Dec 26, 2010 21:21
ВРАТА ТРЁХ
1) ТРИ добрых качества сотворил Всевышний (благословен Он!) в своём мире через трёх праведников. Вот они: седина, старость и болезнь. Старость - через праотца нашего Авраама (здоровья ему!), как сказано (Берешит 24:1): “И Авраам стар”. Сказали (Берешит Раба 65:9): со дня, когда сотворил Всевышний (благословен Он!) свой мир, до того, когда пришел праотец наш, Авраам, в этот мир, все те двадцать поколений - не было у них болезней. Когда вырастал сын у отца - не могли различить кто родился раньше. И не могли отличить Учителя от ученика. И не знали кому следует выражать почёт. А когда пришёл праотец наш Авраам (здоровья ему!), сказал Ему: “Властелин мира, если подходит это тебе - сделай разницу между малым и старшим, между отцом и сыном, между Учителем и учеником”. Сказал Всевышний (благословен Он!): “Стоит Мне даровать это доброе качество через этого праведника”.
2) БОЛЕЗНЬ через Яакова (здоровья ему!), как сказано (Берешит 48:1): “И было сказано Йосефу: вот отец твой болен”. Со дня, когда сотворил Всевышний (благословен Он!) свой мир, до того как пришел Яаков (здоровья ему!) - человек шел в пути и умирал. А когда пришел Яаков - сказал Ему: “Владыка мира! Если подходит Тебе это - пусть заболевает человек и лежит на кровати, чтобы завещать сыновьям и домашним своим”. Сказал Всевышний (благословен Он!): “Стоит Мне даровать это доброе качество через этого праведника”. Как сказано (Берешит 49:33): “И окончил Яаков завещать своим сыновьям...”.
3) А ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ - через Хизкияу, короля Иудеи. Со дня когда сотворил Всевышний (благословен Он!) свой мир - не было такой болезни, от которой можно было выздороветь. А когда пришел Хизкияу, сказал Ему: “Владыка мира! Пусть будет угодно Тебе, чтобы выздоравливал человек от болезни, и спускался с той кровати, на которую восходит - чтобы воспевал и благодарил Тебя все дни жизни своей”. Сказал Всевышний (благословен Он!): “Стоит мне даровать это качество через этого праведника”. Как сказано (Йишаяу 38:9): “Письмо Хизкияу, когда заболел он и ожил после болезни”.
4) ТРИ вещи должен человек созерцать ежедневно (Батей Мидрашот, часть 2, 118). Вот они: а) Когда входит в туалет - пусть говорит: “смотри, ты подобен скотине” (см. трактат Хагига лист 16, стр. 2). б) Когда пускает кровь, пусть говорит: “смотри - ты плоть и кровь”. г) Когда стоит подле умершего, пусть говорит: “конец твой - ничто”.
5) ПО ТРЁМ причинам разоряются семьянины (см. трактат Гитин лист 38, стр. 2; Оцар Мидрашим лист 165, параграф 5). За то, что едят и пьют в час, когда следует заниматься нуждами общины. И за то, что навещают свои поля и виноградники в Шаббат. И за то, что освобождают кнаанейских рабов и рабынь.
ТРИ вещи задуманы, и если ещё не произошли - закон твердит, что произойдут (трактат Псахим лист 54 стр 2). Вот они: мёртвый завоняет, об умершем забудут, а урожай - сгниёт. Если бы мёртвые не воняли - не закапывали бы людей. Если бы о них не забывали - не прекращали бы оплакивать их. А если бы урожай не гнил - люди не продавали бы свой урожай никогда.
6) РАБИ Шимон бен Менасия говорит (Оцар Мидрашим лист 165, параграф 11; трактат Хагига лист 16, стр. 1): “о трёх вещах возвещает Всевышний (благословен Он!) ежедневно: о мудреце, у которого нет хлеба в корзине; о мудреце, который не занимается Торой в последнюю треть ночи, о котором говорит Писание (Мишлей 26:14): “дверь вертится на оси, а лентяй на кровати”; и о том, кто гордится впустую.
ТРИ вещи, о которых должен человек просить милосердия (трактат Брахот лист 55, стр. 1): о хорошем кормильце, о здоровом сне и хороших снах.
ТРИ вещи подобны грядущему миру (трактат Брахот лист 57, стр. 2): Шаббат, Солнце и совокупление.
ТРИ “сразу” есть (трактат Брахот лист 42, стр. 1): сразу за омовением - благословение, сразу за упоминанием о Геуле - молитва, сразу за рукоположением - шхита (резка).
ТРИ вещи сказаны о ногтях (трактат Нида лист 17, стр. 1): тот, кто закапывает их - праведник; тот, кто сжигает - благочестив (хасид); тот, кто выбрасывает их - злодей.
ТРИ вещи приводят человека к подагре (Батей Мидрашот вторая часть, повествование 118), болезни ног: тесная обувь, короткая постель и частые совокупления.
ТРИ привлекательности есть (трактат Сота лист 47, стр. 1): привлекательность жены в глазах мужа; привлекательность заработка в глазах заработавшего; и привлекательность Торы в глазах исполняющих её указания. Некоторые говорят также и привлекательность места в глазах его обитателей.
ТРОЕ удостаиваются грядущего мира (трактат Псахим лист 113, стр. 1): тот, кто живет в Эрец Исраэль; тот, кто приучает сына к изучению Торы; и тот, кто совершает авдалу над вином на исходе Шаббата.
Продолжение следует...
три,
капли мудрости,
аффоризм,
каббала,
Ди-Видаш