Писать о Платоновском много мне не хотелось, слишком позитивного и уважительного мнения я придерживаюсь об этом фестивале. Вся воронежская журналистская братия в этом году многократно пыталась раздуть на нём хоть какой-нибудь скандал, но так успеха и не добилась.
Международный Платоновский фестиваль искусств, названный именем крупнейшего русского писателя ХХ века Андрея Платонова, проходит в Воронеже с июня 2011 года, является главным культурным проектом региона, который дает возможность жителям города и области увидеть выдающиеся постановки, концерты... посетить литературные встречи и вообще многое другое .
Ежегодный Платоновский фестиваль проводится по направлениям «Музыка», «Театр», «Изобразительное искусство» и «Литература». Все события разделяются на три программы. «Основная программа» включает в себя «признанные шедевры», которые получили широкую известность и высокую оценку профессиональной критики. «Платоновская программа» состоит из постановок, созданных на основе произведений писателя, либо посвященных его жизни и творчеству. «Программа актуального искусства» предназначена для демонстрации творческих экспериментов. (И лучше сразу быть готовым ко всему!)
Творческими партнерами Платоновского фестиваля являются: Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова, Национальная театральная Премия и Фестиваль «Золотая Маска», Государственная Третьяковская Галерея, Государственный музей А.С. Пушкина, Институт мировой литературы им. М. Горького, Немецкий культурный центр им. Гёте в Москве и другие...
Вот что примерно пишет о фестивале его
официальный сайт Теперь можем конкретно перейти к событиям третьего фестиваля, на чьё торжественное завершение и афтерпарти я сегодня никак со своей ангиной не попадаю.
Для меня Платоновский фактически начался с конца мая, когда, сидя в актовом зале юрфака ВГУ, каждый выбирал направления для своей волонтёрской работы. Хотя разделение во много оказалось условным. Мне удалось совместить работу в направлениях "Театр" и "Музыка" с совершенно прикладными организационными занятиями. Прямо сейчас я могу начать петь оду не только организаторам, но и руководителям направлений нашей работы, студентам ВГУ, потому что так, как работали эти две недели они, не впахивал ни один из злобных журналистов, писавших едкие заметки из дирекции фестиваля.
День первый. "Педагогическая поэма". Голый эстонец, легкая смута, первый скандал.
Вот скажите предрассудки, но эстонский спектакль 3 ЧАСА 10 МИНУТ !
Театральную программу открывал ТЕАТР NO99 из Таллина. «Педагогическая поэма» - это спектакль театра под номером 63, свои постановки они отсчитывают от 99 и до 0, когда крайняя точка будет достигнута, трупу обещают распустить, (на мой взгляд. можно и не дожидаясь).
С пометкой в 16+ и аннотацией, согласно которой «Педагогическая поэма» вдохновлена одноименным романом Антона Макаренко и книгой Константина Станиславского «Работа актера над собой», произведениями, выдвигающими на первый план самосовершенствование человека, его постоянную потребность думать и проявлять интерес к окружающей жизни; а побудительной причиной такой потребности является не чувство долга, а чувство ответственности - перед собой и миром. эти ребята приехали на фестиваль.
Встречая у входа публику с полной программой фестиваля для продажи в руках, я вполне успела оценить средний преклонный возраст и положение пришедших. Семейные пары за 50, зрелые женщины с подругами, дама, покрывшая голову христианским платочком, видимо, носящая в сердце глубокий траур по Макаренко, а может и по Станиславскому заодно. И лишь несколько молодых лиц. В общем люди, готовые отдать 1500 р. и выше за билет на фестиваль ради эстетики и глубоких нравственных впечатлений.
Попасть на это действо с первых минут нам не удалось, слишком яркие токсично-салатовые футболки множества волонтёров, по ошибке направленных в это время в театр, привлекли бы внимание в маленьком зале, наполненном публикой и дирекцией. Однако, оставшись спустя минут 20 вшестером, т.к. ещё следовало продать программки и подарить цветы, мы стали свидетелями настоящей феерии чувств от воронежских театралов. Люди по несколько человек начали выходить из зала с жалобами на матерные субтитры, полную пошлость и извращенность эстонцев(их однополые поцелуи оказались лишь безобидным началом), требованиями контактов ответственных за программу лиц и самыми негативными отзывами о фестивале в целом ( это в первый то день!). Жаль контролера нашего драмтеатра, женщину, отработавшую там последние лет 15, а то и того больше, которой просто плюнули в лицо. В чём конкретно была повинна контролёр осталось загадкой.
Спустя некоторое время мирно утекающая из театра публика получила новую волну поддержки в виде людей с криками "Господи! Да он там голый бегает!". Да и действительно, с одного из эстонцев прямо на сцене сняли всё. Абсолютно всё, хотя сложением Аполлона он не отличался. Протиснувшись в заметно опустевший зал, мы уже сполна "насладились"однообразными песнями под гитару, матерными субтитрами, дикими позами, слезами, воплями, хотя эти полтора часа оказались менее эксцентричными. На второй день показа этого спектакля публика подходила уже с загадочно-ухмыляющимися лицами, так как обычно ничего не знающая и дельного не пишущая воронежская пресса всё таки не оставила первый день без внимания.
Кукольный "Чевенгур". Листовки. Комнаты с ковром из лепестков роз.
8 июня стало самым напряжённым днём для меня. На следующее утро я посчитала, что отработала на фестивале 11 бесперерывных часов, хотя глядя на остальных, я понимала, что это в принципе норма.
Можно долго рассказывать о попытках найти актёра на марафон платоновского чтения, о печати, разрезании, раздаче листовок ( а мне пришлось научить несколько человек делать это интересно и правильно), о бесконечных нуждах и пробежках от дирекции до книжной ярмарки, ибо своих людей им было недостаточно и они привлекали всех, чёрных входах и путях концертного зала, театра оперы и балета, кукольного... о таможенных вопросах Берлинской камераты, шипах, лентах, розах, билетах... Можно рассказать о бутербродах с банкета, найденных в холодильнике в дирекции кем-то в четыре дня и съеденных между делом за 10 минут. Первый кусок булочки и масла в моём организме за последние полтора года. О чудесных, добрых, отзывчивых людях, как Маргарита, Дима или Таня, ну или о ленивых и грубых, как не помню даже кто. Можно рассказать об испанце, который ругал компьютер и всё просил его научить, как по-русски будет "медленный" и "старый", жаль мало кто его английский понимал.
Но лучше рассказать о лучшем кукольном спектакле в моей жизни "Чевенгуре" Харьковского государственного академического театра кукол им. В.А. Афанасьева. Его режиссер-постановщик - Оксана Дмитриева, с которой я познакомилась днём - изящная и понимающая женщина, чьё спокойствие и внимательное отношение к фестивалю, его правилам, работникам и просто зрителям порадовало.
К началу спектакля ноги ныли от километровых пробежек от места к месту (ну а может виноваты высокие каблуки под узкие чёрные брюки, оттеняющие ядерную безразмерную футболку), желудок сжимался от голода, а мысли блуждали в мечтах о доме и диване. Протиснувшись в наполненный зрителями зал, я в темноте не сразу заметила свободное место на принесённой из холла танкетке, но вскоре с радостью на него упала вместе в девушкой-экономистом Лерой, измучившейся в этот день не меньше.
Основной темой постановки я нахожу участие простых, наивных людей со своей верой и надеждами в революции, той громадной с лозунгами, флагами, пропагандой, внушающей людям чужие, необоснованные идеалы. Герой спектакля, Саша Дванов, ищет в жизни лучшего, простоты и счастья, но увлеченный рукой революции в «поиски коммунизма среди самодеятельности населения» уже не может остановиться и переоценить происходящее. Он наивный, добрый парень, его используют, ведь он не осознает ценность и значимость собственной судьбы, когда все только и говорят об общественном благе.
Идеалистическая картинка всеобщего равенства не спешит воплощаться и в городке Чевенгур, объявленным группой фанатиков заповедником коммунизма. Отказавшись работать, предоставив эту прерогативу лишь Солнцу, жители Чевенгура устраивают инквизиторские расправы над "буржуями", пользуются услугами "общих жён". Используя лозунги и идеологию верную в теории, они совершают преступления против человечности и гуманизма, полная безнравственность и бездуховность царит в городе. Счастья здесь не строят, а ждут, ибо оно должно прийти раз у них тут "настоящий" коммунизм, лишь смерть рождённого уже после революции младенца настораживает их. Но ненадолго. Финал трагичен и подчинён логике.
Красота и самобытность спектакля, поразившие меня, во многом присутствовали в оригинальной музыке и оформлении ( легко и быстро деформирующаяся сцена, из телеги в паровоз или просто площадку для представления). Динамичный трогающий сердца рассказ о надеждах и их крушении. Голоса актёров, интонации и их эмоции принимали в создании атмосферы едва ли не более важную роль, чем визуальный ряд. А минимализм во внешнем виде кукол идеально соответствует общим впечатлениям от произведений Платонова.
С каким удовольствием теперь мы дарили актёрам цветы! Да и не только фестиваль, зрители принесли на сцену много ромашки.
О музыке, планах и неожиданном конце.
После небольшого однодневного перерыва я снова вернулась к подручной работе в дирекции, в ожидании пока в 18:35 в Воронеж не прилетит рейс с участниками Копельман квартета. Выехать встречать никак не получалось, оставалось остервенело печатать и засовывать в резак напечатанные листовки и бейджи. Директор фестиваля, глядя на волнение на волонтёрском лице, решил кормить симпатичных девушек конфетами. Говорят из депрессии есть только два выхода: вокзал и аэропорт. Во втором я оказалась впервые и, к счастью, без депрессии. Недалеко за городом под звук проливного дождя снаружи я и один из руководителей фестиваля, Илья, ждали музыкантов и танцоров Михайловского театра. Споров об ориентации некоторых из них стали напрасны, стоило нам только их увидеть. Но не расселением Михайловского театра болела моя голова, я отвечала лишь за Копельман квартет, который не без проблем, но в отеле и окрестностях освоился. Чудесная любознательная жена руководителя квартета, Анна, расспрашивала о городе и рассуждала об изменениях Москвы.
Click to view
Увы, но на этом мне пришлось покинуть фестиваль. А дальше была фестивальная ночь с "Серебряной свадьбой" и "Zdob si Zdub", которая прошла по рассказам знакомых феерично ( кто бы сомневался, с их то списком напитков за сценой!), так и не заполнили улицы "Дети и животные" британского театра, так и начнётся через час афтерпарти с участием Gabin в новом концертном зале Града, так и проходит ангина уже четвертый день.