СЕДЕР ЭЛИЯУ РАБА
ГЛАВА 1
БЕРЕШИТ
(1) “И ИЗГНАЛ АДАМА” (Берешит 3:24) - учит нас тому, что (Творец, благословен Он!) дал Адаму развод, как положено при изгнании жены. “И ПОСТАВИЛ ПЕРЕД САДОМ ЭДЕНА ХЕРУВИМОВ” - учит нас тому, что Херувимы предшествовали всему Акту Сотворения. “ПЫЛ МЕЧА ВРАЩАЮЩЕГОСЯ” - это Геином (Ад). “ОСТЕРЕГАТЬ ПУТЬ” - это путь (достойного поведения в делах) мира (дерех эрец). “ДРЕВО ЖИЗНИ” - учит нас, что достойное поведение предшествует Древу Жизни. А “Древо Жизни” - это Тора, как сказано (Мишлей 3:18): “Древо Жизни она (Тора) для тех, кто держится за неё”.
комментарий ШАЙ ЛЕМОРА
(1) И ИЗГНАЛ - рабби Элиэзер из Вормса пишет в книге “Рокеах” (“Фармацевт”), что каждый автор должен вставить своё имя в свою книгу. Труд “ТАНА ДВЕЙ ЭЛИЯУ” начинается со слова “и изгнал” (ваигареш ויגרש), числовое значение которого равно фразе “ТАНА ДВЕЙ ЭЛИЯУ” (Учение Элияу). Подобное приводится еще во многих Мидрашах (см. Зикукин ДеНура). (Также, святой труд “Зоар” начинается со слов “В начале замысла Короля”. “В начале”, “берейш” (בריש) составляет те-же буквы, что и аббревиатура РАШБИ, Рабби Шимон бар Йохай. см. Йешуот Яаков). Смотри также в труде “Шем а-Гдолим” (“Имя Великих”), который составил ХИДА, раздел “Книги” параграф “Летописи” (Зихронот), более подробно.
АДАМА - подразумевается ступень Первого Человека. Эта ступень и после греха продолжает называться “Адам”. Возможно, пророк Элияу (здоровья ему!), начинает с этой темы потому, что сам он находится на ступени Первого Человека, на уровне предшествующем греху. (Раматаим Цофим от имени Рабейну Симхи-Бунима из Пршисхи)
КАК ПРИ ИЗГНАНИИ ЖЕНЫ - пояснения, которые приведены тут - это вступление к тому, что будет сказано далее, в (следующем) эссе “Благословен (Творец,) Место (мира), Благословен Он”. Всё намерение пророка Элияу (здоровья ему!) на протяжении всей книги - это внедрить любовь ко Всевышнему (благословен Он!) в сердца потомков Исраэля, дабы вернулись они в расскаянии к Нему, благословенному. И говорит, что Всевышний (благословен Он!) дал Адаму развод как женщине. Это включает в себя две вещи: а) что изгнал его из Сада Эдена б) что дал ему развод, то есть - установил нечто разделяющее между Ним и ним. И это (нечто) - то, о чем сказано (Йишая 59:2): “ваши грехи разделяют между вами и вашим Всесильным”. (см. Товей Хаим, который приводит это от имени Алшейха). И говорится в “Сборнике Высказываний” (“Тания”, глава. 17): “невозможно злодеям приступить к служению Б-га без того, чтобы раскаяться о прошлом и сломить покрытия и железный занавес, разделяющий между ними и Отцом их Небесным. И этому способствует разбитое сердце и горечь от своих грехов. Как поясняется в “Зоар” сказанное: “возношение Всесильному - разбитый дух” и далее. Ибо посредством разбития сердца - ломается дух скверны Другой Стороны”. Также, сказано в “Шульхан Арух а-Рав” (автора книги “Тания”) (статья 1), что для пробуждения трепета необходимо пробудиться в раскаянии о всех своих грехах, которые мешают человеку достичь трепета, как сказано: “ваши грехи разделяют” и далее. (конец цитаты). Поэтому, мы должны сказать, что “Тана деВей Элияу” подразумевает под разводом - грехи, которые разделяют между Ним и ним. И поэтому, каждый раз, когда пробуждается человек к Служению Всевышнему (благословен Он!) - пусть вспомнит об этом и раскается о прошлом. Так, чтобы было полное раскаяние о всех грехах - тогда сможет он служить Всевышнему (благословен Он!). (по книге “Товей Хаим”).
ХЕРУВИМЫ ПРЕДШЕСТВОВАЛИ ВСЕМУ АКТУ СОТВОРЕНИЯ - из формулировки сказанного “перед Садом Эдена” выводит то, что Херувим предшествуют Саду Эдена. А Сад Эдена - это одна из семи вещей, предшествовавших Акту Сотворения (Маасе Берешит), как это будет упомянуто далее в главе 31. (и в Гмаре трактат Псахим, лист 54). А раз так - значит Херувим предшествуют Акту Сотворения. Ступень Херувимов (вид ангелов) соотносится с Престолом Славы. И велико раскаяние, ибо оно достигает Престола Славы. Ведь Херувим имеют отношение к покаянию. (по книге “Товей Хаим”, “Зикукин деНура” и др. см. там)
ЭТО ГЕИНОМ (АД) - Геином также предшествует Акту Сотворения, и он предназначен тем, кто не успел совершить покаяние при жизни. И всё (сотворено лишь) для пользы человеку - чтобы остерегался (достойно вести себя) в делах мира и придерживался Древа Жизни, Торы, как это видно из дальнейшего пояснения. Ибо благодаря Геиному - трепещет человек перед Всевышним (благословен Он!), как это упоминается в конце главы. (по “Товей Хаим”).
ПУТЬ (ДОСТОЙНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДЕЛАХ) МИРА - это приобретение добрых качеств. (“Товей Хаим”)
ПРЕДШЕСТВУЕТ ДРЕВУ ЖИЗНИ - это видно из того, что слово “путь” предшествует “Древу Жизни”. Мы учили, что “путь мира” - это приобретение добрых качеств. И это - предшествует Древу Жизни. Ибо основа для исполнения заповедей - добрые качества. Как сказано в книге “Кетер Шем Тов” (“Венец Доброго Имени”) Бааль Шем Това (здоровья ему!) от имени Саадии Гаона, что основная цель сотворения человека в этом мире - сломить дурные качества своей натуры. (по “Товей Хаим”)