1 июня 1952 года началось движение судов по Волго-Донскому каналу, построенному в рекордные 4,5 года страной, еще не оправившейся от тяжелейшей войны.
Объем выполненных строительных работ соответствует объемам Суэцкого, который строился 11 лет и Панамского канала, строительство которого растянулось на десятилетия и унесло десятки тысяч жизней.
Скептически настроенные западные специалисты считали, что строительство закончится величайшей техногенной катастрофой, однако время подтвердило высокий профессионализм наших инженеров. За инженерную часть отвечал Сергей Жук.
101 км, 13 шлюзов. Проблема движения судов по мелководному Дону решилась строительством Цимлянской плотины, удерживающей одноименное водохранилище.
Строили вольнонаемные, немецкие пленные и заключенные, в основной массе отнюдь не политические. Всего на работах было занято несколько сот тысяч человек. 3000 досрочно освобожденных заключенных получили награды, 15 из них - орден Трудового Красного Знамени.
Навигация в среднем продолжается 211 дней, пропускная способность 17 млн. тонн груза, основную массу которых сейчас составляют продукты переработки нефти. Пассажирские перевозки, в сравнении с советскими временами сократились, видимо, в десятки раз.
Строительство канала имело не только транспортное значение: водой из канала орошаются засушливые земли, созданные при строительстве водохранилища имеют рыбохозяйственное значение, вдоль канала образовалась прекрасная зона отдыха. Вода на всех участках канала донская.
Многочисленные сооружения канала, которые помимо шлюзов включают в себя маяки, памятники, посвященные событиям Гражданской и Великой Отечественных войн, интересны с архитектурной точки зрения.
У входа в канал, в южной части Волгограда стоит самый большой в мире памятник когда-либо жившему человеку, памятник В.И. Ленину и стоит он на постаменте, на котором когда-то стояла скульптура Сталина. Обе скульптуры работы Вучетича.