ВИЙ. ФИЛЬМ 1-ЫЙ

Jan 21, 2016 22:37

Ещё одна, сильно запоздавшая рецензия.


Берусь утверждать, что Гоголь - самый непонятый классик из отечественного пантеона литературы; виртуальный монумент, установленный нами, бестолковыми потомками, расположен на неправильном постаменте, не говоря о его местоположении: чего стоит один только титул «родоначальника реализма» или «непримиримого критика крепостничества». Нынешние ярлыки «мистика» и «пророка» - другая крайность, окончательно вводящая в умственный ступор неокрепшие умы, лишённые способностей прочтения текстов длинней полутора страниц и иных высоконравственных достоинств и добродетелей. Бедный Николай Васильевич!
Впрочем, судари вы мои, чему удивляться? Непонимание Гоголя было прижизненным, чего стоила премьера «Ревизора» в апреле 1836 года в Александринском театре, обернувшееся бегством автора с пятого акта постановки, или истеричная реакция весьма посредственного Белинского на «Избранные места переписки с друзьями». Впрочем, это разговор долгий…
Давайте лучше про кино.
Здесь Николаю Васильевичу повезло ещё меньше. Ни одна из экранизаций не вытягивает даже на «посредственно»: кинокартина 1961-го года «Вечеров на хуторе близь Диканьки» нынче выглядит наивно-архаичным аттракционом, напрочь лишённым гоголевского обаяния его ранней прозы. Дальше - только хуже; пусть я излишне предвзят, но «Тарас Бульба’08» снимал сверхпатриотичный ремесленник (не будем упоминать имён), накушавшись на ночь «Бесславных ублюдков», при том умудрившись превратить гоголевский фольклорный маскарад à la Вальтер Скотт в чугунное изделие агитпропа. Утешить может одно: кто-нибудь видел американского «Тараса» с Юлом Бриннером в роли оного? «Княжна Прасковья сидела там под очень развесистой клюквой…»


Поэтому про первый «Вий».
Режиссёры: Константин Ершов, Георгий Кропачёв.
Автор сценария: Александр Птушко, Константин Ершов, Георгий Кропачёв.
В главных ролях: Леонид Куравлёв, Наталья Варлей.
Год: 1967. Производство: Мосфильм, СССР. Длительность: 78 мин


Было, как вчера: сбежав с ненавистной химии в недавно открывшийся кинотеатр «Родина», цена билета 25 коп., усевшись в фанерное ярко-красное кресло с откидным сиденьем, я приготовился бояться. Хома Брут, осёдланный старухой, очаровательная ведьма Гризодубовой уверенно пилотирует собственный гроб, упыри нежно-синего оттенка сталинскими соколами кощунственно порхают посреди порушенной большевиками церкви, 45 минут - полёт нормальный! И тут под белы-руки выводят паралитика Вия: «Поднимите мне веки!»


Какое это было разочарование! Мохнатый клоун с гранёными, под стакан, глазами-светофорами - ничего это чучело, кроме нервного смеха, у юного меня, не вызвало: я, как мальчик начитанный, наивно собирался увидеть железное чудовище, апофеоз страха, ужас, летящий на крыльях ночи! Ключевой момент всего фильма, ради которого достаточно умело нагнеталась сгустившаяся атмосфера финала, и тут - гора рождает ушастого Мики-Мауса!  До сих пор без отвращения не могу смотреть  эти кадры - разочарования детства, они самые навсегда.
Главное в повести Гоголя - последняя страница. Славный человек был Хома! - сказал звонарь Халява, когда хромой шинкарь поставил перед ним третью кружку. - Знатный был человек! А пропал ни за что! Легкомысленная концовка превращает всю рассказанную страшилку в мнимо-фольклорную историю, в двусмыслицу, полностью сбивая пафос прежде мрачноватого повествования: перед нами одно из первых явлений любимых приёмчиков будущего Великого Гоголя. Оказывается, всего-то делов: нужно только, перекрестившись, плюнуть ведьме на самый хвост, то и ничего не будет! Автор с самого начала, похоже, морочил нам голову и соизволил сказать об этом только сейчас: ведь у нас в Киеве все бабы, которые сидят на базаре, - все ведьмы.

Вий, Гоголь, кино

Previous post Next post
Up