БОГИ, СВЕРГНУТЫЕ С НЕБЕС

Dec 30, 2014 17:45

Часть II. Цеппелин LZ 129 «Гинденбург».


LZ 129 «Гинденбург» на посадочном поле в Лайкхерст, США, 1936 год (увеличение по клику).

Часть I: http://hanzzz-muller.livejournal.com/82599.html17. Хвост - жертва пропаганды.
Нацисты прекрасно понимали символическую ценность «Гинденбурга» и постоянно обращались к компании для использования огромного и внушительного цеппелина для пропагандистских полетов во время проведения плебисцита о ремилитаризации Рейнской области, с борта летящего дирижабля через громкоговорители транслировалась музыка и текст в поддержку Гитлера. Пропаганда, охватившая всю страну, сработала и в итоге по официальным результатам плебисцита 1936 года «за» высказались 98.8 % избирателей.
К очередной такой акции Эрнст Леманн согласился отменить испытательные полеты и сделать вместо этого пропагандистский полет, несмотря на неблагоприятные условия в день вылета. Наземная команда Гинденбурга потеряла контроль над судном, готовя его к взлету,  корма врезалась в землю, повредив нижнюю часть хвостового оперения дирижабля.




18. Знаменосец Олимпиады.
«Гинденбург» ещё раз продемонстрировал свою пропагандистскую ценность 1 августа 1936 года, когда он пролетел, гордо неся олимпийский флаг над Берлинским Олимпийским стадионом в момент открытия ХI Олимпийских игр. Три миллиона немцев и гостей из разных стран больше часа наблюдали незабываемый полёт Гинденбурга над Берлином, опустившимся до высоты трёхсот метров.


Иллюстрация и фотографии из альбома "Olympia-1936", вышедшего тиражом в 600 тысяч экземпляров (серия "Zigaretten-Bilderdist").
19. Модернизация.
После зимней модернизации 1936-37 года пассажирские купе и общественные помещения дирижабля были перестроены, что позволило увеличить вместимость с 50 до 72 пассажиров. После переустройства дирижабль совершил 16 - 27 марта полёт над южной Атлантикой в Бразилию, через несколько дней после возвращения он выполнил пропагандистский полёт над Рейнландом и западной частью Германии.
20. Пассажирская зона.


Уровень комфорта, который предлагал пассажирам «Гинденбург», не шёл ни в какое сравнение с тем, что могла предоставить пассажирам любая другая авиакомпания в истории воздухоплавания ни «до», ни «после». Если в отделке пассажирских салонов построенного ранее LZ 127 «Граф Цеппелин» преобладал архаичный стиль, более соответствующий духу будуара начала ХХ века, а не современному авиалайнеру, то для «Гинденбурга» был выбран сухой и лаконичный европейский функциализм, окончательно добравшийся до нас только в начале 60-х.




21. Дизайн интерьеров.


Дизайном пассажирских интерьеров занимался профессор архитектуры Фриц Август Брейхаус (Fritz August Breuhaus); кроме архитектурных проектов, ранее им был разработан знаменитый дизайн американских пассажирских вагонов Pullman и интерьеры океанских лайнеров.


Роспись интерьеров и рисунок обоев были выполнены по эскизам профессора Отто Арпка (Otto Arpke). Это была серия работ, изображавших старинные карты и суда Магеллана, Кука, Васко де Гамы и Колумба, плавание немецких океанских лайнеров «Бремен» и «Европа», монгольфьры и сцены трансатлантического маршрута LZ-126 «Лос-Анджелес», кругосветный полет LZ-127 «Граф Церрелин».


При разработке интерьера было применено ещё одно новшество - алюминиевые трубки использовались в качестве стоек и каркаса мебели, обтянутого красным, коричневым бархатом или кожей.
22. Планировка.


Основные помещения пассажирской зоны  больше напоминали океанский лайнер, а не авиасудно, они находились в нижней части фюзеляжа «Гинденбурга» и разделялись на две палубы, располагавшиеся друг над другом.






Палуба «А».

На верхней палубе «А» расмещались: столовая, 25 пассажирских  кают на 2 места каждая, чайная комната, библиотека, холл с лестницами и две - по одной с каждого борта, прогулочные галереи.


Каюты имели небольшие размеры и напоминали скорее корабельные кубрики или современные железнодорожные купе. Они окрашивались в один из трёх цветов: голубой, бежевый или нейтрально-серый, каждая каюта имела 2 спальных места. Одно, нижнее - нетрансформируемое, второе, верхнее - как в нынешних купейных вагонах можно было сворачивать и убирать, когда пассажиры бодрствовали. В каждой каюте были кнопки вызова стюарда, маленький стол, складывающийся в стену, раковина из легкой белой пластмассы с кранами горячей и холодной воды и небольшой гардероб, Ручная кладь и платья хранились в выдвижном ящике под нижним спальным местом. Туалета в каюте не предусматривались: мужские и женские уборные были расположены на палубе «B» уровнем ниже, там же размещался единственный душ, напор воды в котором был довольно слабым.


Проходившие вдоль каждого борта «прогулочные палубы» имели широкие наклонные окна для лучшего обзора совершавших променад пассажиров.

Палуба «В»

На  нижней палубе «В» располагались бар, кухня, душевая и туалетные комнаты, дополнительные каюты, курительная комната, кают-компания для офицеров, кают-компания для матросов - экипаж отдыхал и принимал пищу отдельно от пассажиров. Несмотря на жёсткие противопожарные требования, на «Гинденбурге» была оборудована специальная комната для курения, только в этом помещении находилась единственная на борту электрическая зажигалка. Для обеспечения безопасности в комнате постоянно поддерживалось небольшое избыточное давление, что препятствовало проникновению в неё водорода, попасть в комнату можно было только через воздушный шлюз.






Питание пассажиров и экипажа было раздельным, но кухня - общей.
Главным отличием от предыдущих салонов пассажирских дирижаблей серии LZ был подогрев центральным водяным отоплением всей пассажирской палубы, для этого использовалась вода из контура охлаждения ходовых двигателей.


В гостиной находился 356-й струнный алюминиевый рояль, покрытый свиной кожей, фирма Blüthner везла его в Северную Америку на выставку 1936-го года.


23. Гибель богов. Хроника крушения.
3 мая 1937 года, вечер. Вылетев из Германии, «Гинденбург» взял курс на Атлантику, на его борту было 97 пассажиров и членов экипажа. В багажных отделениях было 17 609 почтовых отправлений, 148 килограммов груза и 879 килограммов багажа.
6 мая 1937 года, 20:15 (CET) Преодолев океан, «Гинденбург» величаво проплыл над Манхэттеном и пролетел настолько близко к смотровой площадке Эмпайр-стейт-билдинг, что пассажиры и посетители площадки смогли помахать друг другу. Это было прощание, далее дирижабль направился в сторону базы Лейкхерст, где он должен был совершить посадку.




16:00 «Гинденбург» показался над лётным полем, однако с запада к посадочному полю приближался обширный грозовой фронт и начальник базы, известный авиатор Чарльз Розендаль, не рекомендовал капитану Максу Пруссу выполнять посадку. Некоторое время цеппелин двигался вдоль побережья, ожидая разрешения на посадку, в то время как грозовой фронт плавно уходил на север.
18:12 «Гинденбург» получил радиограмму из Лейкхерста с сообщением о том, что погодные условия допускают возможность посадки и снова взял курс на базу.
19:08 Получено ещё одно сообщение из Лейкхерста с рекомендацией провести посадку как можно скорее.
19:11 Дирижабль снизился до 180 метров. С земли репортаж о прибытии дирижабля вёл американский журналист Герберт Моррисон.
19:20 Дирижабль уравновесили и выровняли, после чего с его носа сбросили причальные канаты.
19:25 В районе кормы, перед вертикальным стабилизатором над 4-м и 5-м газовыми отсеками, произошло возгорание. В течение 15 секунд огонь распространился на 20-30 метров в сторону носовой части цеппелина, после чего прозвучал первый взрыв. Через 30 секунд  после возгорания «Гинденбург» рухнул на землю рядом со швартовочной мачтой. В результате катастрофы погибли 35 из 97 находившихся на его борту человек, а также один член наземной команды.
Так за 34 секунды пожара закончилась эпоха воздушных гигантов.




image Click to view

24. Официальная версия катастрофы.
Согласно официальному отчёту немецкой следственной комиссии, расследовавшей катастрофу, в хвостовой части корпуса мог произойти обрыв одной из стальных проволочных расчалок, служащих для фиксации газовых баллонов. Причина разрыва - слишком резкое выполнение манёвра разворота в условиях порывистого ветра, что привело к лёгкой деформации каркаса и последующему разрыву расчалки. В результате был повреждён 4-й или 5-й внутренний газовый баллон, заполненный водородом, что вызвало утечку газа в пространство между баллонами и наружной оболочкой. После сбрасывания посадочных канатов оболочка дирижабля из-за меньшей электропроводности её материала была заземлена хуже, чем остальной  корпус, что привело к возникновению разницы потенциалов между частями наружной оболочки и каркасом. В условиях повышенной влажности участков оболочки, вызванной проходом дирижабля через грозовой фронт, разница потенциалов вызвала искру, послужившую детонатором для воспламенения образовавшейся воздушно-водородной смеси.
25. Шпионская версия. Диверсия.
«Гинденбург» был уничтожен взрывом мины с часовым механизмом, она была установлена техником Эриком Шпелем (Erik Spehl) на дне баллона № 4. Взрыв должен был произойти после причаливания, когда пассажиры покинут дирижабль, но так как «Гинденбург» сделал дополнительный круг, часовой механизм сработал до причаливания LZ-129. Сам Шпель успел выпрыгнуть из горящего дирижабля, но вскоре скончался в госпитале от полученных ожогов. Этой же версии придерживался начальник IV управления РСХА (Gestapo) Генрих Мюллер.








26. Эпитафия великой эпохи.
Трагические обстоятельства гибели LZ 129 «Гинденбург» подвели черту под эпохой дирижаблей. Катастрофа не была самой разрушительной или самой большой по количеству жертв, однако именно кадры кинохроники сыграли, пожалуй, наиболее эмоциональную роль в прекращении постройки и эксплуатации это класса летательных аппаратов. После этой катастрофы  регулярные полёты остальных дирижаблей серии LZ были прекращены, а уцелевший «Граф Цеппелин» был превращён в музей. Окончательный финал великой эпохи немецкого дирижаблестроения пришелся на начало Второй мировой войны, когда весной 1940 года по приказу немецкого военного командования LZ 127 «Граф Цеппелин», а также одноимённый LZ 130, построенный в 1938 году на основе LZ 129 и называемый часто «Граф Цеппелин II» из-за дефицита сырья были разобраны, а их бренные останки были утилизованы военной промышленностью. Наступила эра самолётов.


Разрушенная гондола, двигатель и пропеллер, Zeppelin Museum Friedrichshafen.


Сайты:
http://de.wikipedia.org/wiki/LZ_129
http://www.stena.ee/blog/gibel-gindenburga-foto-i-video
http://steampunker.ru/blog/answers/5605.html

Фотографии:
http://dolgoprud.org/photo/?sect=9&subsect=110&page=11

цеппелин, LZ 129 Гинденбург

Previous post Next post
Up