10 ноября 2010 года исполнилось 35 лет со дня величайшей катастрофы в истории мореплавания на Великих озерах, катастрофы, остававшейся на протяжении 20 лет величайшей тайной.
10 ноября 1975 г. балкер "Эдмунд Фитцджеральд", крупнейший сухогруз Великих озер, с 26 000 тонн руды на борту и командой в 29 человек вышел из города Супериор курсом на Детройт. Больше судно никто не видел.
В тот день на Верхнем озере разразился шторм небывалой силы. Находившийся в 10 милях от "Фитцджеральда" "Артур Андерсон" (подобное, но не однотипное судно) получил радиосообщение о повреждениях на "Фитце", держимся курса, говорилось. 15 минут спустя судно исчезло с экранов радаров.
Многочисленные поиски, предпринимавшиеся на протяжении 20 лет не увенчались успехом. Казалось невероятным и мистическим бесследное исчезновение сухогруза длиной 220 метров, относительно нового, построенного в 1958 году.
И лишь летом 1995 года группе дайверов удалось найти разломанное пополам судно, лежащее на глубине 550 футов. Тела 29 человек найти не удалось.
Исчезновение огромного стального творения рук человеческих, гибель людей, потрясло и научило Америку. Были введены ограничения на плавание в шторм. И для памяти человеческой это не прошло бесследно, американцы чтут память экипажа и судна.
Позднее команда пережившего шторм "Андерсона" рассказала о двух ударах по судну
волн-убийц. Но ей повезло, в отличие от команды "Фитцджеральда".
Оба судна типичные "lakers", длинные и узкие, с носовой и кормовой надстройками и высоким бортом. Вообще для грузовых судов Великих озер традиционна такая архитектура, как и гигантские размеры. Уже после 1975 года стали строить огромные суда, 1000-футовики, первый из которых "Стюарт Корт".
Глядя на эти исполины, нельзя не удивляться трудолюбию и таланту американского народа, умеющего получать пользу от Великих озер, непредсказуемых и неподвластных человеку.
"Эдмунд Фитцджеральд"
"Артур Андерсон"
"Стюарт Корт"
Другие "озерники":