Неспешные романы XIX века печатались отдельными главами, выполняя нынешнюю функцию телевидения: вся Англия нетерпеливо дожидалась следующей порции «Посмертных записок Пиквикского клуба». Теперь это сериалы: «Во все тяжкие», «Настоящий детектив» или «Карточный домик» выставили планку на столь высокую отметку, до которой отечественные прыгуны не скоро, а может, и никогда не доберутся. Нынешний неотечественный сериал поднялся на столь качественный уровень, что заменил собой прежнее чтение романов: во-первых, их просмотр не требует усилий, в которых любая серьёзная книга неизбежно нуждается, во-вторых - для их потребления не обязательно до конца изучать в школе азбуку.
Если одолела февральская депрессия, молоток (вместе с падающим рублём) валиться из натруженных рук, а физиономии прохожих на улице вызывают чувство глубокой мизантропии, посмотрите «Человека в высоком замке/ The Man in the High Castle», производство Amazon Studios/продюсер Ридли Скотт - сразу станет ещё хуже. Тем не менее, 10 серий первого сезона должна понравиться потребителям фантастики: фильмы про альтернативную историю, снятые со скрупулёзной тщательностью к деталям - большая редкость на рынке псевдо-антиквариата. Кинороман однозначно не оставит равнодушным поклонников Филипа К. Дика, причём их мнения должны быть полярными - сериал серьёзно расходится с одноимённой книгой.
Сюжет.
Гитлер победил и главная интрига фильма - таинственные документальные кинохроники с альтернативной историей (в оригинале это роман внутри романа с характерным названием "Когда саранча нажрётся"), отчасти это - взятие советскими войсками Берлина, отчасти - нечто никогда не существовавшее.
Жутковатая картина параллельного мира складывается неспешно и скрупулёзно от серии к серии, вроде мудрёной головоломки: лишь в самом конце пазл собирается в цельную картинку. Изображение выходит невесёлым: году эдак в 1933-м покушение на Рузвельта оказалось успешным (в нашей реальности оно сорвалось), Америка так и не выбралась из депрессии, успешно самоизолировалась, и, в результате столь мудрой политики, оказалась поделённой между Великим Нацистским Рейхом и Японскими Тихоокеанскими Штатами, напрочь утопившими слабый американский флот в бухте Пёрл-Харбор. О России скупо сообщается, что товарищ Сталин был расстрелян в 1949 году, Хиросима и Нагасаки всё также красивы, зато на Вашингтон упало то, что в фильме называется «изделием Гейзенберга», что и повлекло за собой безоговорочную капитуляцию теперь уже нашего потенциального противника.
Именно поэтому фильм наверняка понравиться ультра-патриотам - всегда приятно наблюдать, как страдают столь ненавидимые ими американцы от, пусть и вымышленной, зато совместной германо-японской оккупации. Пепел из трубы крематория от ликвидированных умственно-неполноценных неспешно сыплется на травку, расовые законы - в неукоснительном действии, вечерами - все прелести комендантского часа, Катынь перенесена в бухту Золотого Рога, вместо чуждого нам рок-н-рола - тошнотворные японские песенки, радостно исполняемые самими угнетёнными. Немцам и японцам этот сериал будет смотреть тоже интересно - наблюдать самих себя в роли предельно бесчеловечных оккупантов и рабов собственной убогой идеологии: далеко не самое приятное из зрелищ. У совершенно поседевшего фюрера - серьёзные проблемы со здоровьем, Рейнхард Гейдрих с возрастом потерял все волосы и также коварен.
Отдельной строкой - про на отлично выполненный дизайн фильма. Мрачно-депрессивная атмосфера просто покоряет, виды японского Сан-Франциско, перестроенного Берлина или нацистского Нью-Йорка ярко блещут воистину чёрным юмором (центр международной торговли существует, но выглядит несколько иначе). Мода 1962 года: узкие полоски галстуков, характерные поля шляп подверглась тонкой нежизнерадостной стилизации; разработчикам костюмного антуража особое danke schön: комбинированная нарукавная красно-полосатая повязка на чёрном мундире обергруппенфюрера СС Джона Смита, несуществующая степень Германского ордена (Der Deutsche Orden) - это просто высший пилотаж фантазийной фалеристики. Нарукавный щит на мундире, видимо, за взятие Чикаго?
Из недостатков.
Действие фильма иногда пробуксовывает, рваный монтаж кажется нарочито искусственным приёмом; из 10-ти серий можно было сделать 7-мь, но более динамичных.
Из достоинств.
Первое: это умный фильм, какие не часто встретишь, это качество перевешивает его тягучесть и намеренный негатив атмосферы. Негодяи преобретают черты, делающие их мотивировки человечными, характеры персонажей не статичны, а, в отличие от незабвенной Санта-Барбары, мужают и эволюционируют. Неплоха игра актёров: медитирующий Кэри-Хироюки Тагава и циничный Руфус Сьюэлл выглядят вполне убедительно, трагичная Алекса Давалос, главная героиня истории, несёт за собой мощный заряд необычного для такого рода жанра гуманизма: "Прости врага своего, он может стать лучше".
Второе: личное впечатление от просмотра субъективно неожиданное - похоже, именно мы всей страной пребываем в альтернативной истории, а где-то параллельно существует реальность подлинная, в которой всё поехало нормальной дорогой: если я прав, подпольные фильмы об альтернативой версии России наверняка существуют :)
Финал, последние 32 секунды фильма - это именно то, ради чего стоило посмотреть все 10-ть его местами нудных серий: нехарактерная для сериалов недосказанность, открытость сюжетных линий и финальные кадры оставляют совершенно неожидаемое ощущение транса.
Последний гениальный штрих мастера: слева, на рекламном плакате несуществующих сигарет - мистер Рональд Рейган.
Click to view