В последнее время у меня так сильно отросли волосы, и мне хочется, чтобы они были еще длинней. Впервые за долгое время мне хочется иметь длинные волосы. Быть может, сказывается влияние эстетики азиатских фильмов, где и женщины и мужчины все поголовно имеют такие длинные густые волосы, как черная река (имеются ввиду историческое и фантазийное кино). И мужчины и женщины в длинных развивающихся многослойных одеждах с тонкой символикой цвета и длинными черными волосами, иногда собранными в высокий хвост, и иногда как шишечка на макушке под смешными шапочками. Так красиво. И мне тоже так захотелось и этот водопад волос, и эти длинные просторные одежды, в которых тело только угадывается, и быстроту и красоту движений, возможные лишь при удобных одеждах и обуви. Эта новая эстетика странным образом влияет на меня, меняет изнутри, расширяет границы моего восприятия, поворачивает меня к моей сути. Восток медленно, но верно открывается мне и открывает мне меня. Может быть, потому что обращается к чувственному восприятию и не так апеллирует в логике, как Запад. Восток это прежде всего нюансы, символика, образность, ощущения, чувства. Это всегда глубже и сильней.
А еще в азиатском кино мне нравится немногословность героев, достаточно того, что за них говорят глаза героев, или вообще даже просто символика пространства. А если еще и музыка красивая, то больше ничего и не надо, чтобы получить эстетическое впечатление. Так нет же - добавьте к этому коктейлю некую не напрямую транслируемую идею - и фильм забыть нельзя.
И так в моей голове произошла целая революция образов, образности и восприятия.
И от всего этого такое странное послевкусие.
"Король и шут", "Убить императора" (или еще его называют "Банкет" - китайский "Гамлет"), "Эпоха Кундо", "Колдун", "Клятва", "Девятихвостая лисица", "Раскрашенная кожа-2"...
Но поистине открытием для меня стало арт-хаусное кино новатора корейского кино режиссера Ли Мен Се "Дуэлянт". Кино не для всех, как говорится. И я сама не сразу его восприняла так глубоко, оно вошло в меня постепенно, как тонкий и странный аромат - сначала не сразу понимаешь, а потом так заворожен, что не в силах прийти в себя от его воздействия. И вот ведь странно - сюжет в "Дуэлянте" почти пунктирный, слов мало, и то как бы фоново, и идея не нова (любовь преследователя и преследуемого, конфликт долга и чувства), и много темных кадров, и не стоит искать логики, экшена, внятной развязки, вообще не нужно себе заранее что-то прогнозировать. Это фильм-впечатление, импрессио. Магия кино явлена. Зачем сюжет? зачем комментарий? Это не режиссерско-актерская работа, это как бы сама жизнь и одновременно это похоже на театр Кабуки. Это как цитата, или хокку. Или воспоминание о прошлой жизни. Ведь когда мы вспоминаем прошлую жизнь, мы почти не помним сюжета, не помним подробностей - зачем, ради чего мы боролись, кто были наши враги, что считали мы таким важным, что отдали например за это свою жизнь. Но мы помним чувства, которые мы испытывали. И самое главное из них - это чувство любви, страсть, нежность, близости. Вот и фильм такой же. Это фильм- впечатление от жизни. Впечатление от танца, смертельно опасного и невероятно прекрасного танца меча (недаром герои постоянно сражаются на мечах и это их способ сказать о любви).
Что делает этот фильм? Конечно, герои (и актерская работа!), конечно, их чувства, их страсть, их боль, конечно, операторская работа, свет, экспозиция, постановка боев и танцев (недаром режиссер заставил главных исполнителей ролей Кан Дон Вона и Ха Джи Вон учится танцам), и конечно, просто бесподобная музыка - это все понятно, и все равно непонятно, в чем же секрет? Отчего это так красиво и так трогает сердце? Все это какая-то мистерия, загадка, что-то невероятно странное, танец жизни-смерти-любви, бесконечное волшебство, пронзительная боль и нежность.. Нет, у меня не будет слов, чтобы описать.
И когда я вспоминаю этот фильм, то вспоминаю первым делом центральную сцену танца героя с мечом, опасным мечом, убившем по преданию своего прежнего хозяина. Я могу смотреть эту сцену миллион раз. Вот девушки-танцовщицы в зеленых башмачках (башмачки видим, лица нет). Вот министр покачивает головой как китайский (в данном случае корейский) болванчик. Вот прозрачные портьеры, сквозь них струится мягкий свет. Фактура досок пола, тканей, игра света и тени, движение воздуха. Вот наш герой весь в черном. Черное на черном. Серебристый клинок меча, чувствуешь его тяжесть, его стальное нутро. Вот потрясенное и завороженное лицо героини, ее полуоткрытые красные губы на белом лице. Вот сам танец, легкий, изящный, каждое движение как полет птицы. Как мастерски играет рука с мечом, легко играет с тяжелым мечом. Какие глубокие агатовые глаза у героя, кажется, что ничего не выражают и выражают все. И все это под музыку, под которую то ли умереть хочется, то ли жить. Как ожившая картина...
Понятно, почему режиссер отказывался от многих предложений, полностью сосредоточившись только на этом кино! Может, стоит снять один лишь шедевр, чем сотни посредственных однодневок?
Может, и в жизни так? подумать о выборе, который мы делаем.. (это я к разговору с одним сценаристом, который давеча у меня состоялся, об отечественном кино..)
В любом спасибо за шедевр, Азия!!