ГОГОЛЬ: СОЖЖЁННЫЕ РУКОПИСИ [1]

Jun 22, 2016 18:10

[Глава 5.]
[Фрагмент 3.]
Рукописи горят.
Рукописи горят жарко, дымно и необратимо. В качестве опровержения известной догмы, отрицающей сей очевидный любому пожарнику факт и почему-то принимаемой читающей публикой vice versa1, нам послужат известные события ночи с 11 на 12 февраля 1852 года2, когда Николай Васильевич Гоголь уничтожил всё, что им было написано. В отличие от дверей на Лубянке это был не разовый акционизм, а вполне устоявшаяся традиция: тот факт, что рукописи горят и горят без последующего восстановления, Гоголь доказывал всю жизнь, предавая огню не только произведения, с его точки зрения, слабые, но и тексты, по-видимому, законченные и литературно совершенные.


Илья Репин, Самосожжение Гоголя, 1909 год.
В итоге мастер ценой собственной жизни опроверг постулат своего будущего ученика, из-за постоянного цитирования по делу и без, превратившийся вконец истёртую монету. Перечень уничтоженного Николаем Васильевичем значителен и будет приведён ниже, при этом изначально следует оговориться и сообщить, что выборочная пиромания в касательстве собственных творений - это обычный метод выбраковки Гоголем в отношении тех опусов, которые он считал неудачными. Самый ранний пример широко известен: юношескую свою поэму - идиллию в картинах «Ганц Кюхельгартен», написанную им ещё в Нежинской гимназии в 1827 году, Гоголь под псевдонимом В.Алов сначала издал в Петербурге в 1829 году на матушкины деньги (которые следовало внести в Опекунский Совет), а после весьма разгромной критики в «Северной Пчеле» и в «Московском телеграфе» выкупил остатки нераспроданного тиража, объезжая книжные лавки, и сжёг в специально снятом нумере гостиницы на Вознесенском проспекте, превратив в библиографический раритет3.



Тайна уничтожения в февральскую ночь 1852 года второго тома «Мёртвых душ», о существовании которого было хорошо известно, заслонила собой гибель остального архива писателя. На то время с момента публикации первых «Мёртвых душ» прошло десять лет, «Выбранных мест из переписки с друзьями» - шесть; то, что Гоголь, ничего не публикуя, продолжал упорно и интенсивно работать подтверждается окружением писателя. Отбросим гипотезу о безумии Николая Васильевича - она в состоянии объяснить «как» «Мёртвые души» были сожжены, а не «почему» и в силу этого нами не привлекается. Что сжёг Гоголь? В своих построениях мы будем исходить из предположения о «нормальном» душевном здоровье Гоголя (насколько термин «нормально» применим к вышеуказанному литератору - тема вне данных заметок).
Итак, «почему» - рассмотрим возможные варианты:
  1. Можно нахально предположить, что Гоголем ничего за последние шесть лет написано не было, сожжены некие деловые бумаги, переписка и черновики, не представляющие особой литературной ценности. Опровергнем сами себя: свидетели авторских чтений (воспоминания и переписка, оставленная Аксаковыми, Арнольди и др.) подтверждают, что второй том существовал.
  2. Гоголь сжёг поэму, потому что она «писана скверно», и не удовлетворяла требованиям сверхвзыскательного мастера. По отдельным разрозненно прочитанным отрывкам, к тому же разным людям, судить об этом наверняка невозможно: семейство Аксаковых было поражено гоголевским мастерством, Ю. Ф. Самарин в письме А. О. Смирновой говорил о посредственности прочитанного4.
  3. Поэма сгорела по настоянию отца Матфея Константиновского, духовника Гоголя. Одна из главных черт характера Гоголя - упрямство; возможно поэтому в эту гипотезу трудно поверить - десятилетний труд напряжённой работы и размышлений полетел в огонь по прихоти и приказу малограмотного священника? У Гоголя отец Мафвей пользовался определённым авторитетом, но вовсе не как престижный литературный критик.
  4. «Чёрт попутал» - объяснение самого Гоголя. Эта версия не устраивает публику с атеистическим мировоззрением, коей у нас, как я не без оснований подозреваю по последней пасхальной службе, большинство. Глухому видно, что понять Гоголя без его глубокой и истинной веры невозможно, это как строить атомную бомбу, отрицая существование атома на том основании, что ентот-самый атом даже хорошо вооружённым взором всё равно не виден. А лучше, отрицать генетику как науку только на том основании, что та - продажная девка империализма, то есть является дамой лёгкого поведения и потому веры ей - никакой. Поэтому объяснение самого автора о вмешательстве потусторонних сил как доказательство не принимается: кроме чёрта, было что-то ещё.
Из-за невыясненного объёма золы и сажи, оставшейся в печной топке (наиболее продвинутые гоголеведы утверждают, что это был камин), мы не знаем, сжёг ли Гоголь черновики поэмы или это было законченное и готовое к печати произведение. То, что до сих пор читающей публике известно как второй том «Мёртвых душ» - это некие наброски разновременных глав, вероятно, случайно уцелевших, все они представляют собой раннюю или более позднюю версию нового тома поэмы. По утверждению того же Арнольди, присутствовавшем при авторском чтении окончательной редакции первой главы, разница в двух текстах (им слышанных и напечатанных в 1855 году) была весьма значительна.
[ ... ]____________________
1 наоборот, противоположно, «шиворот-навыворот» (лат.)
2 все даты в статье - по старому стилю.
3 Авторство Гоголя было установлено П. А. Кулишом, первым гоголевским биографом, в анонимной заметке 1852 года «Несколько черт для биографии Н. В. Гоголя». Опираясь на свидетельства Н. Я. Прокоповича, товарища Гоголя по нежинской Гимназии высших наук, Кулиш выяснил, что никто, кроме самого Прокоповича и слуги Гоголя Якима, не знал об истинном авторстве «Ганца Кюхельгартена».
4 С. Т. Аксаков - И. С. Аксакову, 20 января 1850 г., из Москвы. И. С. Аксаков в его письмах, II, 272.
Ю. Ф. Самарин - А. О. Смирновой, 3 окт. 1862 г. Вопросы Философии и Психологии, кн. 69, 1903, сент.- окт., 681.

Гоголь, рукописи горят

Previous post Next post
Up