Одна из основных книг Каббалы и Мусара, написанная рабби Элияהу Ди-Видашем (здоровья ему!), учеником рабби Моше Кордоверо (здоровья ему!) - РЕШИТ ХОХМА, НАЧАЛО МУДРОСТИ
Параграфы 1-20
1) ИЗВЕСТНА истина, что основное предназначение Учения Торы - привести (человека) к практической реализации её указаний. Вот, что сказано об этом во второй части трактата "Брахот" (лист 17, стр.1): "Раба часто говаривал: Суть мудрости - в раскаянии и добрых делах. Не должно быть такого, что человек изучает и осваивает (Учение), и в то же время пренебрежительно относится к отцу и матери, к своему учителю и к старшим по знаниям или возрасту. Сказано (Теהилим 119:10): "Начало мудрости - трепет перед Б-гом, благоразумие (даёт она) всем исполняющим их (указания Торы)". Не сказано "изучающим", а сказано: "исполняющим". Тем, кто исполняет указания Торы ради неё самой, а не тем, кто исполняет не ради неё самой. А тот, кто исполняет указания Торы не ради неё самой - было бы ему лучше, если бы он не был сотворён вовсе".
Здесь оканчивается выдержка из трактата.
2) ТАЛМУД подчёркивает - "тем, кто исполняет ради неё самой", хотя, на первый взгляд, нет необходимости это подчёркивать3. Этим Талмуд учит нас, что изучение Торы ради неё самой - это изучение Торы ради исполнения её указаний. И так следует понимать приведённую в Талмуде цитату: когда трепет перед Б-гом предшествует мудрости - тогда мудрость наделяет благоразумием того, кто исполняет указания Торы. Ибо единственное предназначение мудрости - это трепет перед Б-гом. Мудрость приучает человека к Б-гобоязненному образу поведения. И необходимо, чтобы мудрость облагораживала рассудок исполняющих указания Торы - лишь в этом реализация мудрости. Мудрость изучают с целью приобрести трепет перед Б-гом. А трепет - это практическое следование указаниям.
3) В ЗОהАР, глава "Берешит" (л. 8, стр. 1) сказано: "Раби Йосей говорит: "благоразумие" - это Древо Жизни, в котором совершенно нет порока. И, так как, нет в нём (в Древе Жизни) дурного - оно являет собой лишь благоразумие, без порока". В свете предыдущего пояснения становится ясно: когда трепет предшествует (изучению) мудрости - удостаивается человек постичь Древо Жизни - обрести благоразумие без порока. Но если трепет не предшествует мудрости - не бывать беспорочному благоразумию, и человек пренебрежительно относится к отцу и матери. Такой человек - исполняет указания Торы не ради неё самой, и сам он - смесь добродетели и безрассудства. Поэтому, было бы ему лучше, если бы не был он сотворён вовсе.
[1] Суть мудрости Основа изучения Торы в том, чтобы оно привело к раскаянию и добрым делам. (РАШИ) [2] Ради неё самой Это дополнительное учение, которое не выводится напрямую из приведённой цитаты. (МААРША) [3] Нет необходимости подчёркивать Ибо фраза "исполнять её указания" уже подразумевает "ради неё самой" (МААРША) [4] Сказал Раби Йонатан в Талмуде сказано так: "Сказал Раби Шмуэль сын Раби Нахмани: "Сказал Раби Йонатан ..." [5] Раби Александраи в Талмуде сказано Раби Йанай
4) ЕЩЁ лучше мы сможем это понять, рассмотрев сказанное в трактате "Йома" (л. 72, с. 2): "Сказал Раби Йонатан4: Чему учит нас сказанное (Мишлей 17:16): "Зачем глупцу деньги на покупку мудрости, ведь разума (у него) нет"? (И отвечает:) Горе ненавистникам учёных мудрецов, которые изучают Тору, но нет в них трепета перед Небесами. Заявил Раби Александраи5: "Жаль тех, у кого нет двора, а они ворота строят". Сказал Раба учёным: "Пожалуйста, постарайтесь избежать двух адов". Здесь оканчивается цитата. И поясняет РАШИ (Раби Шломо Ицхаки): "Нет двора, а ворота строят... Тора - это врата входа в трепет перед Небесами, поэтому необходимо, чтобы трепет предшествовал её изучению. (Подобно тому, как наличие двора должно предшествовать строительству ворот). Два ада... Те, кто утруждает себя изучением Торы без её реализации в этом мире, получают ад после смерти. Получается, что и при жизни не насладились своим миром".
5) ПРИЧИНУ того, что трепет назван "двором" и "основой", а мудрость "вратами входа в трепет", легче понять, как мне кажется, из сказанного в трактате "Шаббат" (л. 31, с.2): "Заявил Раби Йанай: "Жаль тех, у кого нет двора, а они ворота строят". И сразу далее: "Сказал Рав Йеהуда: "Не сотворил Всевышний (благословен Он!) этот мир ни для чего другого, лишь ради того, чтобы трепетали перед Ним. Об этом сказано (Коהелет 3:14): "Всесильный сделал (так), чтобы трепетали перед Ним". Конец цитаты. И, как мне кажется, высказывание Рава Иеהуды следует сразу за высказыванием Раби Йаная именно с целью пояснить и расширить его понимание.
6) ПОЯСНЕНИЕ сказанного: Известно, что народ Исраэля - основа мира, ибо ради их существования мир был сотворён. Учат мудрецы (Мидраш Танхума т.2 гл. Берешит 3, Ваикра Раба 36:4, Ялкут Йирмия 264): "Вначале сотворил Всесильный - в начале, ради начала - ради народа Исраэля, названного (в другом месте в Торе) "начало". Народ Исраэля - фундамент мироздания, и нет миру существования без народа Исраэля. Сказано (Зехария 2:10): "Подобно ветрам Я рассеял вас по четырём сторонам небес, слово Б-га". Как не может мир существовать без ветров, так не может он существовать без народа Исраэля (трактат "Таанит" л. 3 с. 2). И Тора была сотворена лишь ради народа Исраэля, чтобы (изучая её) познавали они своего Творца. Так сказано в комментарии "Сифри" (гл. Экев 47; Ялкут Экев стр. 872): "Раби Шимон Бар Йохай говорит: сказано "Как дни существования дерева, так дни существования народа Моего" (Йишая 65:22) - "Дерево" - это Тора, как сказано (Мишлей 3:18): "Древо Жизни она для тех, кто держит её". И вот что выводится из этого, следуя от простого к сложному: если Тора дарована ради народа Исраэля, и она вечна - тем более это верно по отношению к праведникам, ради которых существует мир". Конец цитаты. Таким образом, существование мира зиждется на народе Исраэля. И даровал Творец народу Исраэля Тору, единственно ради того, чтобы трепетали они перед Ним. И ещё: по величию Творения, мы судим о деяниях Творца и Его Величии, и таким образом приходим к трепету перед Ним. В книге "Зоהар", раздел "Раая Меהемана" (гл. Бо, л. 42, с. 1) сказано, что мир сотворён в основном для того, чтобы познавали Его. И так - трепет, порождаемый созерцанием Творца, является основным двором, а мудрость - путеводитель и врата входа. Получается, что человек сотворён лишь ради того, чтобы трепетать перед Б-гом. И в этом трепете - суть мудрости, как мы поясняли. А тот, кто поступает наоборот - "лучше, если бы не был сотворён". Ведь такой человек противоречит замыслу Творца и получается, что он сотворён впустую. И предпочтительнее отсутствие, чем бесполезное присутствие.
7) ЕЩЁ поясняет "Мидраш Раба", глава "Зот הа-Браха" (11:6), что главное в изучении Торы - это практическое действие, к которому оно приводит. Так сказано там: "Сказал Раби Элиэзер: "Какое благословение первым произнёс Моше в Торе? (И отвечает:) "Благословен Ты, Б-г, Всесильный наш, Избравший эту Тору, Освятивший её и Возжелавший тех, кто исполняет её указания". И не сказал "Возжелавший тех, кто изучает её" или "обучает ей", а именно "тех, кто исполняет её указания". Человек говорит: "Я изучал мудрости6, но Тору не изучал, что мне там делать?" Говорит Всевышний (благословен Он!) народу Исраэля: "Клянусь вашей жизнью, что все мудрости и вся Тора - это одна лёгкая вещь! Любой, кто трепещет предо Мной и реализует слова Торы - все мудрости и вся Тора (становятся ясными) в его сердце". Откуда это известно? Из сказанного: "Начало мудрости в трепете перед Б-гом - благоразумие даёт она всем исполняющим их" (Теהилим 111:10); "Чистый трепет перед Б-гом - пребудет вовеки" (Теהилим 19:10); "Трепет перед Б-гом - это мудрость" (Ийов 28:28). Конец цитаты.
8) ЕЩЁ поясняется о приношении Нахшона сына Аминадава, в "Бемидбар Раба", глава 13 (параграф 15): "пропитанное елеем" (Бемидбар 7:13) - это изучение Торы, которое должно быть пропитано добрыми делами. Об этом сказано (трактат "Авот" 2:2): "Хорошо изучение Торы совмещать с ремеслом7, ибо усилия, затрачиваемые на оба этих занятия - отвлекают от порока". И далее - "... пропитанное елеем, в приношение" (Бемидбар, там же) - тот, кто изучает Тору, совершая добрые дела и оберегаясь от греха - этим приносит угодное Творцу подношение ". Конец цитаты.
[6] Изучал мудрости Имеется ввиду: "Все науки и премудрости понятны мне, но мудрость Торы я не могу постичь. Поэтому, что мне там делать? Ведь получится, что я трачу время впустую" (Матнот Кеהуна) [7] Совмещать с ремеслом То есть честно, с верой, вести дела. И это - основа добрых дел. (МААРЗО) [8] Поэтому заслуга изучения Торы велика Ибо приводит к практическому исполнению заповедей, а это - выше самого исполняющего (МААРЗО)
9) ЕЩЁ поясняется там (Бемидбар Раба), в главе 14 (параграф 10): "Один бык молодой, один овен, один агнец годовалый - во всесожжение" (Бемидбар 7:14). Почему перечислены три вида приношений во всесожжение? Они соответствуют трём венцам (коронам), которые даровал Всевышний (благословен Он!) народу Исраэля: венец Торы, венец Священнослужения и венец Царствования (см. трактат Йома л.72, с.2). Венец Торы - это ковчег завета, о котором сказано (Шмот 25:11): "И сделай на нём золотой венец". Венец Священнослужения - это золотой жертвенник, о котором сказано (Шмот 30:3): "И сделай ему золотой венец вокруг". Венец Царствования - это стол приношений, о котором сказано (25:24): "И сделай ему золотой венец вокруг". И далее в Торе (Бемидбар 7:15): "Один козёл в грехоочистительную жертву" - это приношение соответствует венцу доброго имени. А венец доброго имени - это практические действия человека, как сказано: (трактат Авот 1:17): "Не учение главное, а действие". Ибо действие способно искупить человека (создать ему доброе имя), как сказано (трактат Авот 4:11): "Раскаяние и добрые дела - как щит, оберегающий от бедствий". И венец доброго имени соответствует храмовому светильнику, Меноре, реализуя сказанное (Мишлей 6:23): "Ибо заповедь - свеча, а Учение Торы - свет". Почему Тора названа "свет"? Потому, что она освещает человеку путь в его делах (см. трактат Таанит 7:2). Тора обучает человека, как ему исполнить желание Творца. Поэтому заслуга изучения Торы - велика8. А практическое исполнение её указаний - более велико, (даже) чем сам исполняющий, как сказано (Йишая 32:17): "И результатом справедливости будет мир, а справедливые действия принесут покой и безопасность вовеки" (трактат Баба Батра л. 9, с. 1). Конец цитаты.
10) ЭТОТ отрывок (из Мидраша) поясняет величие практического действия и открывает причину его значимости. Величие действия видно из того, что оно соотносится с Венцом Доброго Имени. Ведь известно (трактат Авот 4:13), что Венец Доброго Имени превосходит остальные венцы. Ни один из трёх упомянутых Венцов - не имеет значения без Венца Доброго Имени. Если священнослужитель, король или учёный Торы не занимаются Учением как следует - их венцы недействительны. Получается, что наиболее необходимое условие для приобретения Венца Торы - это доброе имя. А доброе имя - это дела человека. И ещё одно достоинство есть у практического действия - оно способно искупить человека. Изучение Торы открывает человеку как ему совершить исправление и искупить свои грехи. И тот, кто изучал Тору, но не совершил исправления - как будто не изучал вовсе9. Об этом писал Благочестивый Учитель, автор книги "Ховат הа-Левавот" (Обязанность Сердец) (врата раскаяния, глава 10), что исправление зависит не от наших слов, а от наших поступков. И там же, в главе о раскаянии, перечисляет несколько необходимых для исправления условий. И поэтому, мудрецы Талмуда (всегда) присоединяли к слову "раскаяние", слова "и добрые дела". И так говорит Раба в цитате, которую мы привели выше (параграф 1): "Суть мудрости - в раскаянии и добрых делах".
11) ЕЩЁ: Венец Доброго Имени соотносится с храмовой Менорой. Это учит нас, что изучение Торы требует практических действий. И также, что для (правильных) практических действий - необходимо изучение Торы. Так это поясняется в книге "Зоהар", глава "Трума" (лист 166, стр. 1): "Сказал Раби Аба: (сказано:) "Заповедь - свеча, а Тора - свет. И путь Жизни - моральные поучения". "Заповедь - свеча": каждый, кто занимается изучением Торы и исполнением заповедей в этом мире - каждой исполненной заповедью, создаёт себе одну свечу для освещения в том мире. "Тора - свет": тот, кто постигает Учение Торы, удостаивается того Света10, от которого зажигают ту свечу. Ведь свеча без огня - бесполезна. Также и огонь без свечи - не может светить. Получается что оба эти аспекта (Тора и исполнение заповедей) - нуждаются друг в друге. Практические действия нужны, чтобы подготовить свечу. И усердное постижение Торы необходимо, чтобы поджечь свечу. И счастлив тот, кто занимается Торой, реализуя и Свет и Свечу". Конец цитаты.
[9] Будто не изучал вовсе См. Трактат Йавамот лист 109, стр. 2: "Каждый, кто говорит, что нет у него других дел, кроме изучения Торы - даже знания Торы нет у него" [10] того Света другими словами: Высшего Света
12) ГЛУБИННАЯ причина этого поясняется дальше в "Зоהар", в главе "Мишпатим" (лист 119, стр. 1): "Те, кто изучают Тору и исполняют заповеди единственно ради Всевышнего (благословен Он!), не ради привилегий, а как сын, почитающий отца и мать - обязательно удостаиваются быть привязанными и прилепленными к Столпу Творения и Б-жественности. И более того -считается, будто это они способствуют единению Б-жественности и Творения. А те, кто изучает Тору и не исполняет заповеди, или исполняет заповеди, но не учит Тору - будто обитают в мире раздора. Тот же, кто занимается и тем и тем (Торой и заповедями) - подобен дереву, ветки которого разносятся вправо и влево, а ствол объединяет обе стороны посередине". Конец цитаты.
13) В цитате, которую мы привели раньше (параграф 9), Раба утверждает, что заслуга изучения Торы - велика. Как доказательство, он приводит сказанное: "результатом справедливости будет мир". На первый взгляд, приведённая фраза не подтверждает слова Рабы напрямую. Скорее, эти слова доказывают, что практическое следование указаниям Торы - более велико (даже), чем сам исполняющий их. Однако, на самом деле, приведённая цитата действительно всё подтверждает. В книге "Зоהар", глава "Микец" (лист 139, стр. 1), мы находим пояснение, что Тора называется также "справедливостью". Вот, что там написано: "Сказал Раби Йосей: (Так следует понимать сказанное:) "Не приносят пользы сокровища неправедные, а справедливость - спасает от смерти" (Мишлей 10:2)."Не приносят пользы сокровища неправедные" - это сказано о тех, кто не занимается Учением Торы, а вместо этого копит сокровища этого мира, умножая свои долги. Сказано: "И теряется то богатство при нехороших обстоятельствах" (Коהелет 5:13), ибо оно - сокровища неправедные. "А справедливость спасает от смерти" - это сказано о тех, кто занят изучением Торы и придерживается путей познания11. Ведь Тора названа "Древом Жизни", и названа "справедливостью" - как сказано: "Справедливостью будет нам" (Дварим 6:25) и далее. И ещё: "Справедливость спасает от смерти" - подразумевает также практическое исполнение заповеди о помощи нуждающимся, в простом смысле. И в Торе подразумеваются оба этих аспекта и значения. Понятия "Тора", "справедливость", "помощь нуждающимся" - подразумевают одно и то же". Конец цитаты.
[11] Придерживается путей знания Другими словами: старается
14) В плоском рассмотрении приведённого текста мы видим подтверждение словам Рабы. В любом случае, следует отметить, что Тора называется "справедливостью" и "помощью нуждающимся", лишь в смысле практической реализации её указаний. Подтверждение словам Рабы мы должны понимать так: "Справедливостью будет нам, когда будем придерживаться её практических указаний" (Дварим 6:25). И Раба назвал Тору справедливостью, в соответствии со сказанным в конце цитаты из "Зоהар" (что "Тора" и "справедливость" - одно и то же). Как и Тора, справедливые поступки, помощь ближнему - становятся Древом Жизни и оживляют нуждающихся, подвластных Древу Смерти. Поясняется в "Зоהар", глава "Бехукотай" (лист 113, стр. 2): "Тора названа Цдака (צדקה), ибо она - Цедек הэй (צדק ה' - "Справедливость Б-га"). Поэтому подчёркивает "Зоהар": "сказано о тех, кто занят Учением Торы и придерживается путей познания" и т.д. "Придерживается путей познания" - исполняет указания Торы.
15) ИЗ приведённых изречений можно понять, что изучение Торы приравнивается к действию. Ибо велико Учение, ведь оно приводит к действию. И всё же, приобрести удел в жизни Грядущего Мира - возможно лишь посредством практического действия. Так об этом сказано в первой главе трактата об идолопоклонстве (лист 18, стр. 1): "Когда заболел Раби Йосей бен Кисма - пошел Раби Ханина бен Тардион его навестить. Спросил Раби Ханина Раби Йосея: "Каков мой статус в жизни Грядущего Мира?" Спросил (в ответ) Раби Йосей: "Что ты сделал?" Ответил Раби Ханина: "Были у меня деньги, которые я выделил для Пурима. И смешались те монеты с деньгами, выделенными для бедняков. И я раздал всё беднякам12". Сказал тогда Раби Йосей: "Если так - дай Б-г, чтобы мой удел был подобен твоему, и участь твоя - была бы моей участью".
16) ЕЩЁ: сказали мудрецы (упомянуты к добру!), в третьей главе трактата Таанит (лист 21, стр. 2): "Абба Умана13 каждый день получал приветствие Свыше14. Аббае приветствовали каждый канун Шаббата. Рабу - каждый канун Дня Искупления. Расстроился Аббае из-за Аббы Уманы. Сказали ему (Аббае): Разве ты совершал такие поступки как Абба Умана?" И далее в трактате перечисляют его достоинства. Известно правило Талмуда: везде, где Аббае расходится во мнении с Рабой - следуют за мнением Рабы (кроме шести исключений. см. трактат Баба Мециа лист 22, стр. 2). Тем не менее, поступками - Аббае превзошел Рабу. Поэтому его чаще приветствовали Свыше - каждый канун Шаббата. И, в трактате "Таанит", рассказывается ещё о нескольких людях, которые заслужили Грядущий Мир своими поступками.
17) ТАКЖЕ мы находим, что Раби Хию воспевали (именно) за его дела. Так и сказано (трактат Баба Мециа, лист 85, стр. 2): "Велики поступки Хийи". А Рав הуна удостоился чести быть похороненным рядом с Раби Хийой, лишь в заслугу своих дел. Рассказывают, что однажды во время молитвы у него (Рава הуна) завернулся ремешок тфилин, и он постился сорок дней, чтобы искупить это. Об этом рассказано в книге "Мидраш Коהелет" (Коהелет Раба 9:10) и в трактате "Моэд Катан" (лист 25, стр. 1).
[12] Смешались те монеты я думал, что это деньги выделенные на пожертвования и раздал их беднякам, не на праздничную трапезу Пурима. А на Пурим дополнил из своих. Или по другому: Мои деньги на Пурим смешались с (общественными) пожертвованиями, и я раздал их беднякам. Но потом не стал возвращать себе из пожертвований (РАШИ) [13] Умана В переводе с арамейского - "Умелец". Абба Умана был специалистом в процедуре пускания крови. (РАШИ) [14] Приветствовали его Каждый день Глас Небес (Бат Коль) приветствовала его: "Мир тебе!" [15] Общаться с достойными людьми Может быть таким образом ты удостоишься их удела (Йешуот Яаков)
18) ТАКЖЕ, в книге "Тана Дэвей Элияהу" ("Учение Дома Элияהу") (Элияהу Раба 9; Ялкут Шимони, глава Шофтим 42), в пояснении сказанного (Шофтим 4:4): "И Двора - женщина пророчица", говорится, что за свои поступки человек удостаивается Духа Святости. Вот, что там сказано: "Чем хороша Двора, что удостоилась она пророчества и судила народ Исраэля? (Разве не доставало народу пророков?) Ведь Пинхас сын Элазара - стоял тогда на службе народу! Призываю к себе в свидетели Небеса и Землю: нееврей или еврей, мужчина или женщина, даже раб или наложница - соответственно своим делам удостаиваются Духа Святости. Рассказывается: "Муж Дворы простолюдином был. Сказала Двора ему: "Давай, я приготовлю фитили (для Храмовой Службы), а ты пойди в Храм, что в Шило. Может, там ты будешь общаться с достойными людьми15, и удостоишься жизни Грядущего Мира". И она делала фитили, а он относил их в Храм. И тремя именами называют мужа Дворы: Барак, Михаэль и Лапидот. Барак (Молния) - потому, что его лицо сверкало как молния. Михаэль (Размягчающий) - потому, что он размягчал (облагораживал) себя. И ещё - по имени ангела. Лапидот (Факела) - потому, что его жена делала фитили. И она старалась делать фитили толстыми, чтобы давать больше света. А Всевышний (благословен Он!) - видит происходящее в почках и сердце человека. Он сказал ей: "Двора, ты старалась умножить Мой Свет. Так и Я - умножу твой свет среди Йеהуды и Иерушалаима, подобно свету двенадцати колен". Кто удостоил Лапидота обитать среди достойных, и привёл его к жизни Грядущего Мира16? Вывод следует: его жена, Двора. О ней сказано (Мишлей 14:1): "Мудрая женщина строит дом". А о Изэвели, дочери Элбаала17, сказано (там же): "а глупая - рушит его своими руками". Конец цитаты.
19) В "Зоהар", глава "Трума" (лист 165, стр. 2) сказали наши Учителя: "Исполнение указаний Торы способствует исправлению духа и разума человека (ступени руах), и его души (ступени нешама) - в этом мире и в Мире Грядущем. Тора даёт человеку возможность приобрести два мира: этот мир и Мир Грядущий. Каждый, кто изучает Тору - занят приобретением Жизни, жизни в этом мире и жизни в Мире Грядущем. И свыше, освобождают его от всех нежелательных внешних влияний18, и ничто из них не может его сломить. А если так обстоит с изучением Торы, то с исполнением её заповедей - тем более". Конец цитаты.
[16] Привёл В мидраше сказано: способствовал приходу [17] Элбаал В Писании - Этбаал [18] Нежелательных влияний Другими словами: от наказаний [19] Поддерживающих изучение Торы всех, кто укрепляет здание Торы
20) ИЗ приведённой цитаты видно, что сила практического действия - велика. Как сказано там: "с исполнением заповедей - тем более". Однако это утверждение следует уточнить. Мы можем сказать, что в цитате речь идёт об исполнении заповедей именно после изучения Торы. Из-за этого можно подумать, что исполнение заповедей без предварительного изучения - не так велико. Ведь сказано (трактат Авот 2:5): "Глупец не боится греха, а простолюдин не может быть благочестивым". И Абба Умана, хоть и был воспет за свои поступки, всё же был мудрецом Торы. Благодаря учёности, он вершил свои дела. И такое понимание сказанного, подтверждается словами книги "Зоהар", глава "Пкудей", раздел "Залы", в конце второго зала (лист 247, стр. 2): "Каждый, кто не изучал Тору, даже если совершает добрые поступки ..." и далее, см. там. И ещё, отрывок по этой теме мы приводим в седьмой главе, раздела "Врата Раскаяния" (параграф 9). Там комментируется сказанное (Песнь Песней 1:8): "Если не знаешь ты, о, прекраснейшая из женщин", см. там. И есть ещё причина, по которой практическое действие более велико, чем изучение (ведь сказано: "с исполнением - тем более"). Дело в том, что действие более утомительно, чем разговор. Ведь прочитать законы исполнения заповеди Сукки и лулава - займёт час или меньше. А исполнение этих заповедей - может занять целый день. То же и в приготовлении тфилин - надо подготовить достойным образом кожу, придать верную форму и написать свиток - всё это занимает много времени. А прочитать и изучить - немного времени. Поэтому исправление Б-жественного Присутствия, Шхины, более эффективно достигается действием, чем разговором. Вот, что говорится об этом в книге "Зоהар", глава "Берешит" (лист 8, стр. 1): "Всем исполняющим их" - это сказано о "верных добродетелях Давида", (меценатах,) поддерживающих изучение Торы19. Ибо (материальная) поддержка изучения Торы считается действием. Те, кто прилежно занят учением - во время самого изучения не считаются совершающими действие. Но поддержка изучения Торы - считается практическим действием. И из этих соображений сказано: "Слава Его упрочена навеки", Престол Его прочно стоит (лишь) на упрочняющем20 его как следует". И в книге "Тикуней Зоהар" ("Дополнения к Зоהар") поясняется (дополнение 22, лист 68, стр. 2): "Что касается действия и речи: Действие - соответствует витальной душе человека (ступень нефеш, жизненно необходимая физиологическая функциональность). Речь - соответствует духу и разуму человека (ступень руах)". И подробнее мы приводим эту цитату в разделе "Врата Святости" (4:2).
текст предоставлен сайтом
Школы Пророков, http://kain-hevel.com