Одна из основных книг Каббалы и Мусара, написанная рабби Элияהу Ди-Видашем (здоровья ему!), учеником рабби Моше Кордоверо (здоровья ему!) - РЕШИТ ХОХМА, НАЧАЛО МУДРОСТИ
Параграфы 21-35
21) ЕЩЁ в нескольких местах книги "Зоהар" говорится о большей значимости действия, в сравнении с изучением Торы. В разделе "Раая Меהемана", глава "Пинхас" (лист 22, стр. 1) сказано: "Присмотрись и узри причину этого: ничто не способно упрочнить Собрание Исраэля перед Королём, кроме Торы. Всё время, пока народ Исраэля на земле занят изучением Торы - их общая душа, Собрание Исраэля, присутствует среди них. Но когда отходят от слов Торы - не может их общая душа присутствовать среди них ни часу". И ещё несколько цитат мы приводим в разделе "Врата Любви" (8:29), и в разделе "Врата Святости" (4:27-30). Всё же, это не означает, что действие (исполнение указаний Торы), без предварительного постижения - невелико. Нет никаких сомнений в том, что основная реализация "изучения Торы ради неё самой" - это познавать Тору, ради практической реализации её указаний. И даже если кто-то изучает её не ради неё самой, всё равно: "Из того, что изучает не ради неё самой - дойдёт до изучения ради неё самой" (трактат Псахим лист 50, стр. 2). Подобным образом поясняется в Иерушалаимском Талмуде (трактат Хагига 1:7). Отрывок оттуда мы приводим в разделе "Врата Раскаяния", начало седьмой главы. Там поясняется сказанное: "а худшее в ней приближал ко мне". См. там. И ещё: каждый, кто изучает лишь ради исполнения - Всевышний (благословен Он!) ему засчитывает изучение как исполнение, как мы ещё поясним.
[20] Упрочняющем Другими словами: на том, кто реализует [21] Тоже сказано, что он дерево
[22] Сказано Другими словами: "Что можно сказать о таком человеке?"
21*) ПОЯСНЯЕТСЯ в "Раая Меהемана" и в поправках, что основная цель изучения Торы - это постижение её практических указаний. Так сказано в "Раая Меהемана", глава "Пинхас" (лист 218, стр. 1): "О Торе сказано (Мишлей 3:18): "Древо Жизни она для тех, кто держится за неё". И о человеке тоже21 (Дварим 20:19): "Ибо человек - полевое дерево". Указания Торы - подобны плодам (Древа Жизни). Что сказано22 о нём? Сказано (Дварим 20:20): "дерево, о котором знаешь ты, что неплодовое это дерево - можешь губить его и рубить его". "Губить его" - искореняя из жизни в этом мире, "рубить его" - искореняя из Мира Грядущего. Поэтому следует человеку выкорчевать себя из мест обитания злодеев и осесть в другом месте, там, где обитают праведники. О бездетном человеке или его жене говорят, что они "бесплодные". Так и Тора без заповедей - называется "бесплодной". И потому постановили мудрецы (трактат Авот 1:17): "Не теория главное, а практика". Конец цитаты.
22) ЕЩЁ сказано в "Тикуним" (поправка 52; лист 87, стр. 1): "Даже если разрастётся ствол дерева от изучения Торы, но будет дерево бесплодным23 - о таком дереве сказано (Дварим 20:20): "дерево, о котором знаешь ты, что неплодовое это дерево - можешь губить его". И поэтому сказали мудрецы Мишны (трактат Авот 1:17), что не теория главное, а практика". Конец цитаты. Таким образом, сказано совершенно ясно: если выращивание дерева, изучение Торы, не сопровождается практическими действиями - такое дерево не попадает под определение "дерево, дающее плод" (Берешит 1:12). И это дерево дозволено "губить и рубить", ибо основная цель выращивания дерева - его плоды. Поэтому сказано "не теория главное, а практика", ибо главная ценность дерева - в его плодах. Таким образом, основа всего - практическое действие, ибо ради него было посажено дерево.
22*) ПОЛУЧАЕТСЯ, что тот, кто изучает Тору ради практической реализации - всё время, пока занят изучением (с таким намерением) - считается истинно занимающимся Торой. Ведь смысловое значение слова "Тора" подразумевает практическое действие. Тора названа так от слова "הораа" (הוראה), "указание", ибо она указывает человеку, как исполнять заповеди. А изучение не ради исполнения - невозможно полноценно назвать изучением Торы, "указаний". В соответствии с Учением о Тайном, изучение Торы "ради неё самой", "лишма" (לשמה), означает "лешем הэй" (לשם ה'), "ради (буквы) הэй". Имеется в виду, ради практической реализации Торы - ибо реализация Торы соответствует последней букве הэй четырёхбуквенного Имени. И посредством практического действия достигается целостность всего Имени יהו"ה. Учение Торы берёт начало в Имени АВА"Е (יהו"ה, Осуществляющий) а заповеди соответствуют Имени Адона"й (אדנ"י - Господствующий). Эти два Имени соответствуют понятиям "Всевышний" и "Б-жественное присутствие". Именно это подразумевалось в приведённом ранее (параграф 12) комментарии "Раая Меהемана" на главу Мишпатим. И если будет человек изучать Тору ради того, чтобы практически объединить Имя - счастлив он, ибо даже своими речами он способствует целостности всего Имени. Получается, что последняя буква הэй Имени АВАЕ - это "потенциальное действие". А Имя Адона"й (אדנ"י) - это практическое исполнение заповедей. Теперь мы сможем понять сказанное от имени Раби Меира (трактат Авот 6:1): "Каждый, кто изучает Тору ради неё самой - удостаивается многого". Изучение Торы с упомянутым намерением (ради практической реализации) - равноценно практическому исполнению всех 613 заповедей. Когда человек изучает Тору с целью исполнить24 всё, что в его возможностях - Всевышний (благословен Он!) засчитывает ему, будто он исполнил всё изученное. Ибо со своей стороны, у такого человека нет недостатков, а Всевышний (благословен Он!) знает его добрые мысли. И Ему известно, что при возможности, этот человек действительно исполнит указание Торы. Подобно этому сказано о Раби Акиве (трактат Брахот лист 61:2), что он говорил: "Все дни своей жизни я трудился над постижением этого отрывка. А теперь, когда мне представилась возможность - разве не реализую его?!".
[23] Беслодным Другими словами: не будет у дерева плодов [24] С целью исполнить см. трактат Авот 4:5; "Тот, кто изучает с целью исполнить" и далее. И см. трактат Киддушин, лист 40, стр. 1 и Иерушалаимский Талмуд, трактат "Пеа" 1:1: "Добрую мысль..." и далее.
23) ГОВОРИТСЯ в книге "Зоהар", глава "Балак" (лист 195), что каждый, кто во время произношения первой строки молитвы "Шма Исраэль" ("Внимай, Исраэль") подразумевает, что он готов пожертвовать собой ради освящения Имени Б-га - засчитывают ему будто он в действительности пожертвовал собой. Так сказано там: "Затем следует подготовить себя25 к пребыванию среди тех, кто пожертвовал собой ради освящения Имени. И это - единение Имён в молитве "Шма". Ибо каждому, кто желает такого во время чтения этого отрывка - засчитывается, будто он (в действительности) пожертвовал собой ради освящения Имени Б-га". Конец цитаты. Ведь добрую мысль - Всевышний (благословен Он!) присоединяет к действию.
23*) Подобно этому сказали мудрецы (упомянуты к добру!) (трактат Шаббат лист 55, стр. 1): "Освящающие Меня - это те люди, которые реализовали всю Тору от алеф до тав ("от а до я"). И невозможно человеку исполнить все заповеди Торы. Ведь есть среди шестисот тринадцати такие заповеди, которые возможно исполнить лишь в земле Исраэля. И невозможно выполнить заповедь "ибум", не имея брата. Развод невозможен без жены. Мезузу некуда повесить, если нет дома. И подобных примеров множество. В духе предыдущих пояснений становится ясно, что каждому, кто исполняет всё, что возможно - засчитывается, будто он исполнил всю Тору. Подтверждение этому мы находим в словах мудрецов, записанных в труде "Трактат Авот от Раби Натана" (22:1): "Каждый, чьи дела превосходят мудрость - мудрость его реализуется. Как сказано (Шмот 24:7): "Сделаем и внимем". И писал26 Рабейну Йона (мир ему!) (врата Раскаяния, глава 2, параграф 10): "Пояснение этого: человек, который истинно решит в своём сердце быть верным Торе и её заповедям - получает вознаграждение за исполнение всех заповедей, даже если он о них и не слышал (см. там). И ещё сказали мудрецы (упомянуты к добру!) (Мехильта глава Бо, трактат о Песахе, глава 12): "И пошли и сделали сыны Исраэля" (Шмот 12:28) - разве сразу приступили они к делу? Ведь сделали лишь 14-го числа месяца Нисан! А сказано так потому, что с момента как решили сделать - считается, будто сразу совершили". Конец цитаты.
[25] Подготовить себя Другими словами: душевно настроиться [26] И писал возможно, здесь должно быть "об этом писал" [27] Тот, кто прерывает В "Книге Благочестивых": "Если пожелает человек изучать Тору ради неё самой, как ему это реализовать? Пусть говорит в своём сердце во время изучения: "Всё, что я выучу - буду исполнять. Тот, кто прерывает слова Торы и далее... А тот, кто изучал, если передаёт деньги и далее..."
24) ТАКЖЕ говорится в "Книге Благочестивых", параграф 948, что главное в занятии Торой - изучать и исполнять. Так сказано там: "Тот, кто прерывает27 слова Торы, отвлекаясь на (пустые) беседы - (в Грядущем Мире) кормят его горящими углями. Как сказано: (Ийов 30:4): "Щиплют они марь с кустов, и хлеб их - корни обугленные". Слово "куст", на Святом Языке "сиах" (שיח), звучит также, как слово "беседа" (трактат Хагига лист 12, стр. 2). А если исполняет - это называется изучением Торы ради неё самой. Ведь учили (трактат Брахот лист 61, стр. 1): "Тот, кто передаёт деньги женщине из рук в руки, чтобы глядеть на неё - не избежит участи Геהинома". А если не рассматривает женщин - его занятия Торой, считаются изучением ради неё самой. Но если прерывает слова Торы ради беседы, а также если рассматривает женщин - будет наказан даже за то, что изучал. Подобно пророкам, которых наказывали, за нарушение сказанного им (Свыше). Или подобно тому человеку, который слышал слова пророка и нарушил их, и его растерзал лев (см. трактат Санהедрин лист 89, стр. 2). То же касается и того, кто изучает, но не исполняет". Конец цитаты.
25) В нескольких местах книги "Зоהар" говорится, что главное - это изучение. Как доказательство этому можно привести то, что РАШБИ (мир ему!) и его товарищи, покидали свои дома в деревнях, ради изучения Торы. Поэтому уместно уточнить эти высказывания в свете слов самой книги "Зоהар", чтобы не осталось места тем, кто желает ошибиться. В главе "Ваешев" книги "Зоהар" (лист 191, стр. 1) сказано: "Сказал Раби Йеהуда: (Написано:) "Зарычит ли лев в лесу, если нет у него добычи?" (Амос 3:4). "Зарычит ли лев в лесу" - присмотрись и узри, насколько должен быть человек аккуратным в своём служении Творцу. Ведь каждый, кто (истинно) занимается Торой и служением - наводит страх и ужас на всех". И далее (в "Зоהар") поясняется: когда творения созерцают облик человека - они вздрагивают от его вида. А образ человека, невозможно восполнить ничем другим, кроме как изучением Торы и совершением (достойных) поступков. И причина этого разъясняется выше.
26) ЕЩЁ сказано там: "Присмотрись и узри: "Когда народ Исраэля был на Святой Земле, не было среди них порока. Это объясняется тем, что ежедневные жертвоприношения искупали их грехи. Ныне, когда изгнан народ Исраэля из страны, и нечему искупить - их изучение Торы и добродетельные поступки, служат им искуплением. Ибо Б-жественное Присутствие, Шхина, пребывает с ними также и в изгнании. А тот, кто не постигает пути Всевышнего (благословен Он!) - заставляет Б-жественное Присутствие низвергнуться в прах. Как сказано (Йишая 26:5): "Повергает на землю, низвергает во прах". Сказал Раби Ицхак: "И тот, кто занимается изучением Торы и добрыми свершениями - помогает Общей Душе Исраэля возвысить голову среди изгнания. Счастливы те, кто занят Торой днём и ночью". Конец цитаты. И сказано ясно: "Тора и добрые дела - искупляют".
27) В конце цитаты сказано: "Счастливы те, кто занят Торой днём и ночью". Этот оборот заимствован из Писания (Теהилим 26:5): "Тору Его изучает днём и ночью". Однако не должен человек забрасывать дела этого мира ради изучения Торы. Оба этих занятия могут сосуществовать. И пусть человек изучает Тору, облачённый в цицит и тфилин, ведь ранние Учителя очень аккуратно относились к этим заповедям. Без цицит и тфилин, они не проходили больше, чем расстояние в четыре локтя. Об этом мы подробнее говорим в разделе "Врата Святости" (глава 6, параграф 40-41). Ведь таким образом исполняется и Учение и практическое действие, одновременно. А указание изучать Тору днём и ночью, намекает на необходимость постижения истинного значения исполнения заповедей, знать на что они намекают и в чём их скрытая причина. Это подтверждается словами книги "Зоהар", глава "Микец" (лист 193, стр. 1): "Присмотрись и узри, насколько должны углубиться сыны Исраэля в постижении Служения Творцу - необходимо трудиться дни и ночи, чтобы (как следует) познавать и постигать пути Служения". Конец цитаты. И ясно сказано, что занятие Торой днём и ночью - это намёк на необходимость усердного постижения путей Служения Творцу.
28) ПРИЧИНА этого такова: Известно, что ошибка в понимании изученного - засчитывается преднамеренным грехом (трактат Авот 4:13; трактат Бава Мециа, лист 33:2). Поэтому необходимо усердно стараться днём и ночью, чтобы избегать ошибок. Более того, так должен вести себя и большой мудрец, сведущий в правилах исполнения заповедей. Чем больше он изучает Тору - тем больше и глубже познаёт тайную причину всех тонкостей исполнения заповедей. Ведь цель изучения - постижение (бесконечного) величия Творца. Так это приводится в пояснении (Барайте) Раби Йишмаэля, в книге "Мидраш Мишлей" (лист 10, стр.1 в изменённой форме), на сказанное (Мишлей 10:17): "Хранящий поучение - прокладывает путь к жизни, а отвергающий наставление - сбивает с пути". И говорит там Раби Йишмаэль, что в День Суда спрашивают человека, изучал ли он Писание, знаком ли с шестью разделами (Мишны), знает ли правила служения в Храме, знает ли Гмару (Талмуд). Так сказано там: "Подходит к Нему тот, кто изучал притчи мудрецов (аггаду), и Всевышний (благословен Он!) говорит ему: "Сын мой, а Гмару почему ты не изучал? Ведь "все реки текут в океан, а океан (никогда) не переполнится" (Коהелет 1:7). А о чём это сказано? О Гмаре". Подходит к Нему тот, кто изучал Гмару, и Всевышний (благословен Он!) говорит ему: "Сын мой! Раз ты занимался изучением Гмары, созерцал ли ты Меркаву, внутреннее устройство миров? Созерцал ли Моё Величие? Ведь нет у Меня другого удовольствия в мире, кроме часа, когда ученики мудрецов изучают Тору, подглядывают, созерцают и рассматривают (внутренние миры), и усваивают множество знаний этого Учения: Каким образом устроен Мой Престол Славы и т.д.? Хашмал (вид ангелов) - как устроен? Базак (вид ангелов) как устроен и т.д.? Харув (вид ангелов) - как устроен и т.д.? Самое главное - устройство Престола Славы Моей, к какой стороне обращается тот, кто служит в первый час Шаббата и т.д.? Не это ли Слава Моя? Не это ли Величие Моё? В том Достоинство Моё и Красота Моя, что сыны Мои познают Моё Величие на таком уровне. Об этом сказал мудрый король Давид (Теהилим 104:24): "Как многочисленны дела Твои, Б-г". Поэтому говорил Раби Йишмаэль: "Счастлив мудрый ученик, оберегающий (и хранящий) свои знания - чтобы было у него что ответить Всевышнему (благословен Он!) в День Суда. Об этом сказано: "Хранящий поучение - прокладывает путь к жизни". Но если человек прерывает изучение и оставляет свои знания - стыд ему и позор в День Суда. Об этом сказано: "отвергающий наставление - сбивает с пути". Что значит "сбивает с пути"? Всевышний (благословен Он!) отдаляет того человека от Себя". Конец цитаты.
29) ЦЕЛЬ постижения мудрости - это познание внутреннего строения мироздания, Меркавы, и остальных тем, упомянутых в словах Раби Йишмаэля. А раз так - значит, изучение Меркавы имеет практическое назначение. Поясняется в книге "Зоהар", глава "Йитро" (лист 85, стр. 2): "Учили: все заповеди Торы коренятся в теле Короля. Часть из них - коренится в голове Короля, часть - в теле, часть - в руках, часть в ногах. И нет заповеди, выходящей за пределы тела Короля". Конец цитаты. Соизмеримо уровню постижения мудрости - познают пути практического исполнения заповедей, соответствующие Высшей причине. И невозможно достичь такого уровня, никаким другим способом, кроме занятий Торы днём и ночью. И даже тогда - может быть достигнет, а может быть нет.
30) ТАКЖЕ, нельзя сказать, что мудрецы не занимались добрыми делами. Ведь упомянуто в "Зоהар", глава "Балак" (лист 186, стр. 1), что Раби Ицхак и Раби Йеהуда, пока были занятыми добрыми делами - не читали молитву "Шма". Так сказано там: "Сказали (Раби Ицхак и Раби Йеהуда маленькому сыну Раби הамнуны Сабы): "Правда, что не прочли мы молитву "Шма". В тот день мы были заняты женихом и невестой. У них не было всего необходимого, они не могли жениться, и некому было им помочь. Мы занялись их делами, и не прочитали молитвы "Шма". Ведь тот, кто занят исполнением одной заповеди - в это время освобождён от исполнения остальных (см. трактат Сукка лист 26, стр. 1)". Конец цитаты. И в комментарии "Зоהар" на главу "Тецаве" (лист 187, стр. 2) рассказывается о Раби Неהораи и его товарищах-отшельниках, что они занимались изучением Торы в пустыне, но в седьмой месяц приходили исполнить заповедь Сукки в заселённом месте.
31) ЕЩЁ, в "Зоהар", глава "Вайишлах" (лист 178, стр. 1): "Раби Элазар и Раби Ицхак были в пути и пришло время чтения молитвы "Шма". Поднялся Раби Элазар, прочёл "Шма" и помолился". И дальше там приводятся некоторые подробности, касающиеся нашей темы. Но мы не будем полностью приводить эту историю, ввиду её длины. И есть ещё несколько историй в "Зоהар", рассказывающих о благочестии мудрецов и об их делах, нет необходимости задерживаться на этом. И видится мне, что Раби Шимон Бар Йохай и его товарищи следовали мнению Иерушалаимского Талмуда (трактат Хагига 6:7), в вопросе предшествует ли учение действию (в приоритетах). Так сказано там: "Уже было принято на городском собрании в Лоде: "Учение предшествует действию". Учители Кейсарии сказали: "Это в том случае, когда есть там другой (человек), который сделает. Но когда нет другого, кто бы сделал - действие предшествует учению". Конец цитаты.
32) А то, что они покидали свои дома и изучали Тору в пути, поясняется в поправках (предисловие; 1:2) и в комментарии к главе "Ваера" (лист 115, стр. 2): "Раби Йеהуда и Раби Йосей были в пути. Сказал Раби Йеהуда Раби Йосею: "Открой уста свои и займись Учением Торы, ибо Шхина, Б-жественное Присутствие - находится рядом с тобой. Ведь всё время, пока человек занят постижением слов Торы - снисходит Шхина и присоединяется к нему. Тем более это верно в пути - ведь в пути, Шхина предшествует и идёт впереди тех людей, которые удостоились доверия Всевышнего (благословен Он!)". Конец цитаты. И более подробно мы разъясняем причину этого в разделе "Врата Смирения" (6:7).
33) НАКАЗАНИЕ, настигающее тех, кто изучает Тору, но не исполняет её указания, описано в мидраше "Дварим Раба" (7:4): "Сказано (на основе Дварим 28:15): "Соблюдать и исполнять все заповеди Мои". Сказал Раби Халафта28: "Тот, кто изучает Тору и не исполняет её - его наказание тяжелее, чем у того, кто не изучал вовсе. На что это похоже? На короля, у которого был сад. И впустил он в сад двух молодцев. Один - сажал деревья и рубил деревья. А другой - не сажал и не рубил. На кого будет сердиться король? Разве не на того, который хоть и сажал, но губил?! Так и тот, кто изучает, но не исполняет - его наказание тяжелее, чем у того, кто не изучал вовсе. Откуда это известно? Сказано: (Йишая 26:10): "Помилован будет нечестивый, не изучавший пути справедливости". А если учил, но не исполнял - не будет помилован. И об этом сказано: "Соблюдать и исполнять все заповеди Мои". Конец цитаты.
34) ЕЩЁ о наказании тому, кто изучает, но не исполняет. Приводится в комментарии "Сифри" (Шлах 112): "Сказано (Бемидбар 15:31): "Ибо слово Б-га поругал". Раби Меир говорит: "Это сказано о тех, кто изучает, но не исполняет, обучает других а сам не делает". Раби Натан говорит: "Это сказано о тех, кто способен учиться, но не изучает". Раби Неהораи говорит: "Это сказано о тех, кто небрежно относится к словам Торы". Конец цитаты.
35) ЕЩЁ о наказании тем, кто не исполняет, и о вознаграждении тем, кто исполняет, сказано в мидраше "Ваикра Раба" (35:7): "Сказано (Ваикра 26:3): "Заповеди мои соблюдайте, и делайте их". Сказал Раби Хама бар Ханина: "Если соблюдаете Тору - Я засчитываю вам, будто это вы создали её29. "Делайте их" - Сказал Раби Ханина бар Папа: "Сказал Всевышний (благословен Он!) народу Исраэля: "Если вы соблюдаете Тору - Я засчитываю вам, будто вы сами создали себя". "Делайте их" - Учил Раби Хийа: "Это сказано о тех, кто изучает ради исполнения, а не о тех, кто изучает не ради исполнения. А тот, кто изучает не ради исполнения - лучше было бы ему, если бы он не был сотворён вовсе". Сказал Раби Йоханан: "Тот, кто изучает не ради исполнения - лучше было бы, если бы плацента завернулась в утробе (его матери), и он не вышел бы в мир". Сказал Раби Аха: "Тот, кто изучает ради исполнения - удостаивается получить Дух Святости. Почему? Сказано (Йеהошуа 1:8): "Будешь соблюдать всё сказанное в ней (Торе), и тогда - будешь успешен на своих путях и уразумеешь". "Уразумеешь" - подразумевает Дух Святости, как сказано (Теהилим 89:1): "Вразумляющий псалом, укрепляющий народ". Конец цитаты.
[28] Раби Халафта В мидраше: Раби Шимон бен Халафта [29] Будто вы создали её ибо Тора и заповеди предшествуют сотворению мира. И тот, кто соблюдает Тору и заповеди - будто бы творит их. (МААРЗО)
текст предоставлен сайтом
Школы Пророков, http://kain-hevel.com