Друзья , перед нами очень необычный памятник .
Во-первых , вся дешифровка клинописи началась именно с него .
Во-вторых , его относят к 5в до НЭ , но одновременно с этим , говорят и о том , что практически сразу же память о том , кому он был посвящён , была утеряна .
В-третьих , вы просто обязаны восхититься сохранностью барельефа , которому уже более 2000 лет .
Интересно , борозда от которой идёт сток воды и дальнейшее разрушение , она выбита или пропилена ?...
Открыл этот памятник древности в 1598 году англичанин Роберт Шерли, находившийся в Персии с дипломатической миссией. В скале на высоте 105 метров от дороги высечены фигуры и надписи. Ширина объекта около 22 метров, а высота - 7. Клинописный текст на скале относится к временам и выбит по приказу Дария I в память о событиях 523-521 годов до н.э.
Текст является автобиографией царя, надписи повествуют о событиях после смерти Кира Великого и о походе Камбиза в Египет. Любопытно, что история, изложенная на бехистунской скале, значительно расходится с известной ранее версией о тех событиях Геродота. Как и розеттский камень, бехистунская также написана на трех языках - древнеперсидском, эламском и вавилонском. Строители по окончании своих работ уничтожили каменные ступени, ведущие к скале, чтобы никто не смог исправить написанное.
Надписи дают возможность понять мышление Дария Великого, также открытие сыграло большую роль в открытии клинописи. Археологи после расшифровки получили много информации о цивилизациях Месопотамии, Шумеров, Персии и Ассирии.
Учёный Генри Роулинсон копирует текст для последующей расшифровки .
Вероятно строители использовали нечто подобное современным строительным лесам . Непонятно зачем рисуют ученного , лазающего по шатким лестницам )
Небольшие нюансы .
Поврежден глаз Дария и стёрты зубцы его короны .
Заменена часть на головой некоего крылатого существа
Здесь видно , что были отреставрированы оба лука в руках Дария и его телохранителя .
Рядом с луком Дария видны вмятины , сколы , как от ударов .
Как мы видим , заменённое плечо лука имеет те же потемнения , что и вся остальная композиция . Это искусственное состаривание ? Или просто реставрация проводилась очень давно ?
Клинопись .
Неравномерное разрушение породы между клиньями .
А здесь нет . Все равномерно . Но видно , насколько четко все детали прорезаны .
На той же скале есть заготовка под ещё одну надпись
Оцените масштабы
Видео сюжет
Click to view