Aug 05, 2011 21:50
Сейчас мы остановимся на
некоторых особенностях деятельности Духовного управления мусульман Крыма. Одной
из главных особенностей функционирования этой организации является то, что на
данный момент духовное управление, по-сути, является частью Меджлиса
крымско-татарского народа (далее Меджлис - Авт.) и в своей деятельности зависит
от него. Ключевую роль в этом играет институт
специального представителя Меджлиса в ДУМК,
который в значительной степени определяет религиозную политику посредством
консультаций с руководством Меджлиса [3]. На протяжении всего периода
существования ДУМК и Меджлиса эту должность занимает Арсен Альчиков. Председатель СБУ И. Смешко И. в одном из своих открытых
писем отмечает: «Деятельность Духовного управления мусульман Крыма (ДУМК)
контролируется и направляется Меджлисом крымскотатарского народа. Процесс
возрождения мусульманства в регионе сопровождался попытками лидеров Меджлиса
установить контроль над мусульманской средой путем рекомендации своего
кандидата на должность муфтия, создание условий для фактической автономности
ДУМК, независимости его от других духовных центров; координирование
функционерами Меджлиса контактов ДУМК органами власти, другими конфессиями,
представителями иностранных государств и организаций. Зависимость муфтията от Меджлиса
определяет основные направления деятельности ДУМК, политическую ориентацию и
характер отношения духовного руководства крымских мусульман с внешним миром. Во
внутриполитическом плане муфтият демонстрирует солидарность с политикой
достижения основных целей, которая проводится Меджлисом, принимая участие в
резонансных политических мерах» [4]. Однако, исследователи отмечают, что подчинение
ДУМК Меджлису стало возможным не сразу, а только при втором муфтии Нури
Мустафаеве [1]. Также подчеркивается, что смещение со своей должности Сеитджалиля
Ибрагимова произошло при молчаливом согласии Меджлиса [1]. Главный камень
преткновения заключался в том, что муфтият под руководством Сеитджалиля,
значительно укрепивший свои позиции к 1995 году, проявил тенденцию к тому,
чтобы встать "над" Меджлисом, поставить духовную власть над светской
[1]. Это обстоятельство, скорее всего, и привело к смещению Сеитджалиля
Ибрагимова со своей должности под предлогом отъезда в Саудовскую Аравию для
повышения квалификации. После него ДУМК возглавил Нури Мустафаев, который
являлся активным сторонником участия мусульманской общины в решении
политических задач национального движения крымских татар [5].
Фактическое подчинение
ДУМК Меджлису обусловило то, что эта организация не смогла стать духовным
управлением, объединяющим крымских мусульман всех национальностей. То, что ДУМК
является узконациональной организацией доказывает и тот факт, что проповеди в
мечетях находящихся под юрисдикцией ДУМК в том числе и в центральной мечети
Симферополя «Кебир-джами» читаются либо на турецком либо на крымско-татарском
языке без перевода. Это не отвечает интересам всех мусульман Крыма, часть из
которых не является крымскими татарами и соответственно не владеет
крымско-татарским языком. В своей деятельности ДУМК ориентируется на Турцию и
периодически приглашает турецких миссионеров, которые не владеют языками
большинства жителей Крыма. Лекции и проповеди они проводят исключительно на
турецком. Это обстоятельство затрудняет понимание смысла лекций даже крымскими
татарами. Автором статьи были проведены беседы с некоторыми представителями
крымско-татарского народа, ими было отмечено, что они, не владея турецким
языком и зачастую слабо владея родным языком, не понимают смысла лекций
читаемых турецкими проповедниками. Кроме этого проповедники, приглашаемые ДУМК,
в некоторых случаях слабо владеют религиозными знаниями, поэтому собеседниками также
были отмечены случаи нарушения религиозных требований с их стороны. В этой
связи практика приглашения проповедников из Турции не владеющих языком и слабо
знакомых с реалиями Крыма и Украины не принесла ожидаемых результатов. Кроме
этого следует отметить, что почти вся литература, издаваемая ДУМК, выпускается
только на крымско-татарском языке. Это же относится и к газете этого
религиозного объединения - «Хидает». Отмечается слабый уровень подготовки этого
издания, которое в основном посвящено новостям ДУМК и фактически не уделяет
внимания публикации материалов на религиозную тематику.
Исследователями отмечается,
что ко времени возвращения в Крым мусульманская идентичность крымских татар
имела сугубо символический характер. Но, несмотря на определенные сдвиги в этой
области ситуация в целом не изменилась: мусульманская
идентичность крымских татар в ее традиционной форме не восстановлена.
Подавляющая часть крымских татар не посещает мечети, не понимает язык молитвы,
не исполняет элементарных требований ислама (ежедневный пятикратный намаз, соблюдение
поста, запрещение употребления спиртного и др.) [6]. Все эти годы ДУМК недооценивал
значимость проблемы срочного восстановления традиционных для крымских татар
религиозных норм и их соблюдения членами религиозных общин. В результате
исламская идентичность подавляющей части верующих - крымских татар осталась на
уровне формальной манифестации. В тоже время исламская идентичность
репатриантов целенаправленно использовалась Меджлисом и ДУМК для формирования
внешних источников финансовой и идеологической поддержки национального
движения. В частности Смешко И в «открытом письме» сообщает: «На нужды ДУМК
Министерством по делам религий Турции только в 2004 г. официально выделены
25 тыс. долларов (помощь, предоставленная Турцией другим бывшим советским республикам,
не превышает 35 тыс.). В распределении финансовых средств непосредственное
участие принимают лидеры Меджлиса. В дни мусульманских праздников в Крым
прибывают авторитетные представители исламских государств, которые привозят
значительные наличные средства, поступающие в распоряжение руководства Меджлиса»
[4].
Неспособность
ДУМК стать религиозным центром по возрождению исламской духовности крымских
татар, а также неспособность стать религиозной организацией объединяющей всех
мусульман полуострова привела к появлению альтернативных религиозных общин. Это
привело к усилению псевдоисламских радикально-экстремистских организаций,
которые для распространения своего влияния использовали недочеты в деятельности
ДУМК. Они стали обращаться к людям на понятном им языке и, стремились
объединить мусульман, не взирая на их национальную принадлежность.
Также отмечается, что
этнический изоляционизм Меджлиса и ДУМК препятствует объединению усилий всех
мусульман в противодействии распространению влияния псевдоисламских
радикально-экстремистских организаций в Украине. Политолог Криничный Алексей
отмечает: «Постепенно мусульманская идентичность крымских татар начинает
принимать этнонациональный оттенок, что, в свою очередь становится препятствием
для достижения единства с другими мусульманскими организациями Украины» [7]. На
это обстоятельство в своей работе «О некоторых особенностях возрождения ислама
в Крыму (1989-1999 гг.) [5] также обращает внимание исследователь Григорьянц В.
Еще одной особенностью
деятельности ДУМК является отсутствие высококвалифицированных духовных лиц. Получилось
так, что даже должность муфтия занимали и занимают люди, не имеющие религиозной
подготовки соответствующей этому статусу. Исследователь Григорьянц в статье «Об
угрозе «ваххабизма» в Крыму» отмечает: «На должности муфтия и руководителей
религиозных общин выдвигались люди, иногда даже не имеющие духовного
образования, но преданные Меджлису» [6]. Это, например, относится ко второму
муфтию Нури Мустафаеву, который на момент работы муфтием не имел высшего
образования ни в светской ни в духовной областях [1]. Также исследователями
отмечается, что по состоянию на 1998
г. среди крымских татар не было ни одного представителя
духовенства, имеющего высшее духовное образование [8]. Нынешний муфтий Эмирали
Аблаев так же не отличается глубиной религиозных познаний, и свои выступления,
больше посвящает культуре и языку крымских татар. Также отмечаются высказывания
с его стороны не приемлемые для духовного лица. Например, во время передачи
«Диалог на актуальную тему», которая транслировалась по крымскому телевидению о
своих оппонентах, он отозвался следующим образом: «Для нас на сегодняшний день
и вахабисты и салафиты …и хизбуты все они одно говно» [9].
Духовное управление мусульман Крыма,
Аблаев,
МЕджлис,
ДУМК,
Крым,
Ибрагимов