Друзья , прежде чем вы ознакомитесь с прекрасно иллюстрированной статьёй об одном из античных храмов , вы должны знать , что :
Во первых , храм строился более шестиста лет , но так никогда и не был достроен .
Во вторых , храм , а точнее его недостроенная часть , был основательно засыпан в результате "землетрясения" . Раскопки и изучение здания происходили в том числе и в техчении всего 20го века .
В третьих , для того , чтобы построить такое грандиозное сооружение , греки делали чертежи прямо на стенах .
...В Дидимах можно заглянуть прямо в античные строительные проекты. Зодчие Эллады подчас вычерчивали их на стенах храма, а поскольку до чистовой обработки стен дело не дошло, чертежи остались нетронутыми, словно поджидая будущих ученых. Эту обширную строительную документацию лишь в 1979 году обнаружил «под пылью веков» американский археолог Лотар Хасельбергер.
Там виднелись отрезки прямых линий длиной до 20 метров и дуги радиусом до 4,5 метра, проведенные при помощи линейки и циркуля с точностью до миллиметров.
источник Подробнее об этом :
...Оказалось, что тонкая сетка пересекающихся линий и геометрических фигур покрывает большую часть стен подиума вокруг двора. Такие же линии были обнаружены на плоских поверхностях фрагментов в развалинах храма. В целом линии занимают площадь примерно в 200.
Там были прямые линии длиной до 20 м и окружности или дуги с радиусом до 4,5 м. Древний чертежник проводил параллельные прямые, строил многоугольники и стягивающие дуги и делил прямые на равные отрезки. Обнаруженные линии тонки, подобно карандашным, и врезаны в мрамор на глубину чуть больше 0,5 мм. Прямые линии и дуги были тщательно проведены тонким металлическим резцом, ведомым по длинной линейке или (для дуг) укрепленным на конце циркуля. Имелись и «неточные» линии, которые, однако, во всех случаях были исправлены.
Удивительно, что влияние атмосферного воздействия на состояние и самих линий, и поверхности мраморных стен оказалось незначительным. Местами линии подверглись эрозии дождевой водой или были покрыты «накипью» минеральных отложений, оставшихся после испарения воды. Кое-где поверхность мрамора разрыхлилась и линии исчезли. Тем не менее во многих местах линии выглядят так, будто они были только что начерчены.
Однако даже там, где они хорошо видны, «прочитать» целиком все изображение невозможно: как только отступаешь от стены, чтобы охватить зрением большую площадь, линии пропадают.
Множественные следы красноватого минерального пигмента, сохранившиеся на стенах (главным образом под слоем накипи), свидетельствуют о том, что «чертежная» плоскость сначала затушевывалась красным мелом; после этого резцом выполнялся чертеж, который выступал как тонкий белый контур на темно-красном фоне. Повторной затушевкой мелом можно было «стереть» неправильную линию и исправить ее.
С самого начала мне было ясно, что эти линии - не бессмысленные каракули, на которые можно не обращать внимания. И количество линий, и тщательность их выполнения свидетельствовали только об одном: это работа искусного чертежника.
В наше время линии можно четко видеть только в косых лучах солнца, когда в их углублениях образуются тени; для этого приходится либо ждать подходящего часа, либо прибегать к помощи зеркал.
Так как фотография бессильна воспроизвести древние «чертежи» во всех подробностях, оставался единственный способ изучить их: перерисовать линии в уменьшенном масштабе, произведя тщательные измерения.
Работа по чтению, измерению и перерисовке линий была начата в 1980 г. как часть обширного археологического исследования памятника в Дидимах, руководимого К. Тухельтом и организованного Э. Бухнером, президентом Немецкого археологического института. За 39 недель тщательной и кропотливой работы мне удалось перенести на бумагу примерно половину всех обнаруженных «чертежей».
источник Оригинал взят у
maximus101 в
Храм Аполлона в Дидимах Это был самый большой храм в Малой Азии. Храм Аполлона в Дидимах был важным центром этого культа в Ионии, и в отличии от прославленного "чуда света" - храма Артемиды в Эфесе относительно неплохо сохранился. Добраться до него можно на общественном транспорте из города Кушадасы, правда, прямой маршрутки до Дидимы нет, нужно будет делать пересадку в городе Секе.
Храм Аполлона Филесия (Любящего, хотя в приличных книгах следует писать Дружелюбного) был основан на месте святилища некоего местного героя Бранха, который особо ни чем не был знаменит, кроме того, что вступил в половую связь с богом Аполлоном, собственно поэтому Аполлон и получил в здешних местах эпитет "Любящего". И случилось так, что у Бранха (или у Аполлона?) появилось многочисленное потомство, которых стали звать Бранхидами. Сии бранхиды стали жрецами бога Аполлона и оставались таковыми, пока не проштрафились в 5 в. до н.э. во время разрушения храма персами, по мнению благочестивых греков они (бранхиды) "передали сокровища бога персидскому царю и бежали вместе с персами, чтобы избежать наказания за святотатство и предательство" - так об этом писал Страбон. Бежали бранхиды аж до самой Бактрии (современный Таджикистан), где основали город и видимо еще одно святилище Любящего бога. Но что-то пошло у них не так, так как в 4 в. до н.э. сих бранхидов настиг в Бактрии и извел всех под корень Александр Македонский, дабы другим не повадно было предавать греческую родину и служить персидским оккупантам.
Храм Аполлона в Дидимах общий вид.
В оправдание горемычных бранхидов можно добавить, что все же их род относился к грекам скорее косвенно, как и сам культ бога Аполлона, ибо сей любвеобильный бог именем Аппалиун упоминается еще в хеттских документах как главный бог Вилусы (Трои), т.е. как и совращенный им герой Бранх имеет местное малоазиатское происхождение.
Святилище Аполлона в Дидимах по археологическим данным было основано в 8 веке до н.э., тогда это был маленький храмик, скорее наполовину деревянный. Но очень быстро это святилище прославилось во всем тогдашнем мире, ибо как и во всяком уважающем себя храме Аполлона в нем существовал оракул, предсказывающий будущее (самый известный подобный оракул был организован в Дельфах). Египетский фараон Нехо (610-598 гг. до н.э.) испрашивал у оракула в Дидимах строить ли ему огромный канал между Нилом и Красным морем, на что местный прорицатель ответил ему - «Царь! Ты строишь канал на выгоду чужеземцам», на постройке канала погибло 120 тыс. человек, но канал, как и предсказывал прорицатель, довели до ума не египтяне, а персы при Дарии I.
Удачные предсказания видимо сделали Дидимейон очень богатым храмом, собственно поэтому греки так нервно реагировали на передачу его богатств персам от жрецов бранхидов. Подобные храмы строились по всему античному миру, каждый греческий полис пытался создать подобную грандиозную машину по выкачиванию средств из населения древнего мира. Храм в Дидимах контролировался греческим городом Милет, он находился всего в 15 км от святилища Аполлона и был связан с ним "священной дорогой". Мощенный каменными плитами участок которой в 150 метров, кстати, сохранился севернее храма, но я благополучно прошел мимо него.
Ближайшими конкурентами храма Аполлона были два малоазийских святилища Артемиды -
в Сардах и прославленный храм
этой богини в Эфесе. Храм Артемиды существовал и в Дидимах, но какой-то особой известностью не пользовался, ибо всех здешних богов затмевал бранхидский Аполлон.
Это действительно грандиозное святилище, его начали строить в 4 в. до н.э. на месте ранних храмов, последний из которых был уничтожен персами. Длина храма 110 м, ширина 51 м, высота сохранившихся колонн (а они действительно сохранились на всю высоту) - 20 м.
"Шестеренки" колонн Дидимейона и китайский турист.
С востока храм имеет один монументальный вход. Непосредственно перед ним находятся два интересных объекта - это колодец, на фото внизу, он справа, закрытый круглой металлической решеткой, и руины круглого жертвенника слева, сейчас, это невнятная груда небольших камней, но когда-то это было зловещее место.
Павсаний описал жертвенник Дидимейона: "есть в Дидимах Милетской земли жертвенник, сооруженный Гераклом Фивским из крови жертвенных животных. Однако и в позднейшие времена кровь, приносимых в жертву животных, не очень прибавила к его величине, и не сделала ее чрезмерной"
В этих скупых строчках заключен жуткий смысл, жертвенник был сделан из запекшейся крови, это была зловонная яма диаметром 8 метров, наполненная кровью, жиром и прочими продуктами жертвоприношений. Каждый входящий в храм должен был принести жертву, а таких людей были многие сотни тысяч, ведь к храму стекались паломники не только из Малой Азии, но и со всего тогдашнего мира.
Мраморный лик Медузы горгоны с храмового архитрава, горизонтальных балок, лежащих поверх колонн.
Этот огромный эллинистический храм так и не был достроен до конца. Его строительство началось примерно в 330 г. до н.э. под руководством Пэония Эфесского (строителя храма Артемиды в Эфесе) и местного милетского архитектора Дафниса и продолжалось вплоть до падения Римской империи.
Страбон на рубеже нашей эры описывал Дидимейон так, «храм Аполлона был сожжен Ксерксом, подобно прочим святилищам, за исключением Эфесского храма... Впоследствии милетяне соорудили самый большой из всех храмов, который благодаря своей величине остался без крыши: ведь стена, окружающая храм, вмещает пространство целой деревни; внутри и вне ее - замечательная роща» (XIV, I, 5)
Храм не имел не только крыши, но и многих колонн, особенно с западной задней стороны, прежде всего колоннадами украсили парадный вход, а все остальное доделывали столетиями.
Колонны Дидимейона не уступают размерами подобным колоннам из Баальбека в Ливане - символа римской гигантомании, там тоже где-то 19-20 метров высоты. Возможно, это самые большие колонны античного мира, для сравнения высота колонн знаменитого Парфенона всего 10 метров.
Нужно было изготовить 120 таких колонн, но строители успели сделать лишь 80. Сейчас на полную высоту сохранились лишь три.
Чтобы попасть внутрь храма можно воспользоваться двумя туннелями, которые параллельно спускаются с верхней площадки. Туристов внутрь пропускают только через них, парадный вход в святилище не был предназначен для массовых шествий, это была скорее театральная сцена для мистерий жрецов Аполлона.
И вот мы попадаем в наос - внутреннее пространство святилища. Сразу нужно отметить, что Дидимейон отличался от стандартных античных храмов в сущности его наос - это открытый двор, здесь крыша видимо даже не планировалась. Это так называемый гипетральный храм, где крыша полностью или частично отсутствовала. Адитон или главное святилище со статуей бога представлял собой небольшой храмик, одиноко стоявший во внутреннем дворе, его основание сохранилось у дальней стены. Двор даже не был замощен, рядом со священным колодцем, который можно видеть и сейчас, росло лавровое дерево - символ бога Аполлона.
Сверху хорошо видна вся структура Дидимейона: справа, круглый алтарь при входе, рядом с ним колодец для омовений, далее, парадный вход в храм с массой колонн, потом важная комната с двумя колоннами, где жрецы оглашали предсказания оракула, и внутрений двор с небольшим святилищем Аполлона, а перед ним священный колодец.
Интересная особенность храма Аполлона в том, что в главное святилище нужно спускаться, а не подыматься, Ведь, как правило, статую божества ставили на возвышении, демонстрируя ее значимость, здесь же человек попадая в храм (если его туда еще пускали) сначала подымался по лестнице, а затем спускался вниз в глубины храмового двора во владения бога Аполлона.
Как проходила сама процедура пророчеств неизвестно, но вроде бы этим действом занимались мужчины, а не Пифия, как в Дельфах.
Парадный вход с внутренней стороны.
Статуя Аполлона Филесия главный объект поклонения в Дидимейоне была также весьма примечательна, ее отлил из меди Канах Сикионский, это была фигура крупных габаритов, рядом с которой плясал на задних лапах механический олень.
Об этом писал Плиний Старший:
"Канах создал обнаженного Аполлона, который прозывается Фелесием, в Дидимайоне, из эгинского сплава меди, и вместе с ним он сделал оленя поднятым и стоящим на задних ступнях так, что под ногами тянется нить, а опирается олень на основание попеременно то передними, то задними кончиками задних ступней, так как зубцы в той и другой части сочленены таким образом, что от поочередных отталкиваний он раскачивается."
Статую Аполлона из Дидим выкрали персы и переместили ее в Экбатаны (ныне это город Хамадан в Иране), зачем она им понадобилась непонятно, но в 3 веке ее вернул обратно Селевк I Никатор диадох Александра Македонского, он же начал восстановление Дидимейона после персидских погромов.
Стены храма сейчас сохранились на высоту около 10 метров, когда-то они были вровень с колоннами, т.е. в два раза выше.
Справа и слева от главного входа во внутренний двор видны порталы туннелей, через которые проникают внутрь храма.
От самого святилища Аполлона остались только фрагменты.
Ну и обязательный вырез в стене, куда пропускали все провода от звездолетов инопланетян, для канализации он скорее всего не годится.
Храмовые стены с внешней стороны.
Колонны на этой платформе должны были идти в два ряда, т.е. это был диптер. От них остались только следы оснований.
Стены Дидимейона невероятно внушительны, в христианскую эпоху он стал крепостью и каменоломней одновременно. Дидимы долго были резиденцией местного епископа, но после разрушительного землетрясения в 15 веке жители вроде бы оставили город, заново городок заселили только уже в 18 веке.
В 19 веке храм Аполлона был похож на холм, застроенный жилыми домами, где на самом верху стояла ветряная мельница. И только некоторые колонны торчали из земли.
Общий объем храма опять появился на свет только после интенсивных раскопок. Фото 19 века.
С задней, западной, стороны храма остались лежать циклопические руины одной из колонн. Она здесь похожа на порезанную ломтями колбасу. Так как колонна находилась в самом дальнем углу храма с ее обработкой особо не спешили, можно заметить отсутствие каннелюр, характерных борозд на мраморе. На некоторых блоках они только-только стали проявляться. Скорее всего колонны с западной и юго-западных сторон диптера так и не встали на свои места, за 600 лет непрерывного строительства их банально не успели изваять.
Вокруг храма наблюдается какая-то стена из огромных блоков, если посмотреть на нее сверху, как на фото, что я вставлял раньше, можно заметить ее странные изгибы. Эту стену видимо возвели жители Милета спасая свое святилище от нашествий готов в 3 в. н.э., для ее строительства они использовали камни самого храма. На заднем плане виднеется греческая церковь Св. Иоанна перестроенная в мечеть.
Надо сказать, что даже просто найти название этой церкви составило определенный труд. И это несмотря на ее внушительные размеры и обилие туристов вокруг - все едут смотреть храм Аполлона, церковь-мечеть никого не интересует. Церковь достаточно поздняя, видимо конца 18 века - начала 19, в мечеть ее превратили уже в конце 20 века. После высылки местного греческого населения здание долго пустовало. Нынешняя мечеть имеет название Хисар Джами, ибо так называли Дидимы в Турции в начале 20 века. Сейчас, Хисар или Енихисар - это только квартал, где находится храм Аполлона, город же опять стали называть Дидим.
В 1980-х годах здание было капитально отреставрировано, во время этих работ отрезали апсиды церкви. Их следы еще можно заметить на восточной стене.
Так церковь Св.Иоанна выглядела в конце 19 века, когда проводились первые раскопки в храме Аполлона. Тогда она еще была действующей.
Как правило многие поздние христианские церкви в Османской империи имели такую воздушную структуру - тонкие колонны, легкие своды. От более тяжеловесных средневековых церквей они, действительно, отличаются.
Михраб здесь сделали на южной широкой стороне здания.
Церковь имела хоры, куда можно было попасть по внешней лестнице.
Лестница на хоры.
Мраморная плита с надписью, встроенная в лестницу - осталось дело за малым, ее прочитать.
Рассказы посвященные путешествиям по западу Анатолии:
Храм Артемиды и могила апостола Иоанна Богослова в Эфесе Мавзолеи эллинистических царей Бинтепе - турецкие пирамиды Сарды - великий мегаполис древнего мира. Часть вторая. Сарды - великий мегаполис древнего мира