На днях Губин замечательно сформулировал то, что я безуспешно пытаюсь втолковать уже много лет многим из своих знакомых, как постоянным так и случайным собеседникам, вроде ж бы все взрослые и неглупые люди. А туда же: "да не может быть чтобы всё было так плохо", "да что там такого", "да везде есть проблемы", "да когда вы уже съебётесь!" и прочий детский сад.
Начал с Пусси Райот и закончил всеми нами. В первую очередь такими, право, славными и добро-душными, гражданами. При этом Губин затронул и описал всего лишь маленькую часть айсберга. Читайте, нас(л)аждайтесь. Это просто песня! Охуенно, охуенно!
*****
«Так происходит, на мой взгляд, потому, что русская цивилизация, в силу своей несостоявшейся христианизации и, безусловно, автократичности (всем правит отец, он же хозяин земли русской, а подданные суть собственность его) - цивилизация отставшая.
Отсталость сама по себе не страшна: если в мире, по Самюэлю Хантингтону, 9 цивилизаций, то кто-то неизбежно будет вырываться вперед, а кто-то - отставать. Страшно, когда причину отсталости превращают в повод для гордости.
То, что Россия отстает от мира пан-атлантизма в производительности труда или в дорожном строительстве, - очевидно всем. Даже, наверное, Путину (просто ему на дороги плевать. Ему, похоже, вообще плевать на все, что не имеет к нему отношения, - и чем дальше, тем больше плевать).
А вот то, что мы, например, в усвоении естественных наук отстаем от цивилизации Запада в разы, очевидно менее. Хотя это тоже так: тираж книг Хокинга, Даймонда, Докинза, Гладуэлла, Берна, того же Хантингтона (я беру первые приходящие в голову имена ученых, исследователей и популяризаторов науки) в англоязычном мире составляет миллионы экземпляров, а у нас 3-5. И не миллионов, а тысяч. Для нас история мысли остановилась на полетах Гагарина. Про философию вообще молчу. Для образованного русского философские школы кончились на экзистенциалистах. Образованный русский про Сартра еще что-то сказать может. Про Бодрийяра - уже нет, а у Фуко не припомнит имя и перепутает с изобретателем маятника Жаном (исчезновение этого маятника в Исаакиевском соборе для меня лично большая печаль).
И уж совсем немногим понятно, что в восприятии современного искусства разрыв с Западом еще больше. Наш человек в своих пристрастиях в искусстве - примитивный реалист. Музыка - Бах, Бетховен, Чайковский. Никакой негармонической, атональной, дедекафонической музыки. Шенберг и Штокхаузен неведомы. «Струнно-вертолетный квартет» так и не прослушан (хотя скачать бесплатный торрент - пара пустяков). В скульптуре эталон - Церетели (над которым наш человек если и смеется, то не потому, что Церетели законченный пошляк, а потому, что Церетели до блаженного идиотизма много, он эдакий «горшочек, вари!» бронзы многопудья, до замены «п» на «м»).
В балете по-прежнему в чести классика, в опере - реализм (с декорациями Иванова в Мариинском театре. Чтоб уж дворцовый зал на сцене - так уж дворцовый зал!). В живописи - реализм, максимум импрессионизм, потому что импрессионисты еще «понятны», то есть сюжет различим, а вот уж дальше, начиная с Малевича-Кандинского, фовистов и экспрессионистов, кубистов и уж тем более абстракционистов - «мазня»: «так и дурак сможет». А «контемпори арт» - искусство дебилов для дебилов. Там голый мужик лает, говном холст мажут, свинью режут. Это ж разве искусство? Искусство для современного русского, пусть даже и образованного - это реализм и техничность, то есть профессионально отработанный навык, как он его понимает. А также пристойность. «Происхождение мира» Курбе, окажись оно в коллекции Эрмитажа, наверняка бы до сих пор вызывало истерику депутатов питерского ЗАКСа: как можно анатомически подробно во весь холст изображать влагалище?!. А в парижском Орсе - ничего, висит, и лицеисты не хихикают, и mamans спокойно говорят своим enfants, что, вот, отсюда и они на свет вышли. Детям это как раз просто объяснять.
Современный русский умственным трудом зарабатывающий на хлеб человек дико, чудовищно отстал от мирового художественного процесса. В России нет ни одного музея современного искусства уровня MoMa (а потому любые его проводники, от Василия Церетели до Даши Жуковой, должны поощряться).
Я как-то был свидетелем разговора директора Пушкинского музея Ирины Антоновой с одним моим коллегой, не устающим позиционировать себя в качестве «успешного интеллектуала». (Интеллектуальность коллеги состоит в действительно блестящем знакомстве с корпусом русской литературы в эпоху малого юса, с мудрым нежеланием соваться в опасную современность, а успешность - в наличии загородного особняка и «мерседеса» с шильдиком «AMG»). «А ведь как было бы хорошо, если бы в вашем музее появился, наконец, Сальвадор Дали!» - воскликнул коллега. «Это в вас, дорогой мой, - усмехнулась Антонова, - российское желание нарратива говорит. Просто другим нужен Шишкин, ну, а вам, как человеку продвинутому, - Дали. А мне даже не Дали, мне Поллока в музее не хватает!..»
Хватание за спасательный круг реализма говорит о неумении плавать.
Русскому человеку надо, чтобы «понятно» и «мастеровито»: медь, краски, кисти, резец. То, что искусство отвоевало другие поля и средства, для него так же дико, как для дикаря дики ботинки, не говоря уж про привезший их пароход. Он так и не передохнул в сени струй «Фонтана» Дюшана (тот использовал в качестве приема - сдвиг фазы, «остранение», когда-то популярно разъясненное Шкловским). Примерно с тех пор и понеслось. Можно площадь Сан-Марко завалить мятыми газетами, с которыми вместе, шурша, будут взлетать тысячи голубей - и это реально круто. Можно упаковать в ткань или пленку Новый Мост или Рейхстаг (ах, как жаль, что то же не проделано с Василием Блаженным! - прелесть современных арт-акций еще и в их временности) - и это будет искусством. Можно рисовать по трафарету крыс с фотоаппаратом на цоколях зданий - и это даст старт стрит-арту (ах, как жаль, что альбомы Бэнкси можно запросто купить в хельсинкской «Киазме», но нельзя ни в одном из наших музеев!)
Искусство давно переросло заговор посвященных. Оно вышло на площади. Оно стало использовать немыслимый прежде арсенал художественных средств - от лазеров и видеопроекторов до тел голых людей (ах, как жаль, что ни одной своей «голой» фотосъемки не провел в России Спенсер Туник!)
Политический радикальный жест - одно из новых средств современного искусства. Та же группа «Война» - это не хулиганы на площади. Их акция «Х** в плену у ФСБ» еще понятна всем, а «Дворцовый переворот» уже ругают за «вандализм» (вандализм в том, что у мальчика мячик закатывается под полицейскую машину, стоящую у Михайловского замка мячик, - и, чтобы помочь ребенку, машину переворачивают на крышу…) Часть акций группы мне вообще непонятна, но я готов выслушать «Войну», искусствоведов и критиков и постараться понять, а не клохтать безумной курицей в твиттере, вроде Маргариты Симонян - неглупой и циничной женщины, выпекающий «положительный образ России» на Russia Today, - что! Девка! Засунула! Курицу! Куда бы вы могли подумать! В присутствии ребенка! Ох!.. (От таких причитаний саму Симонян хочется куда-нибудь засунуть).
Не понимаешь - спроси, постарайся принять доводы, сравни с аналогичным, потом делай выводы. Тело и части тела - материал для искусства не хуже других. Посмотрите фотографии того же Туника.
Невероятная непросвещенность в отношении современного искусства, комплиментарно называемая «консервативностью» - это то, что отличает Россию сегодня от Европы. Не случайно в поддержу Pussy Riot выступили все - от Ангелы Меркель до Пола Маккартни и Салмана Рушди. Для них сажать за искусство, сколь бы бурную реакцию оно ни вызывало (а Курбе в свое время вызывал реакцию, да! И Мане с «Олимпией»! Эгон Шиле с «Мастурбирующим автопортретом»! - все это ныне в золотом мировом фонде) - абсолютная дикость. Вроде уничтожения талибами статуй Будды.
Эта современная русская художественная дикость - следствие, на мой взгляд, того процесса, который в 20-е годы начал Бухарин, а в наши дни успешно продолжают многие, включая Эрнста, Добродеева, Кулистикова. Это процесс «организованного понижения культуры», как его определял Бухарин. В результате чего «непросвещенность становится символом лояльности», как это точно подметил Радзинский. Вон у меня раскрыт августовский Forbes со списком российских звезд. На первом месте - Стас Михайлов… Гори, гори, моя звезда.
«Ату дур-девок!» - вопль русского дикаря, для которого нет услады выше, чем быть лояльным, а оправдание в том, что так поступают все. Потому что быть лояльным - значит прислониться к силе, осознавая что вне этой силы, сам по себе, ты никто.
Не пришел еще в Россию тот, кто показал и доказал ценой жизни, что человек равен всему человечеству, а часть - целому. Россия сегодня - все еще степь, кочевье, Ирод, и злой карающий Яхве сверху.»
источник