Мясопуст/Ужгавенес

Feb 16, 2021 15:28

Мясопуст - древний праздник, известный во всех европейских странах. Его цель - выгнать зиму, чтобы поторопить приход весны. Проходит праздник за 7 недель (46 дней) до Пасхи. Обычно это период с 3 февраля по 9 марта. В Литве мясопуст традиционно отмечался на центральных площадях городов и в музее народного быта в Румшишкес (в выходные перед Ужгавенес).

В этом году. Вильнюс.



С пятницы на берегу реки Нерис у моста короля Миндаугаса стоит трехметровая снежная скульптура Morė/ Мары. Её внешний вид отражает актуальную ситуацию: голову украшает корона, а вместо рук - элементы, имитирующие вирусные частицы. Мэрия Вильнюса пишет: "Приглашаем вас навестить ее и сфотографироваться, но имейте в виду социальную дистанцию- вместе фотографируется только семья!"

Обычно во время Ужгавенес Morė/Мару сжигают или иным образом уничтожают, символически избавляясь от всех угнетающих забот и отражая силы зла. Однако на этот раз Morė/Мара должна растаять. Надеемся, что пандемия, уйдет вместе с растаявшей скульптурой



О термине Morė
Исследователи разными способами пытались интерпретировать значение слова Morė. Считается, Morė - это воплощение жизненных сил растительности, демона зимней смерти, старости и тому подобного. Morė отводится роль зимнего демона, которого нужно изгнать или уничтожить.

Жемайтийская Morė похожа на мифических существ известных у различных европейских народов под называнием Мара. Это духи, которые чаще всего сбивают с толку сознание людей, насылают кошмары (ср. Французское слово cauchemar, англ. Nightmare nightmare).

Мара, как воплощение смерти и чумы, особенно хорошо известна в традициях различных славянских народов. Как и у балтов, во время зимних и ранневесенних обрядов славяне использовали соломенное чучело называемое Мара, Марена, Морена.
На древнеиндийском санскрите māra означает «убивать», «разрушать

И, хватит о грустном. Пост пролежал три года в черновиках. И он был таким:

Užgavėnės/Ужгавенес

В Литве Ужгавенес традиционно отмечается на центральных площадях городов и в музее народного быта в Румшишкес (в последние выходные перед Ужгавенес).



О старине и обычаях.
Истоки праздника являются языческими, но теперь тесно связаны с христианством( 7 недель до поста, Пепельная среда в костелах).

Во время Ужгавенес разрешается есть последнюю обильную и жирную еду.
А пост, который длится до следующей Пасхи, начинается на следующий день.

С утра женщины готовят разные блюда.
Надо за день успеть 7( семь ) раз поесть, что год был сытый.

В эти дни не принято было выполнять тяжёлую работу. Даже была пословица:" Если в дни Ужгавенес тяжело работать, то и весь год не будет отдыха, работы будут нескончаемые".

Кроме того надо было закончить все работы с зерном, иначе его" мыши унесут".

А особенно внимательно надо было быть женщинам: ежели в эти дни прясть, то притянешь множество бед: мясо заплесневеет, зачервивеет, пряжа будет расползаться, а посевы льна пожрет вредитель...

Так что в это день с утра занимались подготовкой к празднику: готовили угощение, вытаскивали наряды, костюмы да маски. И после обеда начиналось гулянье да угощение.
Маски, танцы, шутки разные.

Одним из обычаев было в конце праздника- после полуночи- убрать всю еду со стола и разбить горшок с золой.
Со среды, которая называется Попелец( Зольная) начинается пост.
***
Описывая традиции Мясопуста в Литве использую термин Ужгавенес. Для Польши - Запусты.

#фмзимниепосиделки, история, #наулицезима, традиции

Previous post Next post
Up