаются все внутренние и сущностные аспекты. Отсюда ясно, что не только при постижении или получении вестей (это так, а всегда) - вид и форма образа лица человека указывают на сущностные ступени души, как сказано в “Зоар”, глава Йитро, эссе на слова “А ты узри” (часть 2, лист 70, стр. 1). Вплоть до того, что вся основа сути человека познается лишь через форму и образ органов его тела. И в основном - через образ его лица. Ведь распознать Реувена или Шимона можно лишь через форму и образ их лиц и органов их тел, как было сказано выше.

Несмотря на то, что эта (внешняя) форма - лишь признак, всё-же она - не подобна (другим) внешним аспектам вроде (общего) образа или подобия, которые не исполнены внутренней жизненной силой вовсе. Более того - все внутренние и сущностные аспекты облачаются в эту форму. Подтверждение этому - оттенок яблока, который указывает также на саму его суть. Как например, если оттенок яблока красный - это указывает на его вкус, кисловатый, или белизна указывает на степень сладости, как известно. И понятно, что вкус кислоты или сладости вовсе не заключается в оттенках красного или белого яблока снаружи. Ведь они - лишь внешний вид и оттенок. Только в сущности тела яблока чувствуется вкус - сладости или кислоты. Все же - в эти оттенки облачается сама сущность яблока. Ведь невозможно найти яблока, в котором эти признаки были бы наоборот - белизна указывала бы кислоту и т.п. Ибо белизна - результат облачения самой сути сладкого вкуса в этот оттенок. Ибо (внешний) образ - это суть (облаченной в него) вещи и т.п.

Это станет более понятным с дополнительным пояснением.  Мы наблюдаем великую разницу между сутью и сущностью души Реувена и Шимона и т.п. Ведь душа Реувена исполнена всех добрых качеств и т.п., а душа Шимона - пуста от любого достоинства - он не мудр, не обладает хорошими манерами. Или различия между душой мужчины и душой женщины. Или между душой министра или короля - и душой больного бедняка и т.п. Ведь (на первый взгляд,) все эти различия не распознаются лишь посредством формы и образа. То есть, (это можно узнать лишь) когда уже издавна знакомы и узнают форму и образ Реувена, который известен своими достоинствами и качествами.  Или знакомы с образом Шимона, у которого ничего нет и т.п. Вот тогда смогут их различить, и будут знакомы с их различиями - что этот мудр и полноценен во всем, а у того нет ничего. А раз так - то невозможно отличить целостность сути души от низких ее качеств, ориентируясь лишь на форме и образе!

Приводится в сказанном в Зоар пояснении фразы "И ты узри" - что все качества заметны на образе и форме лица, на лбу и в глазах. [Но там поясняется распознание (именно) внутренних сил (способностей) человека, его предрасположенность к успеху на протяжении всей его жизни и т.п. То, что указывает на аспект Окружающего Света (человека), который называется Целем, Образ. Как сказано (Теилим 39:7): "По образу (своему) вести себя будет человек". И этот Облик - есть аспект Сути (человека), облащающейся именно лишь в форму и образ. Этот Облик называется Тоар, Стан - а не Маръэ,(внешний) Вид, как говорилось выше подробнее. А это (внешний вид) - ограничение сосудов, берущих начало в Окружающем Свете.

И вот, видно в действительности, что человека могут больше впечатлить жесты, выражение глаз и склади лба, в лучшую или худшую сторону - чем если (собеседник) выразил бы в разговоре. Как при большой радости - хлопает в ладоши. Или наоборот - сердит настолько, что ударяет товарища. Ведь это гораздо больше, чем злость  или радость уже осевшие на сердце и выраженные речью. Ибо это (неосознанные, не осевшие проявления) - аспект Окружающего Света, как известно. И это, в общем, заметно по изменению лица, от бледного к красному или от красного к бледному. Как тот, кто стесняется - покрывается краснотой (Баба Мециа лист 58, стр. 2) и т.п. Также, заметны будут изменения на лбу человека и его глазах. Добрые ли у него глаза или жадные. Или лоб его исполнен ли признаками Суда, или же наоборот, его лоб приятен и желан добру. Как сказано о Первом Человеке, Адаме (Зоар ч. 3, лист 129, стр. 1), что на (его) лбу раскрывались тайны всех тайн и т.п. И вместе со всем - (имеет значение) изменение вида оттенков. Ибо корень аспекта Окружающего Света привлекается, и облекается в эти оттенки. Поэтому, можно познать всю суть души человека через его внешность, как сказано выше.

Однако, разница между Станом и (внешним) Видом - что Стан указывает на суть Окружающего Света (человека), который называется Образ человека, и он определяет (его) сущность и собственные качества. Как например - в каких делах он более успешен, предрасположен ли к богатству или мудрости, как это поясняется там в Зоар. Но (внешний) Вид - это аспект  Окружающего Света (человека), уже облаченного в различные изменения - то есть, лишь то, что по (своей) сути проявляется в оттенках. Сам Стан же - указывает на сам (высший) Образ человека и т.п. Как сказано о Йосефе: "Красив станом и красив видом". То есть, и по сути Образа и в его проявлении в оттенках. И когда Образ уже проявляется на лице - это называется (внешний) "Вид", то есть, Свет (Ор). А Стан (Тоар) называется сосудом определяющим (Метаэр) и ограничевающим Свет, как это поясняется выше подробнее. Однако, в корне сути души - Стан определяет собой саму суть (души) в самом простом смысле. А (внешний) Вид - лишь подобие Стана. и сказанного достаточно понимающим.]

Теперь станет более понятна разница между приятностью и красотой. Приятность (Хен) в основном зависит хорошего Стана. Как видно по разнице между "весьма добротным станом" Адонияу и Хагит (Мелахим А 1:6). Или "весьма добротным" видом Ривки (Берешит 24:16). Или "весьма добротным" видом Давида (Шмуэль А 16:12). Ибо Хен, Приятность светит из сути Образа души, Стана. А Йофи, Красота - привлекается в виде оттенков, проявляющих суть. сказанного достаточно понимающему.
Теперь становится понятным все сказанное о том, что в форме, внешнем виде и образе, не смотря на то, что они лишь на внешней коже - в любом случае, сцеплены они и в них облекается весь аспект Сути Стана. И они исходят из Света, окружающего все (даже) наиболее внутренние силы, как упоминалось выше. Настолько, что может человек понять и распознать по лбу и глазам внутренние желания и мудрость, и распознать по стану и форме лица всю внутреннюю сущность, как упоминалось выше подробнее.

Алтер Ребе, Зоהар, школа Пророков, каббала

Previous post Next post
Up