КАК Я СПАСАЛ ЖИЗНЬ ГОСПОДИНУ ДЕ МОЛЬЕРУ

Jun 06, 2014 16:21

Книга - лучший подарок. Особенно хорошая книга. Об этом мне деликатно напомнили в день рожденья, подарив старинный фолиант, на обложке под зелёный мрамор значилось - "Мольеръ".


Роскошь подарка я оценил на следующий день, обнаружив первоначально незамеченную надпись на корешке книги - "Брокгаузъ и Ефронъ". Подарок оказался настоящим библиографическим раритетом - это был 2-ой том сочинений Мольера и последний, 20-ый том серии "Библиотеки великих писателей".



Справка:
Легендарная серия «Библиотека великих писателей», которая издавалась акционерным обществом Брокгауз - Ефрон в начале XX века, книги подготовлены к печати известными литературоведами и художниками, в 20-ти томах. Формат: 27,7 х 19,5 см. Германско-русское акционерное издательство "Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон" было организовано в Санкт-Петербурге владельцем типографии и книгопродавцем Ильей Абрамовичем Ефроном (1847-1917) совместно с книгоиздательской фирмой "Брокгауз" (Лейпциг). Большой известностью пользовались серийные издания "Брокгауза и Ефрона", например, "Библиотека великих писателей" (в 20 томах) - богато иллюстрированное собрание сочинений 5-ти великих писателей, роскошно иллюстрированное издание, со вступительными статьями и примечаниями. В серию вошли собрания сочинений Ф. Шиллера в 4 томах, 1901-1902; В. Шекспира в 5 томах, 1902-1904; Дж. Байрона в 3 томах, 1904-1905; А.Пушкина в 6 томах, 1906-1911; Ж.-Б. Мольера в 2 томах, 1912. Особенно редкими являются шестой том сочинений Пушкина и второй том Мольера, они выходили меньшим тиражом и чуть позже но времени, чем остальные тома этих двух собраний сочинений.

Увы, книга была в плачевном состоянии. Обложка держалась на нескольких ниточках и честном, ещё дореволюционном слове, выгоревший корешок по всей длине был зверски оторван, бинты, скрепляющие отдельные блоки, пришли в полную негодность, из-за чего сами блоки при перелистывании расползались, титульный лист был навсегда утрачен. Долго не решался на реставрацию, обдумывая её последовательность. Решился.
Остатки бинтов пришлось аккуратно извлекать из-под форзаца со стороны корешка, слегка отделив его от картонной обложки. Каптальные ленты давно, ещё до эпохи исторического материализма, были напрочь утрачены, пришлось на книжном развале купить бестселлер прошлого века - "Материалы XXIII съезда КПСС", произвести их анатомическое препарирование и изъять нужные органы для последующей трансплантации. Книжка оказалась полезной ещё по одной причине: дерматиновая тканевая обложка послужила изнаночными клапанами для соединения оторванного корешка с переплётом, после чего бренные останки XXIII съезда последовали в пакет для мусора - где им давно и было место.


Скан титульного листа нагуглил с высоким разрешением, за вечер переделал Шекспира в Мольера и, поменяв год издания, напечатал на цветном принтере, использовав лист старой и в меру пожелтевшей бумаги, обнаруженной в рулоне со старыми графическими работами.



Остатки неизвестной книги явно религиозного содержания вместе с тремя истлевшими полосками бинта находились под корешком "Мольера". Заменил на страницы с речью Л.И. Брежнева (бурные апплодисменты, плавно переходящие в овацию).



Книга - восторг, превосходный образец полиграфии, вёрстки, высочайшей культуры книжного издательства. А нынче? Бумага, сроком жизни в 50 лет? Авторы, помнить которых будут ещё меньше?
Ахъ! Жоржъ Данденъ, вы сами этого хотѣли...

реставрация книг, Мольер, Книги, Брокгауз и Ефрон

Previous post Next post
Up