Базилика Святого Клемента - четыре уровня истории Рима .

Sep 20, 2016 19:16

image Click to view



Первый и единственный вопрос здесь , это насколько быстро и при каких обстоятельствах могли появиться эти 4 уровня в церкви .
Если раскопки в Форуме могли быть вызваны наносами после наводнений , то несколько уровней сложно , да и бессмысленно строить за пару веков . Подземные церкви встречаются и в России .
например в Берлюковской обители .
ещё пример - подземная церковь Бориса и Глеба в Ростове .





Базилика Святого Климента.

Это одна из самых необычных и интересных церквей Рима, здесь не только находятся мощи почитаемых христианских святых и шедевры искусства, но и переплетаются эпохи: I, II, IV и XII век.

Подойдя к фасаду церкви можно увидеть как изменился уровень Рима уже с XII века, вход во внутренний дворик находится на два метра ниже современного города, но этот вход часто закрыт, поэтому нужно обойти церковь с левой стороны, там расположен боковой вход.



Сама церковь роскошна, построена она была в 12 веке и с того времени претерпела лишь незначительные изменения. Интерьер поражает античными колоннами, перекочевавшими сюда из древнеримского строения, и прекрасной мозаикой 12 века, выполненной в византийском стиле. В центре крест, возвышающейся на небольшом холме (Голгофа), украшенный белыми голубями, символ души, под ним протекает река Иордан из которой утоляют жажду (черпают свои силы) животные, и все пространство занято замысловатым орнаментом - это животворящее дерево, а если приглядеться, то можно увидеть у ветвей его разнообразных животных и птиц. Снизу овечка с нимбом - агнец божий (символизирует Иисуса), - в окружении 12 учеников.

Полы косматеско

Заслуживают внимание и удивительные полы церкви: это мозайки 12 века выполненные семьей Космати. Это семейство зодчих, которые в средние века заложили основы стиля, охватившего впоследствии всю Европу - косматеско. В эту эпоху не было в Риме уже былого богатства, не было средств на покупку огромных мраморных и порфирных блоков для украшения полов, поэтому эти зодчие стали использовать подручный материал: обломки ценных пород камня и мрамора из языческих храмов и античных строений. Из этих кусочков они начали выкладывать замысловатые узоры, радующие глаз. Особенно любопытны круглые фрагменты - это ни что иное, как колонны распиленные на пласты. По поводу посланий скрытых в этих странных играх линий ученые высказывали различные мнения: предполагалось, и что они носят изотерический характер, и что они показывали место для расположения и остановки священников во время церемоний, и что они скрывают иудейские символы (действительно можно разглядеть звезды Давида), - ну а мы можем любоваться их красотой.



Базилика Святого Климента
В центре же мраморный хор и балдахин, созданный еще в 6 веке, датировку подтверждает наличие монограммы Иоанна II как на левой, так и на правой стороне, правившего как раз в этот период. Ну а под алтарем покоятся мощи Святого Климента.

Святой Климент, как принято считать, был четвертым по счету Папой Римским (первым был апостол Петр согласно традиции), хотя в то время еще не существовало этого термина, но должность епископа Рима в раннехристианскую эпоху впоследствии стала считаться должностью Папы. Почитаем Климент как в католической вере, так и в православной.

Но самое интересное здесь - это подземелья. В 19 веке при укреплении стен, случайно наткнулись на античные своды, которые служили опорой для стен, сегодня их можно увидеть на стене справа, и стало ясно, что раннехристианская церковь, которую искали по всему городу, все это время была здесь под нами, и начались обширные раскопки: найдена была не только сама церковь 4 века, но и римский дом 2 века, и монетный двор 1 века.



1 уровень - раннехристианская Базилика Святого Климента 4 века



Раннехристианская базилика 4 века
Спустившись вниз (кассы и вход в археологическую зону) находятся справа, мы оказываемся в церкви 4 века, она была разрушена предположительно после разгромленная этой зоны норманами в 11 веке, и ее проще было не восстанавливать, а заполнить песком и камнями, построив новую церковь поверх, что и было сделано. Благодаря чему до нас дошли не только очертания церкви и мозаичные полы 4 века, но и уникальные фрески 9 и 11 века.

Фреска “Чудо Святого Климента”. 11 век



Фреска Чудо Святого Климента
За проповеди христианства Климент в Риме был подвергнут гонениям, и он отправляется на восток через всю Европу, продолжая нести слово божье. Путь его заканчивается на территории современного Крыма, где народ готов еще воспринять христианскую веру. За веру здесь Климент принимает мученическую смерть, его привязывают к якорю и бросают в море, но ангелы переносят его тело в подводную пещеру и раз в год вода отступала и освобождала проход к ней (предположительно этот Керчская коса), тысячи людей выстраивались в очередь, чтобы поклониться святому и помолиться на его могиле. Но как-то раз здесь спрятался от матери маленький мальчик, и она не отыскав его и увидев, что вода начала наступать продолжила поиски на берегу, а сын так и оказался в могиле под водой. Но девушка не стала проклинать Климента, и спустя год первой встала в очередь на поклонение его могиле. Зайдя внутрь она нашла своего сына не только живым, но и со здоровым румянцем на щеках, святой целый год заботился о маленьком мальчике. Это знаменитое чудо Климента и изображено на фреске, причем можно увидеть даже подводных животных написанных вокруг, что говорит о том, что вся сцена происходит в море под водой. И как ярко сохранились краски, несмотря на века.

Фреска “Святой Кирил и Мефодий” 11 век



Внесение мощей Святого Климента
Это же история знакомых нам святых, Кирилла и Мефодия. Греки по происхождения они отправились к славянским племенам, дабы принести в эти земли святое писание, но эти народы не хотели воспринимать греческую и латинскую культуры и язык, для них это было попыткой завоевания. И братья создают новую письменность - кириллицу, - взяв за основу греческий и письменность местных скифо-сорматских поселений, переводят Библию. За что Папа Римский отлучает их от церкви, было запрещено переводить Святое Писание на неканонический язык (языком первых христиан был греческий и латынь, они и стали каноническими).



Реставрация Внесение мощей Святого Климента
Но у Кирила и Мефодия был шанс получить прощение Папы: они могли найти и вернуть в Рим мощи Святого Клемента, в это время могила Климента была утеряна и забыта, но им помогли ангелы указав место, и на фреске мы видим моент торжественного внесения мощей церковь, в которой мы находимся. Папа смилостивился и признал: каждый народ имеет право читать Святое Писание пусть даже на своем языке. Эта история перевернула все традиции: начались массовые переводы Библии на разные языки.

Фреска “Святой Алексий, человек Божий, в Риме” 11 век



Житие Святого Алексия
Алексий происходит из знатной римской семьи, но обратившись в христианство, он раздает свеи богатства и начинает собирать милостыню, помогая бедным. Но в Риме его все знали в лицо и только лишь надсмехались над ним. Тогда он решает оставить родной город и отправляется на Восток, где и живет жизнью бедняка, помогая на полученные пожертвования всем нуждающимся. Именно здесь ему явилась Дева Мария, когда он несколько часов подряд молился напротив ее иконы, и только спустя 12 лет он вернулся в Рим, постучался в родительский дом, но его не узнал никто, жизнь бродяги так сильно его преобразила. Но его приняли родители как нищего, накормили, напоили и даже дали ему маленькую коморку под лестницей, где он поселился. Все это время родители и сестра горько оплакивали его, и даже спустя 12 лет боль утраты не покинула этот дом, но Алексий не раскрыл им своей тайны, пользуясь их милостью как простой бродяга. Спустя же несколько лет он умер, но когда его его уже испустившего дух, в руках он держал письмо, но разжать его пальцы никому не удавалось. Зная и христианской вере ставшего родным бродяги родители пригласили епископа Римской общины (Папу Римского), и он благословя Алексия взял их рук его письмо и тут открылась истина: родственники осознали, что оплакиваемый ими Алексий все это время был рядом и начали рвать на себе волосы, негодуя о том, что так мало ему оказывали внимания, так мало помогали и так мало провели вместе времени. Эту печальную сцену и можно увидеть в правом нижнем углу фрески, это последний эпизод. Перед ним Папа Римский разжимает пальцы Алексия, а еще левее Алексий встрчает своего отца на коне, но тот его не узнает.

Фреска “Месса Святого Климента” 9 век.



Месса Святого Климента
Это самая известная и любопытная фреска здесь. В центре изображен сам Святой Климент, он проводит домашнюю службу. Это 2 век, эпоха гонений и притеснений христиан, запретов молитв и богослужений, о строительстве церквей и говорить не приходилось. Христиане собирались тайно в римских домусах, такая служба и изображена здесь. К этому времени христианство начинает активно распространяться даже среди патрициев, и справа от Клемента на фреске можно увидеть богатую даму Теодору, но муж ее язычник Сиссиний, проследил за супругой и стал подглядывать, чем она занималась, что не укрылось от Святого Климента.



Реставрация фрески Месса Святого Климента
Разоблачив язычника, он дабы проучить, ослепил его. Но Климент будучи человеком милосердным спустя несколько дней, посетил беднягу и вернул ему зрение. Но тот, место того, чтобы прозреть и обратиться в христианскую веру, приказал своим стражникам схватить Климента и вести к императору. Но Климент ослепляет и их тоже, и они хватают колонну и тащат ее вместо святого. Здесь и начинается самое интересное: из уст персонажей вылетают слова, это первый пример письменности на простонародном итальянском языке (официальным языком была латынь), кроме того можно различить даже неприличные ругательные слова. Сам Сиссиний выкрикивает: “Тащите, сукины дети. Гозмари и Альбертель (имена слуг), тащите вон. Карвончелле, помогай сзади рычагом!”. Климент же говорит на правильной латыни: “По вашему жестокосердию вам полагается нести камни вместо меня”. Это ярко выраженное противопоставление христианской и вульгарной языческой культуры.

Здесь же возле алтаря можно увидеть могилы двух археологов, посвятивших жизнь раскопкам в этой церкви и пожелавшим быть похороненными здесь.



Иоанн Павел II молится на могиле Святого Кирилла
Если обойти фреску с левой стороны, то Вы можете увидеть могилу Святого Кирилла, который завещал быть погребенным в Церкви Святого Климента. Его могила была найдена в 19 веке, после чего мощи были утеряны и заново обретены в 20 веке, после чего их разместили в современной церкви в часовне справа от алтаря, где Вы можете им поклониться. На могиле же можно увидеть благодарственные надписи народов, пользующихся и пользовавшихся кириллицей.

2 уровень - римский дом 2 века




Митреум
Пройдя дальше Вы можете спуститься еще глубже в историю, это Римский дом Инсула, состоящий из нескольких квартир 2 века. Во внутреннем дворике этого дома в 3 веке был создан Митреум, храм посвященный культу Митры. Заглянув во внутрь можно увидеть даже скульптуру Митры. Этот культ загадочен, это так называемая мистерия, открывавшая свои тайны только посвященным. Он рождается он в Азии в 13-12 веках до н.э. и ко 2 веку н.э. Распространяется по всей Европе. В данной комнате проводили самый распространенный обряд - совместное пиршество, напоминающее обряд тайной вечери или даже причастия. Культ митры во многом схож с христианством. Даже день рождения Митры говорит сам о себе - это 25 декабря.



Митраистская школа
Кроме того, он был рожден женщиной от бога, у него было 12 учеников, он умер и спустя три дня воскрес. Это был первая религия, говорившая о загробной жизни, о борьбе со злом, но обращена она было только к мужчинам, и открывала свои тайны после обряда омовения, опять же напоминающего крещение. Прикоснутся к эти тайнам можно здесь.

Далее по коридору можно увидеть Митраистскую школу, где посвящали в тайны мистерий. Здлесб удивительные мозйки на полах 3 века, фрески на стенах и техника стукко на сводах создают античную атмосферу.

3 уровень - помещения 1 века (монетный двор)




Переулок
Спустившись же еще ниже, мы попадает на уровень 1 века. Но проходя через узкий проход, нельзя не обратить внимание на узкий переулок справа, это был проход между двумя зданиями. Ширина переулков в Риме не регулировалась законом, в связи с чем в некоторых их них широкоплечий человек даже не мог пройти.



Мадонна
Несколько помещений, связанных между собой большинством археологов были признаны монетным двором (прежде всего поскольку здесь нет окон). Полы здесь сохранились оригинальными с 1 века, так же как и стены, поражающие античной кладкой.



Монетный двор 1 века
Пройдя по этим удивительным комнатам мы поднимемся опять на уровень церкви 4 века и здесь слева еще одна интересная фреска: Дева Мария с младенцем 8 века. Хотя на самом деле эта фреска была написана еще в 6 веке и изображала она императрицу Феодору из Равенны. Убедиться в этом можно сравнив данное изображение с мозаиками Равенны. В 8 же веке ей просто придали черты Девы Марии, но сохранилась имперская корона.

Церковь Святого Климента удивительна, здесь видно смешение эпох, культов и религий. Это незабываемое путешествие в историю.

Официальный сайт: http://basilicasanclemente.com

Часы работы археологической зоны:

будние дни 9.00 - 12.30

15.00 - 18.00

воскресенье 12.00 - 18.00

Вход платный - 10 евро (5 евро до июля 2015)

http://roma-turismo.com/базилика-святого-климента/




Масштабные раскопки в Риме .
Остия аттика современность .
Масштабные раскопки в Остиа Аттика .
Рим после наводнений .

раскопки, Италия, подземелья

Previous post Next post
Up