Убей мудреца! (в себе)

Nov 03, 2008 11:31

Перед тем, как войти в Святую Землю, Всевышний через Моше указал народу Израиля поднятся на горы Гризим и Эйвал. Стоявшие на одной - должны были спустить благословления для всех соблюдающих Законы Б-га всех времен. Стоявшие на другой - "проклясть" всех нарушающих.

"Проклясть" именно в кавычках, ибо перевод слова "Клала" (קללה) на русский - скрывает те дополнительные смысловые пласты, которые есть в этом слове в оригинале. Что, естественно, не облегчает полноценного понимания: что-же собственно там произошло.

Уже пояснили многие Учителя Хасидизма, что те "проклятия" вовсе не проклятия - а бесценные советы, уберегающие ищущих Б-га во все времена от различных, не всегда очевидных, тупиков тьмы.

Само слово "клала" (קללה) содержит на это намек. Корень КАЛ (קל) на Святом Языке означает "ЛЕГКО". Относительно этого корня, "клала", литературно могло-бы быть переведено как "облегчающие рекомендации".

Так и сказано в Торе (Дварим 28:15) - перевод не классический:

А в случае, если не послушаешься сможешь услышать глас Б-га, Всесильного твоего, в той мере, чтобы хранить и следовать всем Его указаниям и Его законам, которые я указал тебе сегодня - то падут на осенят тебя все проклятия советы эти и настигнут тебя приведут тебя к постижению.

והיה, אם-לא תשמע בקול ה' אל-ך, לשמר לעשות את-כל-מצותיו וחקתיו, אשר אנכי מצוך היום--ובאו עליך כל-הקללות האלה והשיגוך

Благодаря тому, что весь народ закрепил эти рекомендации навеки своим "Амен" - во все времена, в крайних ситуациях, когда не видно Света - в голову приходят мысли о тех проклятиях  рекоммендациях... И совет предков, слышимый душой, помогает найти выход из тупика.

* * *

Из всего изреченного тогда нашими предками, особое удивление вызывает такой оборот (Дварим 28:61): .. и всякий удар, который не вписан в этот свиток Торы - возведет на тебя Б-г...

Разве есть что-то в Творении о чем не сказано в Торе?! Ведь известно из Каббалы и Хасидизма - что Тора - источник всех творений, и, путями известными сведующим в Тайном - в тексте Торы есть описание всего и вся!

Мудрецы поясняют: удар, не описанный в Торе - это смерть мудрецов.

Бааль Шем Тов (здоровья ему!) раскрывает нам глубинный смысл этого ЦУ (Кетер Шем Тов, статья 232):

Среди множества видов и под-видов клипы (сокрытий Святости) есть и такая разновидность, которая называется "мудрецы". В ловушку этой клипы попадают те .... кто много изучает Тору! Ученик проникается глубинностью Торы, старается как может, учит все больше и больше. И вот, через некоторое время, он все больше начинает в разговоре с людьми прибегать к ученым цитатам из Торы. В конечном счете - умных слов и изречений в устах этого ученика становится все больше. У особо усердных - повседневный разговор и сленг - вообще исчезают из обихода. Даже мыслить, между собой и собой - этот ученик начинает сплошными цитатами Торы и мудрецов.

Казалось-бы, что-же в этом плохого? Да и самому ученику не видно проблемы в этом. Со своей стороны - он старается узнать больше Истины и больше рассказывать другим...

Однако, дурное начало - специалист своего дела. В таком безобидном, на первый взгляд даже "святом" подходе - есть западня. Окружающие начинают меньше и меньше понимать этого ученика. Ведь они не читали всех тех книг, на которые ссылается ученик, порой даже не знакомы с авторами. С другой стороны - простые люди всегда проникаются почтением и уважением к людям, которые говорят что-то непонятное, что звучит очень умно.

Таким образом, благочестивость того ученика приводит к обратному: Истины до людей он доносит (до понимания) все меньше, и с другой стороны - все выше возносится над народом, с которым, на самом деле, стремился объединиться. И если своевременно этот ученик не возьмет себя в руки - ощущение собственной важности и "мудренности" (которое находит подтверждение в глазах его доверчивых собеседников) - становиться основным мотивом продвижения этого "мудреца" в Учении (упаси Б-г).

Чтобы избежать этой опасной западни - дает совет Тора: Удар, не описанный в Торе - это смерть клипе "мудрецов". Ударяя словами как молотом (чеканя слова), при изречении Мудрости Торы - следует пользоваться словами не написанными в Торе, и это - уничтожает клипу "мудрецов", и спасает ученика. И тогда даже ему становится очевидна разница между "мудростью" и "мудренностью". Иллюстрация здесь

Бааль Шем Тов, живая вода, каббала, новая Тора, святой язык

Previous post Next post
Up