Александр Дейнека. Эстрадный танец. 1935
Вот, что интернет говорит про эту работу: "Известность Юрию Ракше принесла картина «Моя мама», изображающая молодых строительниц Магнитогорска 30-х годов. Тема героизма, духовной и физической красоты человека, созидательной молодости претворена во многих полотнах художника: «Современники», «Наша буровая», «Разговор о будущем», «Моя Ирина», «Продолжение» и др."
От себя добавлю лишь, что Ракша, конечно, не центральный персонаж в искусстве тех времен, однако "Моя Мама" - это одна из немногих работ, которые можно называть выстрелом в голову, shoot-work, если хотите, то есть вот есть какой-то круг творческих людей, они все дружат друг с другом, работают вместе, постоянно в гостях друг у друга, такая большая семья (в случае с Ракшей, можно, наверное сказать, что такой семьёй для него были художники, представлявшие "суровый стиль", о котором я может напишу позже, но это очень условно и непрофессионально), ну они значит любят друг друга, шутят друг над другом, уводят друг у друга женщин, ссорятся (а куда без этого), и в один прекрасный миг кто-то из них делает работу, которая по своему значению превосходит многие другие работы его друзей. То есть в среде творческих людей нередки моменты, когда один кто-то может так выразить время, как никто, и это своего рода выстрел в головы всем остальным. Shoot-work, одна работа из тысяч, может быть, которую потом, десятилетия спустя, будут проходить малыши в школах по истории и МХК. Shoot-work будут вставлять в энциклопедические статьи, как воплщение того или иного стиля, того или иного направления в истории искусства.
А, ну и про саму работу собственно: она посвящена быту советских женщин. Про женский быт и про эти их мелкие домохозяйные инстинкты можно тома писать (скажем, одна эмансипированная кавказская девушка писала в своем дневнике недавно, что имеет привычку не закрывать входную дверь, т. к. её молодой человек - немного гулящий и ненормированно работающий - никогда ведь не знаешь когда придет любимый, зато уж как он уезжает куда-то из города - у эмансипированной кавказской девушки входная дверь автоматически и инстинктивно запирается - чтоб "чужие" здесь не шлялись), поэтому стоит просто сказать про советских женщин (будем иметь в виду, что лучшее, что вообще было в русском визуальном искусстве - советское искусство), которые воплощали собой образ антитиффани (гл. героини фильма "Завтрак у Тиффани"): работающие, независимые, равные мужчинам и всегда готовые быть для них товарищами и друзьями и, наконец, лишённые многих буржуазных предрассудков, например, тяги к дорогим украшениям или привычки брить лобок, женщины, которые умудрялись каждый день прекрасно выглядеть и прекрасно жить, несмотря на власть старых мудаков из КПСС. Не знаю, как у вас, а у меня бабушка - такая именно.