Начало
здесь. Сегодня продолжаем писать о мастер-классе в "Благом деле". Если второй день прошёл у нас без фотографирования, то на третий день мы фотоаппарат всё-таки взяли. Позаботились.
Итак, приходим мы заниматься с людьми, приходят и люди. И вдруг. Вот такой сюрприз. Первое готовое изделие.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Марина сидела вечером и ночью, пробивала отверстия, плела. Благо все инструменты мы оставляли на ночь в керамической мастерской. У неё даже дно и крышка подошли сразу, без подгонки. Редкая удача. А всем остальным участникам семинара ещё предстоит проделать все эти операции.
У большинства же работа продвинулась вот до такой стадии. То есть сделаны оба слоя бересты - внешний и внутренний. На внешний слой приклеен и подшит декоративный элемент. Сделаны пояски., только не подогнаны по размеру к корпусу.
Посмотреть на Яндекс.ФоткахРаботаем.
Посмотреть на Яндекс.Фотках У кого-то нет поясков, зато корпус уже собран. Скорость работы у всех абсолютно разная. И она во многом зависит от того, насколько сложный резной элемент был выбран. Поэтому работаем с каждым индивидуально. Не получается у нас так, чтоб мы сказали, а все делают одно и то же с одинаковой скоростью.
Пояски нужно вырезать и расслоить.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Затем край каждой берестяной полоски обрубается полукруглым резцом. Уже обрубленный поясок лежит рядом.
Посмотреть на Яндекс.Фотках А Сергей Анатольевич, руководитель столярной мастерской "Благого дела" ещё на стадии приклеивания резьбы на тёмный фон. Ему приходится постоянно отвлекаться от работы. Потому что работ в самой столярной мастерской никто не отменял. Кстати там сейчас точат крышки и ручки для наших туесков.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Уже приклеенный декоративный элемент. На него уже нанесли тиснение, проморили и стёрли часть морилки растворителем.Теперь нужно обрубить полукруглым резцом тёмный фон.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Вот так. Это нужно для того, чтобы вокруг резьбы была тёмная каёмка.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.ФоткахА тем, кто уже закончил работу с декоративным элементом, предстоит собрать корпус. Опускаем в кипяток заготовку сначала внутреннего слоя. потом внешнего.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Так вот и зацепляем. Затем нужно будет вставить один слой внутрь другого.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Эту довольно сложную операцию помогает делать Аля.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Перед установкой поясков на корпус их нужно проморить и стереть часть морилки растворителем точно также. как и на декоративном элементе.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках Затем следует ещё одна важная операция. Это подгонка поясков и изготовление "замка " на каждом пояске. Если эту операцию сделать неправильно, то поясок или будет болтаться на корпусе, или лопнет. А должен быть туго натянутым. Сначала нужно обернуть поясок вокруг корпуса и сделать отметку.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Потом по этой отметке делается "замок". А дальше поясок распаривается в кипятке и устанавливается на корпус.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Когда пояски уже установлены на корпус изделия, нужно пробить отверстия, в которые будут продеваться берестяные полоски для оплётки. Эти отверстия делают специальным пробойником на плоскогубцах. Инструмент кстати родом с нашего бывшего автозавода АМУР. Раньше многие работники завода на досуге делали из искусственной кожи тапочки и сумки. А пробойником делали отверстия для оплётки, точно также как мы.
Сначала нужно разметить линию, на которой будут эти отверстия. Это делается так. Нужно положить карандаш на две линейки и прокрутить туесок так, чтоб на нём осталась ровная линия. По этой линии и будем пробивать.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Вот так пробиваем.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.ФоткахКорпус с пробитыми отверстиями.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Затем нужно нарезать полоски шириной 4 миллиметра. Диаметр пробойника 3 миллиметра. Так что полоски должны быть чуть шире, чтобы вставляться в отверстия с натягом. Ну и конечно их предварительно распаривают в горячей воде. Можно смазать полоску кремом для рук, чтоб лучше входила в отверстие.
Вот такими полосками и будем плести.
Посмотреть на Яндекс.ФоткахРабота кипит. Иногда в прямом смысле. Участники семинара собираются вокруг кипящего чайника и распаривают в нём берестяные детали.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Аля показывает как плести.
-Берём распаренную полоску и вставляем в первое отверстие.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Плетём дальше.
Посмотреть на Яндекс.ФоткахЯ тоже помогаю делать оплётку.
Посмотреть на Яндекс.ФоткахКогда плетение закончено, у нас получается вот что. Это туесок без дна и крышки.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках Пытаемся вставить дно. У себя мы обычно подгоняем размер дна к каждому туеску. Точишь дно на токарном станке и тут же меряешь, подходит ли. Здесь мы пользуемся уже выточенными донышками. Иногда они подходят, но чаще нет. Диаметр дна зависит от толщины бересты. А она бывает разная на туесках одинакового размера. Поэтому и нужна подгонка. Вставляем дно внутрь туеска насухо. Без распаривания. Если оно вошло под таким углом, довольно пологим, значит, после распаривания берестяного корпуса его можно будет вдавить или вколотить уже горизонтально.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Но чаще приходится подгонять донышки, подстругивая их ножом.
Посмотреть на Яндекс.ФоткахПодходит ли крышка? Крышки тоже приходилось подгонять, срезая лишнее ножом. Эту крышку кажется срезать не надо.
Посмотреть на Яндекс.Фотках А это готовые изделия и их создатели. Как говорится, мы это сделали.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Улыбки на лицах людей, хорошо сделавших довольно трудное дело.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Сергей Анатольевич сказал , что он понял, как всё это делается и доделает свой туесок на досуге.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.ФоткахНадя Багаутдинова, о которой я уже писал в первой части.
Посмотреть на Яндекс.ФоткахА эта женщина не успела посетить два первых занятия. У нё за одно занятие получился вот такой туесочек. Без резного декоративного элемента, ибо на резьбу ушло бы много времени. Зато он с выжиганием.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Я хотел бы сфотографировать всех. Ведь это трудная работа. Особенно в первый раз. Береста -тяжёлый материал несмотря на всю её кажущуюся мягкость. И у всех получилось.
Тут к нам в мастерскую зашёл Петер Хольм. В предыдущих постах о "Благом деле" я писал о нём.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Коллективное фото. Справа виден мой локоть. Я сижу и подгоняю донышки, так что коллективный снимок вышел без меня.
«
Петер Хольм и участники семинара.» на
Яндекс.Фотках А под конец я хочу поблагодарить всех, кто участвовал в нашем мастер-классе. За трудолюбие и настойчивость. За то, что не струсили и одержали небольшую, но важную победу над незнакомым и неподатливым материалом. Молодцы!