рабби Моше Кордоверо (здоровья ему!)
ЛЕКЦИИ НА ТЕМУ АНГЕЛОВ
ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРВОЕ
Исследование на тему того, что тонкоструктурные сущности, наподобие ангелов и других духовных образов - всегда встречаются и являются в подобии огня и пылании пламени. Такому явлению мы находим несколько свидетельств в Торе. 1) "Огненный меч вращающийся, охранять сад." 2) "Вид почтенности Б-га - как огонь пожирающий" 3) "Говорил с ним из огня на кусте" 4) "И из неё - подобие Хашмал из огня" 5) "И дом наполнился дымом" 6) "Гора Синай - вся в дыму" 7) "Вот колесницы огненные и кони огненные разделяют" 8) "И раскрыл Б-г глаза юноши, и увидел он, и вот - гора полна лошадей и колесниц огненных". 9) "И было, когда возносилось пламя с жертвенника к небесам - вознесся ангел Б-га в пламени" 10) "И простер ангел Б-га конец трости..." и дальше (Шофтим 6:22)
В общем, чтобы удовлетворить слушателя, можно сказать, что огонь - наиболее тонкая стихия из четырех. Поэтому, тонкие структуры кажутся подобными огню. Это - в общем. И, ввиду того, что тонкие структуры более близки (по свойствам) к огню, чем к остальным стихиям - они облекаются в него, и действуют внизу обжигая как огонь, в который они облачены. Следует упомянуть, что они властны над стихией, в которую облекаются. И они ограничивают её по своей воле - обжигать далёких, но не близких. Подтверждение этому - (сказанное) "простер ангел Б-га конец трости". Несгорающая трость в руках ангела не вызывает удивления, ибо она - посредник между ангелом и огнём, исходящим из неё на курган, чтобы пожрать приношение. Однако удивление вызывает сам Гидеон (которому явился тот ангел): он находился вблизи и разговаривал с ним, однако не замечал его огня, пока не возгорелось приношение. Так-же и Маноах со своей женой. То-же верно и в отношении куста - огонь горит, но куст не пожирает. И это - Б-жественная сила, это она определяет границу всем сущим, по Своей воле. То-же верно и в отношении огненных колесниц и огненных лошадей, возникших между Элияу и Элишей. Хотя они были близки друг к другу - огонь не обжег Элишу и не подействовал на него. То-же и в отношении трёх мужей, пришедших к Аврааму. Он стоял подле них и подносил им масло и говядину, а они потихоньку сжигали их своим огнём. И они ограничивали в себе огонь, чтобы не разгорался больше, чем необходимо для сжигания еды. И то-же сказано (о Лоте): "и замешкался он, и ухватили их мужи...". А они (семья Лота) - не почувствовали огня (ангелов). Это - из-за силы ангела, сдерживающей огонь так, чтобы он не чувствовался больше необходимого.
Чтобы приблизить сказанное к (пониманию в свете) Внутренней Мудрости, скажем, что все ангелы получают существование силой (качества) Гвуры, которое соответствует нынешнему (второму) циклу Творения. И из него (качества Гвуры) получают существование все творения, включая Престол Славы и все раздельные разумы. (РАМАК впоследствии отказался от этого мнения, в своём труде "Шиур Кома", в параграфе 23. И, пишет там далее, что следует прекратить передавать это мнение от его имени. И ещё упоминает об этом в нескольких местах своего труда "Ор Якар" (Драгоценный Свет). И таким-же (как в труде "Шиур Кома") было мнение АР"И, как видно из его комментариев к изречениям книги "Зоар", в пояснении к разделу "Великое Собрание", см. там).
Нет сомнений, что утончённость (структуры) каждого творения соответствует уровню того места, в котором оно находится. Ангел, когда он на своём месте наверху - он тонкоструктурный, как мы поясним. Когда он проявляется в месте (обитания ангелов, ответственных за вращение) Орбит - (его структура) грубеет до ступени Орбит. Когда спускается до стихии Огня - (его структура) грубеет до уровня стихии Огня. Когда спускается (еще ниже,) до стихии Воздуха - грубеет до ступени стихии Воздуха. А больше этого не грубеет, ибо не нуждается в (дополнительной) грубости стихий Воды и Земли, чтобы являться к людям. Для этого достаточно двух основ - стихии Огня и Воздуха. И не (правильно думать) то, что он станет (творением,) состоящим из них. Он лишь будет проявлять в них своё (тонкоструктурное) пламя, источник которого - духовная стихия Огня. Подобно тому, как человек влияет на свои стихии, по своей воле: если будет злиться - пробудит (у себя в теле) зелёную жидкость, источник которой - стихия Огня; или будет радоваться и умножать (в теле) красную жидкость, кровь. Так и ангел - пробуждает свои стихии, и воздействует на них, как пожелает. Поэтому находим (в Писании), что ангел сжигает жертву всесожжения, хлебное приношение и деревянную трость. Так и Маноах и Гидеон - они видят (ангела) и приближаются к нему, но у него нет желания их сжигать. А огонь ангела действует лишь в соответствии с его желанием. Так и куст не пожирает (пламя), ибо вообще нет желания его сжечь или иссушить. А бывает, что одного обжигает а другого нет. Наподобие человека, который зол на своих ненавистников, но (в то-же время) дружелюбен к своим возлюбленным, хотя эти качества и противоположны. И не будет из-за своего гнева на врага злиться на своего друга. Так и ангел направляет свой огонь сжигать далёких, но не близких.
А тот огонь, из которого он сотворён по природе своей - это тонкоструктурный Огонь. И этот огонь проявляется то в стихие Огня, то в стихие Воздуха - наименее ощутимых и наименее материальных стихиях. Возможно, об этом говорит сказанное: "делает ангелов своих ветрами и слуг своих огнём пылающим". И (в этой фразе) идет речь не о происхождении ангелов, а о происходящем уже после того как сотворены ангелы и слуги. Когда простираются они вниз, чтобы исполнять службы Б-га - делает их ветрами, облекая в стихию Воздуха; и огнём пылающим, облекая в стихию Огня. Но само их естество - из тонкого духовного огня, производного (Высшего качества) Гвуры и её правосудия.
И получается, что стихия тонкого Огня распространяется на всех уровнях. Первый, самый высокий уровень - это Высшая Почтенность, как сказано: "вид почтенности Б-га" и "явился ему ангел Б-га". Этот уровень - это явление Шхины в пламенном сиянии. Затем - уровень ангелов, которых видели Элияу и Элиша, Маноах и Гидеон в некоторых видениях. Затем - уровень внешних ангелов (хицоним), называемых "огненным мечом вращающимся", как поясняется в книге "Зоар", раздел "Берешит". И они властвуют над адским огнём. Ещё, бывает огонь, который охлаждает огонь - им владеет (истинно) изучающий Тору, получая способность остудить любые огни. И способен остудить адский огонь, ибо адский огонь не властен над тем, кто достойно изучает Тору, как это выводят наши мудрецы (мир им и здоровья!), методом "от простого к сложному" из саламандры. И не только это, но даже огонь ангела - не властен над ним (достойным учёным). И такова сила нашего праотца Авраама, сила Раби Акивы и Рабби Йишмаэля сына Элишы, с которой они постигали Меркаву. И наиболее велика - сила Учителя нашего, Моше (здоровья ему!), который пробыл сорок дней и сорок ночей при созерцании ангелов, как поясняют наши мудрецы (мир им и здоровья!), и как поясняет "Зоар", в особенности в главе "Бешалах". И более того - остужает даже пламя Почтенности присутствия Б-га, ведь первосвященник заходил (в Святая Святых) с миром, и выходил с миром. И также, Моше был способен подняться на гору Синай, ибо в заслугу Торы - (никакой) огонь не сжигает его. А так-же Раби Шимон бар Йохай и его товарищи, облаченные в огненные одежды (в духовных мирах), так что остальные люди не могут приблизиться к ним. И подобных примеров множество.