Известно, что основная миссия человечества, вплоть до Эры Добра - исправление погрешности с плодом Древа Познания Добра и Зла.
Давайте рассмотрим, что за фрукт это был -это поможет нам исправить его влияние на нашу жизнь, а так-же откроет завесу над мотивом того, что Малки-Цедек (здоровья ему!) преподнес праотцу Аврааму (здоровья ему!) хлеб, вино и благословил его.
В
мидраше, и в трактате Брахот (лист 40) говорят мудрецы: Плод, который съел Адам - пшеница. И еще: Это был виноград. И еще: смоковница. (Ни одного слова о "яблоке"! неясно откуда взялась такая бытующая идея).
Рабби
Йосеф Хаим (здоровья ему!) в книге "
Бен Иш Хай" говорит, что все три мнения - верны! Плод древа познания обладал тремя привкусами: было в нем что-то от пшеницы, было и от винограда, было и от смоковницы.
Намек на эти три фрукта содержится в тексте Торы (Берешит 3:6): "И увидела жена, что дерево хорошо для еды, и что оно услада для глаз и вожделенно дерево для познания".
"Хорошо для еды" подразумевается пшеница. Лишь хлеб (исходным сырьем которого, в основном, является пшеница) - попадает под алахическое определение "еды". Только после трапезы с хлебом появляется обязанность поблагодарить Б-га "благословением после еды", ибо только хлеб по настоящему насыщяет.
"Услада для глаз" - слово услада на иврите "таава" (תאוה). По одной из допустимых в Каббале перестановок букв - буква "вав" (ו) сменяется буквой "нун" (נ). Таким образом слово "таава" преобразовывается в "тэена" (תאנה), "смоковница".
Рабби Йосеф-Хаим, здоровья ему!"Вожделенно для познания" - намек на виноград. Ибо ароматное вино - проясняет разум, как говорят об этом мудрецы.
Примечательно, что первые буквы названий этих плодов - намекают на три пути чуств и эмоций, которые были повреждены погрешностью с плодом Древа Познания Добра и Зла.
"Хита" (пшеница) - Хесед, правая линия, группа Добра.
"Гэфен" (виноград) - Гвура, левая линия, группа Правосудия.
"Тэена" (смоковница) - Тифэрет, средняя линия, группа Милосердия.
* * *
Произошедшее с плодом имело место перед заходом Шаббата. Как исправление того греха - мы освящаем Шаббат тремя вещами: Халой, Вином и Свечами.
Хала (субботний хлеб) исправляет "И увидела жена, что дерево хорошо для еды"
Вино - "вожделенно дерево для познания", ибо ароматное вино проясняет разум
Свечи - "услада для глаз", по простому - мы должны наслаждаться светом субботних свечей, смотря на них во время трапезы.
* * *
Подобное мы находим и в главе Торы "Лех-Леха". После того, как праотец Авраам выстоял в шестом испытании (захват Лота в плен и война с четырьмя царями), он завершил шесть этапов исправления, соответствующих шести чуствам (по два на каждую линию).
Как добрый знак - Всевышний проявился Аврааму в образе Малки-Цедека, Мелех Шалем (Целостный Король). Тот вышел навстречу к Аврааму с хлебом и вином - как знак, что Авраам достиг целостности правой и левой линий чуств. А засчет исправления третьей линии - Авраам удостоился получить от Малки Цедека благословение и признание от Имени Б-га (обратное от "услады глаз" материальной - услада зреть Лик Творца).
И действительно, сразу вслед за встречей с Малки Цедеком - праотец Авраам начинает получать благословения Свыше. Его сосуд восприятия Б-жественности достиг определенной целостности - и Всевышний заключает с Авраамом союз и обещает ему рождение наследника (которое было невозможно до того, как Авраам исправил в своей жизни последствия плода Древа Познания Добра и Зла). И самое главное - Малки Цедек открывает ему сокровенные тайны Торы.
* * *
Урок из этого всего для нас - очевиден. Каждый из нас должен достигнуть целостности всех шести чуств и эмоций, исправляя погрешность с плодом Древа Познания Добра и Зла, из-за которого устремление чуств к Б-гу сменилось стремлением к материальным благам.
Направляя все три линии на Служение Творцу - мы, подобно праотцу Аврааму, удостаиваемся того, что навстречу нам выходит Малки Цедек (Король Справедливости), Мелех Шалем (Целостный Король) и благословляет нас и раскрывает нам Тайны Торы.
Тем более, что нам известно, что Малки Цедек - один из четырех
упомянутых в Торе Освободителей: Мошиах сын Давида, Мошиах сын Йосефа - Элияу аНави и Малки Цедек (крепкого здоровья им!).