ГИБЕЛЬ ИТАЛИИ [2]

Jan 12, 2015 15:55

БОГИ, СВЕРГНУТЫЕ С НЕБЕС. Часть VII.


Дирижабль N-4 «Италия» над Щпицбергеном, май 1928 года.
(Продолжение. Начало: http://hanzzz-muller.livejournal.com/84857.html)8. Тем не менее, не всё так плохо.
Тому факту, что оставшихся в живых членов экипажа «Италии» удалось обнаружить и спасти, способствовало счастливое стечение обстоятельств. В числе груза, выпавшего при катастрофе, оказался особый контейнер со средствами навигации и связи, он был заранее подготовлен для исследовательской высадки на лёд, и главное - в нем находилась  резервная коротковолновая радиостанция. Радист Джузеппе Бьяджи в момент катастрофы оказался в гондоле, а не в килевом коридоре унесённой оболочки и он сумел повреждённую рацию починить, без переданных им координат спасение выживших правратилось в поиск иголки с стоге сена.


Радист Джузеппе Бьяджи до полёта и после, с починенной рацией.Среди вывалившегося имущества оказались пистолет с патронами, секстант, три хронометра, спальный мешок и четырёхместная палатка - её выкрасили красной краской, чтобы сделать более заметной с воздуха. На лёд выпал большой запас еды: среди прочей снеди 41 килограмм шоколада и 71 килограмм пеммикана - питательной смеси на основе перемолотого мяса и жира с добавлением овсяной муки и сушёных овощей. К тому же 29 мая Мальмгрен застрелил белого медведя, мороженную медвежатину удалось растянуть почти на месяц.
30 мая Финн Мальмгрен (Finn Adolf Erik Johan Malmgren), штурманы Филиппо Цаппи (Filippo Zappi) и Адальберто Мариано (Adalberto Mariano) вышли из лагеря, чтобы добраться до базы в Конгсфьорде пешком. Нобиле был против разделения на две группы, но в итоге разрешил троице покинуть лагерь, в поход они взяли большой запас продуктов.
9. Неудачное начало поиска.
После того, как «Италия» не вернулась в Конгсфьорд, весть о катастрофе сенсацией разнеслась по миру, в конце мая - начале июня в Италии, Швеции и Норвегии были снаряжены несколько экспедиций, в том числе с участием двух норвежских судов «Хобби» и «Браганца», зафрахтованных итальянским правительством. Из красной палатки в эфир шли сигналы SOS, они повторялись без пяти минут каждого нечетного часа, однако попытки радиста Джузеппе Бьяджи выйти на связь с «Читта ди Милано» 27 и 28 мая закончилась ничем, с судна при каждом сеансе связи твердили одну и ту же радиограмму о подготовке спасательной экспедиции, передавая при этом неверные координаты места. Дальше - хуже, еще через два дня с корабля стали передавать лишь личные телеграммы и заметки в газеты. Мало того, на «Читта ди Милано» однажды все же услышали часть радиограммы с «Италии», но приняли её за позывные станции в Могадишо, которую будто-бы вызывает Сан-Паоло, при этом элементарного запроса ни в Могадишо или Сан-Паоло, чтобы перепроверить данные, сделано не было.
10. Обнаружение.


3 июня 22-летний советский энтузиаст-радиолюбитель Николай Шмидт, киномеханик деревни Вознесенье-Вохма, Северо-Двинской губернии (ныне - Костромская область), поймал сигнал радиостанции Бьяджи на самодельный приёмник, это был аппарат на одной радиолампе, состоящий из разложенных на столе деталей, спаянных  проводами. Переведя текст (неплохо для деревенского киномеханика) и поняв, что речь идёт о пропавшей полярной экспедиции, Шмидт в тот же день отправил телеграмму в «Общество друзей радио» в Москве, 4 июня информация была передана итальянскому правительству, 7 июня сообщение об этом было опубликовано в газетах.


(Подробнее - увеличение по клику)В СССР был создан Комитет помощи разбившемуся дирижаблю, в короткие сроки было подготовлено два ледокола, которые должны были дойти до лагеря потерпевших катастрофу итальянцев. Уже 12 июня из Архангельска в сторону Шпицбергена направился ледокол «Малыгин», однако 20 июня корабль  оказался зажат льдами в Баренцевом море. 16 июня из Ленинграда вышел ледокол «Красин» под командованием капитана Карла Эгги и знаменитого полярного исследователя Рудольфа Самойловича,  ледокол готовился к выходу и грузился в величайшей спешке, в расчёте на окончание ремонта на ходу. На борту «Красина» находился самолёт «Junkers» ЮГ-1 с экипажем: пилот Борис Чухновский, второй пилот Георгий Страубе, летнаб Анатолий Алексеев, бортмеханики Александр Шелагин и Владимир Федотов.
11. Капитан покидает борт первым.
В поисковых мероприятиях приняли участие в общей сложности около 1500 человек из шести стран, было задействовано 18 кораблей и 21 самолет. 17 июня над лагерем появились два самолёта с «Браганца», но из-за плохой видимости лётчики не заметили палатку и костёр, хотя обитатели лагеря видели пролетающие самолёты, на следующий день была предпринята ещё одна попытка, но красной палатки снова не нашли. Наконец, 20 июня гидросамолёт Savoia-Marchetti S.55 сбросил в лагерь продовольствие и медикаменты, через два дня прилетели уже два самолёта с грузами.


Такое впечатление, что Нобиле и Титина никогда не расставались.

Всегда элегантный генерал на фото справа выглядит неважно.



Итальянский флаг гордо реет над просторами Арктики.


Красная палатка с воздуха, фото выполнено лётчиком Пьером Луиджи Пенцо 21 июня 1928 года. 27 сентября при возвращении с поисков оболочки «Италии» его самолёт врезался в линию электропередач, Пенцо погиб.

Самолёт Savoia-Marchetti S.55 под управлением майора Умберто Маддалены первым добрался лагеря Нобиле,
фото от 10 июня 1928 года.

23 июня шведский лётчик Эйнар Лундборг на одномоторном биплане «Fokker» C.V вывез из лагеря Умберто Нобиле вместе с любимой собачкой на шведскую авиабазу, на следующий день Нобиле был доставлен на «Читта ди Милано». Наивно предполагалось, что эвакуация Нобиле пойдёт во благо - как руководитель экспедиции, он сможет координировать усилия по спасению остальных, в том числе отколовшейся группы из трёх человек. Сам Лундборг рассчитывал в течение двух дней эвакуировать весь лагерь, но при второй посадке на льдину самолёт потерпел аварию, перевернулся и вышел из строя, в результате швед сам на какое-то время присоединился к обитателям красной палатки.


Лейтенант Эйнар Лундборг и его перевернувшийся самолет, 24 июня 1928 года.



Умберто Нобиле в сопровождении матросов "Читта ди Милано", 24 июня 1928 года.

На борту "Читта ди Милано" вместе с капитаном Джузеппе Романья Манойя.

12. Завершение экспедиции.
21 июня «Красин» прибыл в Берген, за два дня пополнив запасы угля, после чего взял курс  на Шпицберген. 10 июля экипаж Чухновского обнаружил красную палатку и сбросил еду и одежду, через день, 11 июля ему удалось обнаружить группу Мальмгрена, но без самого Мальмгрена - тот уже погиб. Из-за наступившего тумана Борис Чухновский не смог найти ледокол и совершил вынужденную посадку на лёд в районе мыса Вреде. При посадке самолет наскочил на невысокий торос, сломал шасси и повредил винты. Чухновский радировал на «Красин», что отказывается от помощи, пока не будут спасены итальянцы, ледокол забрал летчиков только 16 июля, уже после того, как на борт были приняты все остальные.

Борис Чухновский и «Junkers G-24» ЮГ-1.
Утром 12 июля «Красин» добрался до места, указанного Чухновским; на 82-й градус северной широты ранее не поднималось ни одно судно. Ледокол взял на борт Мариано и Цаппи, в 20:45 того же дня ледокол добрался до последних пятерых человек, остававшихся в лагере: Вильери, Бегоунека, Трояни, Чечони и Бьяджи - с момента катастрофы прошёл 51 день. Нобиле настаивал на поисках дирижабля с шестью членами экспедиции, остававшимися в оболочке, однако «Красин» не имел достаточных запасов угля для поисков, единственный самолёт был повреждён, а капитан «Читта ди Милано» сослался на приказ из Рима немедленно вернуться в Италию. Все выжившие участники экспедиции пересели на пароход, 25 июля судно прибыло в норвежский порт Нарвик, откуда итальянцы поездом были отправлены на солнечную родину.


Ледокол «Красин» тогда и сегодня, корабль был реконструирован на верфях ГДР в 1956 году.
Находится на вечной стоянке в Санкт-Петербурге напротив Горного института, как филиал Музея Мирового океана.
13. Finita la tragedia.
Италия восторженно встретила спасённых, на римском вокзале и прилегающих улицах собралось около двухсот тысяч человек; однако приём, устроенный Муссолини и его карманной прессой, был более чем прохладным. Нобиле обвинили во всех бедах, в том, что он трусливо бросил свою экспедицию на произвол судьбы, сюда добавилась неясность в судьбе Мальмгрена. Не менее прокурорский тон был взят американской и советской прессой, но это было ничто по сравнению с чем, что печаталось в Норвегии; отношение там к Нобиле было не лучшим ещё со времён его конфликта с Амундсеном, а после того, как национальный герой страны погиб, пытаясь спасти своего недруга, газеты вообще перестали стесняться в выражениях.
Нобиле подал в отставку из итальянских ВВС сразу после того, как государственная комиссия в марте 1929 года признала его главным виновником катастрофы. В 1931 году он уехал в Советский Союз на пять лет, чтобы возглавить программу по строительству дирижаблей, в 1936 году он вернулся в Италию, но уже в 1939 году уехал в США. После краха фашизма в 1945 году итальянские ВВС сняли с Нобиле все обвинения, ему вернули звание генерал-майора.
14. Тайны «Италии».
I. Что случилось с теми, кто остался на оболочке дирижабля?


Слева направо: Ренато Алессандрини (Renato Alessandrini), Этторе Ардуино (Ettore Arduino), Аттилио Каратти (Attilio Caratti), Калисто Чокка (Calisto Ciocca), Уго Лаго (Ugo Lago), Альдо Понтремоли (Aldo Pontremoli).
Примерно через двадцать минут после катастрофы в направлении, куда улетела повреждённая  «Италия», показался небольшой столб дыма. Это не было взрывом водорода: эффект от вспыхнувших 16 тысяч кубических метров газа неизбежно сопровождался бы пожаром прорезиненной оболочки дирижабля и оставшегося в баках топлива, тогда столб дыма был бы гораздо плотнее. Версии две: «группа Алессандрини» совершила посадку и таким способом подавала сигнал о своём местонахождении. Второе предположение: столб дыма мог быть вызван бензином, сброшенным в канистрах в качестве балласта с летящего дирижабля и воспламенившимся от удара о лёд. Обе версии не принципиальны - обломки улетевшей части дирижабля, несмотря на поиски, продолжавшиеся до середины сентября, никогда не будут найдены, каковы были обстоятельства гибели шести оставшихся на ней человек - этого мы, по всей видимости, не узнаем никогда.
II. Как погиб Финн Мальмгрен?
Руководитель отряда, пытавшегося добраться пешком до Шпицбергена Финн Мальмгрен погиб тоже при невыясненных по сей день обстоятельствах. По словам итальянских офицеров Филиппо Цаппи и Адальберто Мариано, через две недели после начала их похода во льдах Мальмгрен стал сдавать. Он сильно страдал от боли в сломанной руке, и в конце концов, по их рассказам, швед потребовал, чтобы его оставили умирать во льдах.


Финн Мальмгрен, Цаппи и Мариано. Выжили только двое.
При этом на Цаппи были тёплые вещи Мальмгрена и два комплекта одежды и обуви, надетые один поверх другого. Он напялил на себя целый гардероб: исподнее, куртка, две толстых теплых рубахи, трое штанов, две пары носков, две пары кожаных мокасин. Сам пострадавший был бодр, он находился в приличном, для таких обстоятельств, физическом состоянии. Напротив, Мариано был полураздет, он имел вязаную рубаху, куртку, исподнее, одни суконные штаны, на нём не было шапки и обуви, на ногах были надеты только протёртые до дыр шерстяные чулки, он был истощён, обессилен и обморожен. В момент обнаружения «Красиным» Мариано лежал на обрывке одеяла и, по мнению судового врача, мог умереть, не приди помощь еще 10-12 часов.
По словам Цаппи, Мальмгрен умер примерно за месяц до прибытия «Красина» и перед смертью отдал тёплую одежду ему, тем не менее Борис Чухновский утверждал, что 11 июля видел с воздуха на льду трёх человек. Сразу после публикации этой весьма подозрительной истории в газетах появилась версия о том, что Цаппи выжил по вполне понятной причине, как там у Ильфа и Петрова: «…плачут старушки-матери полярных исследователей, съеденных товарищами по экспедиции…»
II. Как погиб Амудсен?
Не смотря на сильно испортившиеся отношения с Нобиле, Руаль Амундсен поспешил ему на помощь, в его распоряжение поступил гидросамолёт «Латам-47» (Latham) с французским экипажем из четырёх человек. В 16:00 18 июня 1928 года самолёт вылетел из Тромсё по направлению острова Медвежий. Последний сеанс связи с Амундсеном состоялся через два часа сорок пять минут после вылета, затем его самолёт исчез в Баренцевом море. Впрочем, в случае с самолётом Амудсена следы всё-же обнаружились: в ночь с 31 августа на 1 сентября 1928 года вблизи Тромсё рыбаками был найден крыльевой поплавок «Латама-47», сильно повреждённый от удара о воду, а 13 октября, южнее Тромсё, море вынесло бензобак, принадлежавший «Латаму».


Руаль Амудсен и «Латам-47», последний самолёт великого полярника.Тромсё, 18 июня 1928 года.
15. Время на размышление.
«Командир покидает корабль последним». Подчас тщательно прописанные инструкции менее важны, чем неписанные законы, именно их не следует нарушать ни при каких обстоятельствах. Умберто Нобиле умер в возрасте 93 лет в 1978 году в Риме, ему хватило времени это обдумать.


image Click to view


Источники: https://en.wikipedia.org/wiki/Airship_Italia
Фотографии: http://cinquantamila.corriere.it/storyTellerThread.php?threadId=nobilepolo

n-4 italia, история авиации, фотографии

Previous post Next post
Up