Пришла на память одна из главок воспоминаний В.Вересаева:
"В дипломе по всем предметам у меня стояли пятерки, но среди этих белых голубок неблагонадежным вороном чернела зловещая тройка по богословию. Попался мне на экзамене билет: «Доказательства бытия Божия». Есть четыре таких доказательства, причем об одном из них замечалось в курсе богословия, что убедительно оно может быть только для людей, обладающих чистотою души. Стал я излагать доказательства бытия Божия; по поводу одного из них профессор богословия, протоиерей Рождественский, спросил меня:
- Что же, доказательство это убедительно или нет? Я скорчил благочестивую рожу и ответил:
- Собственно говоря, для восприятия полной его убедительности необходима чистота души.
Протоиерей пришел в ярость.
- Как?! Это - самое убедительное из всех доказательств! Чего же вам еще убедительнее? И поставил мне тройку."
В связи с чем мне припомнился этот текст? Когда я иногда помещаю так называемые "классные видеозаписи" (т.е. записи, сделанные в моем классе), некоторые френды в своей критике таких видеороликов не учитывают, что данное музыкальное исполнение - это рабочий момент в процессе изучения произведений, а не концертное выступление. В таких исполнениях есть своя красота, но чтоб ее видеть, требуется та самая "чистота души".
https://youtu.be/O9Ss4ISTdVkТакому "чтению вслух" романса предшествует подробный анализ, краткий итог которого напечатан в моей статье: Г.Ганзбург. К истории фатум-аккорда Чайковского // Музыкальная академия. - 2015. - № 4. - С. 72-76.