Пока весь ЖЖ ломает копья на российско-украинскую тему, расскажу немного про прогулку по Москве. Прогулка была не просто так, а экскурсионная и называлась «Архитектурные безумства», на которой нам предлагалось рассмотреть необычные дома и детали этих домов. Вот ведь какая интересная штука: живу в Москве и толком ее не знаю. Итак, 10 марта 2014 года, погода солнечная и прекрасная, мы вышли из дома.
Первым пунктом осмотра был бизнес-центр на 1-ой Брестской по прозванию Дом-пингвин - пример того, на какие конструкторские ухищрения идут архитекторы, когда высотность строго ограничена. Одна стена здания как бы вываливается «пузом» на улицу, за что оно и получило в народе такое название - Дом-пингвин. Фото из инета
Сразу хочу оговориться, что мне не очень понравилось в этой экскурсии: лично мне не всегда хватало времени, что бы как следует рассмотреть или сфотографировать то или иное здание. Мне кажется, на таких экскурсиях надо делать этакие photo-point, т.е. останавливаться в местах, с которых здание будет смотреться наиболее выигрышно. С лирическим отступлением закончили, едем дальше.
Следующей остановкой на нашем маршруте была Площадь Красных ворот. Название площади возникло в XVIII веке и связано со стоявшей на ней триумфальной аркой, называвшейся Красными воротами. Я посмотрела в инете, как выглядели Красные ворота ТОГДА… Ну красота же! И двуглавый орел сверху, как вишенка на торте!
В 1941 году площадь переименовали в Лермонтовскую в память 100-летия со дня гибели М.Ю. Лермонтова. В 1992 году части площади, расположенной на внутренней стороне Садового кольца, вернули старое название в несколько измененном варианте. Ныне название Лермонтовская площадь осталось лишь за новой северной частью площади, расположенной на внешней стороне Садового кольца.
Возле площади стоял дом, в котором в 1814 году родился М.Ю. Лермонтов. Крестили его в находившемся рядом храме Трех Святителей. Ни дом, ни церковь до наших дней не дожили, теперь на их месте стоит одна из семи Сталинских высоток. О том, что на этом месте находился дом, в котором родился М.Ю. Лермонтов, напоминает памятная доска. На площади Красных ворот расположен известный памятник Лермонтову. Тот самый памятник, который в фильме "Джентльмены удачи" называли "мужик в пиджаке".
На той же площади, чуть в глубине сквера находится маленький и неприметный памятник сезонному рабочему и называется "Сезонник". Он был установлен по предложению Управления коммунального хозяйства Москвы в 1929 году. Автор его - скульптор Иван Дмитриевич Шадр.
Место для памятника было выбрано со смыслом - в начале двадцатых годов здесь располагалась биржа труда, на которой искали работу, в том числе и сезонники или, как бы мы их назвали сегодня, - гастарбайтеры.
безработка - всегда печалька!
Собственно говоря, пришли мы на эту площадь не памятниками любоваться, а…. Домом-паровозом, который располагается на углу Садового кольца и улицы Новая Басманная! И вот тут вспомним про лирическое отступление: фотографировать дом-паровоз с Лермонтовской площади ужасно неудобно, поэтому фото любезно предоставлено моей подружкой - Википедией)))
Оригинально здание своей необычной конструкцией с башней-трубой, чем и напоминает локомотив паровоза из-за башни - "трубы", на которой располагаются большие часы. В одном из «купе» этого «паровоза» работает моя подруга. И оказывается, его нельзя красить ни в какой другой цвет, кроме серого! Во как!
С Лермонтовской площади мы двинулись дальше, на улицу Машкова. Что же там интересного, спрашивали мы экскурсовода… Вроде, ничем не примечательная улица, с доходными домами в стиле модерн. А оказалось, что на улице Машкова расположен Дом-яйцо, четырёхэтажный особняк площадью 342 кв.м. Дом, выставлен на продажу, но до сих пор так и не продан, и постоянно растёт в цене. По мне, так сделали бы из него мини-отель…
Подивились мы на Дом-яйцо и пошли через Садовое кольцо во двор дома по адресу Садовая-Черногрязская, 13/3.
Ничем не примечательный сквер так бы и остался неприметным, если бы не особняк с расположенными рядом с ним скульптурами. Здесь жизнь будто бы замирает, забываешь о том, что вокруг бурлит Москва и гудят постоянные пробки на Садовом кольце. Говорят, что раньше это владение было частным и вход во двор был закрыт. Теперь же здание сдается в аренду под офисы и прогуляться в тишине сквера может каждый желающий. Дом очень интересно оформлен коваными деталями
Часы, кстати, показывают правильное время!
а двор - скульптурами. Во дворе можно увидеть сидящего на скамейке господина из чугуна, девушку с зонтом в центре фонтана
мило улыбающегося льва (или даже двух)
другие необычные статуи, которые редко встретишь в московских дворах, хотя прототип писающей собаки, встречается в каждом дворе))).
Едем дальше, по Земляному валу. Что бы мы в дороге не заскучали, нам рассказали историю возникновения этого названия. Улица Земляной Вал расположена на Садовом кольце, между площадью Земляной Вал и Таганской площадью, протяженность имеет более 2000 метров. Это самая длинная улица Садового кольца. На месте современной улицы Земляной вал находились валы и рвы, которые отделяли Белый город (то, что сейчас именуется бульварным кольцом) от Земляного города.
В 1816 году на месте снесенных валов Земляного города были проложены улицы и разбиты сады. С конца XIX века улица называлась Садовая-Земляной вал. После сноса укреплений Земляного города в начале XIX века на их месте образовалась нынешняя улица Земляной Вал.
*блииииин, история Москвы, как паутина: потянешь за одну ниточку, запутаешься в другой. Если я что напутала с названиями, то прошу пардону (с), Википедия всем нам в помощь и время для ее изучения*
Офигенная перспектива! Но мне не хватило буквально пяти минут, чтобы отбиться от экскурсии и сфотографировать ее с другого ракурса. Колокольни Ивана Великого на фоне высоток Москва-Сити, ух, аж мурашки по спине от такой красоты!
Следующей остановкой был дом на Яузском бульваре, д.2/16 (пересечение Яузского бульвара и Подколокольного переулка)
Сам дом безумством назвать нельзя. Нас интересовала его арка, которую украшают две гипсовые скульптуры. Слева от входа установлена фигура советского шахтера, справа - советской колхозницы. Обратите внимание, что шахтер, помимо своего основного орудия труда - отбойного молотка, держит в руках книгу, а колхозница одной рукой обвязывает сноп сена, а другой вздымает вверх винтовку. По замыслу авторов это должно символизировать то, что советскому человеку по силам очень многое: и получать образование без отрыва от производства и, при необходимости, взять в руки оружие, чтобы защитить свою Родину!
Дом стал популярен после выхода в свет фильма Покровские ворота. Изначально на том месте, где стоит этот дом в 1758 году находился огромный сад и двор княгини Н.С. Щербатовой. Сохранился и каменный дом-усадьба Щербатовых, который можно увидеть во дворе этого дома.
Время не щадит никого
Едем дальше по бульварам и приезжаем на Покровский бульвар любоваться Домом-комодом (ул. Покровка, д. 22). «Дом-комод» был построен во второй половине 18 века неизвестным мастером школы В. Растрелли. Это редчайший в Москве гражданский памятник в стиле елизаветинского барокко: особняк на Покровке часто называют московским Зимним дворцом в миниатюре. А ведь похож!
Дом на Покровке был связан с судьбой Л.Толстого, А.С. Пушкина, Ф. Тютчева. Он пережил многих хозяев и был в разные времена 4-ой мужской гимназией, общежитием студентов Московского института инженеров транспорта, Домом пионеров Красногвардейского (затем Бауманского) района. Среди его посетителей была поэтесса Белла Ахмадулина.
В 1960-х годах жильцы коммуналок были выселены, учреждения (кроме Дома пионеров) выведены, и во дворец вселился Всесоюзный научно-исследовательский институт геофизики. Тогда была проведена первая реставрация памятника: его фасадам вернули первоначальный облик середины XVIII столетия. Сейчас, наряду с ВНИИ Геофизика, дом занимают разномастные учреждения и арендаторы. Очень жаль, что эти арендаторы не поддерживают внешний (и не сомневаюсь, что и внутренний) облик исторического здания. Гнетущее впечатление он оставил: грязный и потрёпанный, как бомж.
Памятник Чернышевскому Н.Г. на площади Покровских ворот. На вопрос «Что делать?» он нам не ответил… Видимо, ушел в себя…
«Низ живота наполняет любовью - в городе пахнет только тобою!» Как же они прекрасны эти юные создания! Такие робкие, нерешительные, такие несмелые и краснеющие… Какие они трогательные, эти влюбленные птенчики.
Мы свернули с бульваров и оказались возле Дома Перлова на Мясницкой (Чайный магазин Перлова) по адресу: ул. Мясницкая, 19. Построен он был для основателя чайной компании «Перлов и сыновья» Сергея Васильевича Перлова. Переоформлен К. К. Гиппиусом в традиционном китайском стиле. В 2012 году отреставрирован.
Дом строился каменный трехэтажный в стиле позднего ренессанса, но в дальнейшем фасад был переделан в китайском стиле. Это был намёк на тесные торговые связи чаеторговца с Китаем.
Вот, это я понимаю, это по-нашему! Красиво, бохато)))
На первом этаже расположен чайный магазин, получивший широкую известность в Москве. Внутренний интерьер магазина оформлялся одновременно с фасадом - также в китайском стиле. В жилых помещениях Сергей Перлов разместил свою коллекцию китайской живописи и фарфора.
Нам разрешили зайти внутрь и накупить чая! Ой, мамочки, какой там аромат: слева ароматы чая, справа - кофе! И столько вкусных пироженок там было, м-м-м… Купила себе чай «Трюфели с пряностями» - черный чай с ароматом корицы, кусочками шоколада, папайи и…перца розового горошка! Я еще пошутила, что можно нарезать туда картошки и получить замечательный суп. Я этот чай пью вместо ужина, есть не хочется, а вот чаю испить, да! Очень вкусный, ооочень!
Забавная история связана с этим домом и Перловым С.В. На торжества, посвященные коронации Николая II, в Москву собирался важный китайский сановник, ведающий вопросами чайной торговли. Два крупных российских чаеторговца, причем с одинаковой фамилией Перлов, искали возможности зазвать к себе в гости представителя Китая для получения выгодных контрактов.
Сергей Васильевич Перлов решил представить чайный магазин и жилой дом в традиционном китайском стиле.
Однако представитель Поднебесной принял приглашение другого Перлова и на все время своего пребывания разместился в его доме на ул. Мещанская.
Но в накладе никто не остался.
Один Перлов получил выгодные контракты. Другой - небывалый поток посетителей, которые приходили подивиться на экзотическое здание и испробовать вкус чая, приготовленного по традициям Востока. В самом магазине можно было приобрести множество его сортов, а также получить консультацию о любимом напитке.
потолок в Чайном домике
*только мне эти вазы напоминают танцующих роботов?*
Подъезжаем к Арбату и останавливаемся у особняка Арсения Морозова (ныне Дом приёмов Правительства РФ; с 1959 года до конца 1990-х - Дом дружбы с народами зарубежных стран) - особняк в центре Москвы, на улице Воздвиженка, д.16, построенный по заказу миллионера Арсения Морозова.
На миллионера неизгладимое впечатление произвёл португальский дворец Пена в Синтре, и по возвращении в Москву Арсений Морозов загорелся идеей построить себе дом-замок, повторяющий в общих чертах стиль дворца Пена. Ещё на стадии строительства он стал объектом насмешливых разговоров москвичей, сплетен, слухов и критических газетных публикаций. Существует легенда, будто бы мать Арсения, женщина гневливая и острая на язык, посетив в декабре 1899 года только что построенный дом сына, в сердцах сказала: Раньше я одна знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать!
Особняк Морозова, равно, как и Дом-комод пережил множество хозяев: штаб-квартира анархистов, театр Пролеткульта, наркомат иностранных дел, посольство Японии, посольство Индии, редакция английской газеты, Дом дружбы народов, уф, устала перечислять!)))
В настоящее время особняк Арсения Морозова используется для проведения встреч правительственных делегаций, дипломатических переговоров, конференций международных организаций.
Ну, я считаю, что маменька сильно наговаривала на сына, вон какой славный особняк получился!
Хотя умер Арсений и правда, по-дурацки: в пьяном споре прострелил себе ногу, кровь скопилась в сапоге и он скончался от заражения крови! Вот тут действительно, дурак!
Ой, а следующий дом весьма интересен своими барельефами! Мы приехали к Дому Бройдо (Плотников переулок, дом 4).
Часто это здание называют «Дом с классиками» или «Дом-шарж» за скульптурный барельеф на котором изображено шествие фигур в античных одеждах. Среди этих фигур можно узнать Гоголя, Пушкина, Толстого и, как ни странно, они все стоят в очереди к дамам. Кто-то считает, что эти дамы не отягощены поведением, кто-то считает, что это музы и писатели ищут у них вдохновения.
Дом, точнее фасад и барельефы находятся в ужасном состоянии. Часть совсем осыпалась, часть потеряла какие-то элементы. Нам сказали, что экспертная комиссия Москомнаследия рассмотрела заявку по этому дому и решила принять его на охрану, но здание продолжает "рассыпаться". Обидно смотреть на это, учитывая, что по соседству реконструируют совершенно обычный дом.
Буквально в двух шагах от Дома Бройдо, в Кривоарбатском переулке расположился дом архитектора Константин Степанович Мельников, возведенный им по собственному проекту на заработанные деньги для себя и своей семьи в 1929 году. В народе этот дом получил название Дом-улей и состоит он из двух, вписанных друг в друга, различных по высоте цилиндров, не имеющих внутри ни одной несущей опоры. Безбалочная конструкция перекрытий опирается на внешние стены, разрезанные множеством шестиугольных сотообразных окошек и громадным окном на фасаде. Окон невероятно много - в одной только спальне их 12, а в мастерской - 38.
Что хочу сказать, этот дом тоже нуждается в уходе. Проведенная реконструкция только нарушила конструктивные особенности дома.
Закончили мы такой замечательный день, полный впечатлений в кафе "Чайковский"
В выходной день народу на Маяковской практически не было, что было только большим плюсом!
Я прошу прощения за много букв в тексте, но так хочется поделиться не только фотографиями, но и хоть немного рассказать об этих домах, домах, которые еще сохранились в современной Москве и которые держат оборону от надвигающихся новостроек и каменно-стеклянных монстров!
Спасибо, что прогулялись со мной!