"Сорок девять оттенков армянской столицы"

Dec 06, 2012 03:05


Серия фоторассказов об Армении, хорошо всем известного друга нашей страны, Александра Лазаридиса.
Фото и текст: Александр Лазаридис

Причин поехать именно в Ереван у меня было, как минимум, две: хотелось попасть гостеприимный в город, о котором знаешь ровно столько, что он кажется маленьким раем, и важно было ехать в такое место, где или есть друзья, или их несложно найти.
В столице Армении приятно находиться, у города есть свое, не похоже ни на одно другое, лицо. Во многом образ формирует горный материал туф - его блоки разных оттенков от розового до оранжевого (одних только светлых оттенков - сорок девять!) составляют почти все здания в Ереване.








Со "спокойными" сооружениями соседствуют головокружительные ультрасовременные небоскребы, которые один мой друг называет "стекло & пластик", но и в них стены сделаны из туфа.





В городе считают так: можно построить великолепное здание умопомрачительной формы - сначала оно шокирует, а затем станет визиткой. Кстати, в ближайшее время Ереван украсят два амбициозных проекта - это отель на месте бывшего Дворца молодежи (так называемой "Кукурузы") и зеленый небоскреб, который будет выполнен в виде горы с окнами, покрытой натуральной зеленью. Такая архитектурная смелость!







Уже сейчас Ереван выглядит респектабельно. Можно встретить не только символы, например, Франции, - это и Площадь Франции, а также Эйфелевы башни различных форм и размеров, но и известен факт, что мэр Еревана Карен Карапетян пригласил на работу французского ландшафтного дизайнера, который стал "главным по внешнему виду" армянской столицы.
Говоря о центре города становится очень грустно: сейчас экономическая ситуация сложилась таким образом, что только в центре Еревана и есть жизнь, а вместе с жизнью и количественный показатель ее благополучия - деньги. Одно из местных СМИ проводило опрос, получилось, что 20% населения Армении живут хорошо, остальные 80% - на грани с бедностью. Позволить себе вальяжные вояжи на тривиальном "Porche" могут либо сотрудники администрации, либо приезжие армяне. Соседство запредельной роскоши с абсолютной беднотой иначе, чем "пир во время чумы", не назовешь.





Ереван - это, конечно, здание Оперы, вернее Театр оперы и балета имени композитора и дирижера Александра Спендиаряна. Перед зданием установлен памятник композитору Араму Хачатуряну (балеты "Гаянэ", "Спартак", "Счастье"). Возле Оперы встречаются, расстаются, просто убивают время. Площадь свободы рядом с Оперой облюбовала и местная оппозиция, устроив там сидячую забастовку.









На площади перед зданием оперы находятся скульптуры поэту Туманяну и композитору Спендиаряну, рядом - лебединое озеро и фигура композитора Арно Бабаджаняна у рояля.


  





В сквере воздвигнут памятник композитору Комитасу, а через дорогу, в еще одном сквере - монумент художнику Сарьяну, рядом с которым развернулся вернисаж из картин местных жителей и hand-made сувениров.





А здесь можно увидеть, как на здание Оперы проецировались 3D-изображения в День Независимости Армении.

image Click to view


http://youtu.be/xciaAIBTg_c

Также невозможно представить столицу маленькой, но гордой горной страны без еще одного шедевра архитектуры - так называемого Каскада.  Это сооружение продолжает замыслы архитектора Александра Таманяна о соединении центра города с его северной частью.



Каскад - гигантская, более чем 500-метровой лестница, начинающаяся памятником самому Таманяну и далее проложенная по склонам Канакерских холмов.



Говорят, здесь 675 ступенек, и строительство продолжается до сих пор. Удивительно, что в Ереване до сих пор нет ни одной легенды, какое счастье наступит у того, кто поднимется на вершину пешком и не будет пользоваться эскалаторами, располагающимися внутри склона.



Вдоль аллеи установлены произведения современного искусства, подаренные Еревану меценатом Герардом Гафесчяном. Это работы скульпторов из Великобритании, Латинской Америки, Европы. "Центр искусств Гафесчяна" (Музей Гафесчяна) - художественный музей, который был открыт в архитектурном комплексе "Каскад" в апреле 2002 года. В основу коллекции положено личное собрание основателя. Недавно собрание работ пополнилось двумя новыми экспонатами.





























Внутри Каскада находятся площадки с арт-инсталляциями, а также музеи. В данный момент заполнены не все внутренние этажи, зато снаружи каждый уровень удивит своей скульптурой.















На вершине сооружения почти касается неба монумент "Возрожденная Армения" со стилизованным золотым колосом. В основании обелиска скульптурное изображение символа вечности - солнечного диска. При желании можно увидеть сходство и с другим солярным символом - свастикой. Такие знаки в Армении встречаются буквально на каждом шагу.





Рядом с памятником парадоксально соседствует памятник жертвам сталинских репрессий.







Забравшись на главную смотровую площадку Каскада, можно продолжить прогулку по парку "Ахтанак". У скульптуры "Матери-Армении", расположенной в парке, есть еще одна смотровая площадка. С нее открывается более интересный вид на город и Арарат, чем с Каскада.
Как раз в следующем посте вы увидите фотографии ночного парка Победы ("Ахтанак") вместе с легендарным символом победы над фашизмом - "Mayr Hayastan" (это и есть "Мать-Армения"), - и совершите прогулки по Еревану, который действительно "never sleeps".

©  lazaridis
Другие фоторассказы Александра Лазаридиса об Армении

Фотоотчеты туристов, Александр Лазаридис

Previous post Next post
Up