Особенности деятельности ДУМК (2)

Aug 05, 2011 21:50

 
Сейчас мы остановимся на некоторых особенностях деятельности Духовного управления мусульман Крыма. Одной из главных особенностей функционирования этой организации является то, что на данный момент духовное управление, по-сути, является частью Меджлиса крымско-татарского народа (далее Меджлис - Авт.) и в своей деятельности зависит от него. Ключевую роль в этом играет институт специального представителя Меджлиса в ДУМК, который в значительной степени определяет религиозную политику посредством консультаций с руководством Меджлиса [3]. На протяжении всего периода существования ДУМК и Меджлиса эту должность занимает Арсен Альчиков. Председатель  СБУ И. Смешко И. в одном из своих открытых писем отмечает: «Деятельность Духовного управления мусульман Крыма (ДУМК) контролируется и направляется Меджлисом крымскотатарского народа. Процесс возрождения мусульманства в регионе сопровождался попытками лидеров Меджлиса установить контроль над мусульманской средой путем рекомендации своего кандидата на должность муфтия, создание условий для фактической автономности ДУМК, независимости его от других духовных центров; координирование функционерами Меджлиса контактов ДУМК органами власти, другими конфессиями, представителями иностранных государств и организаций. Зависимость муфтията от Меджлиса определяет основные направления деятельности ДУМК, политическую ориентацию и характер отношения духовного руководства крымских мусульман с внешним миром. Во внутриполитическом плане муфтият демонстрирует солидарность с политикой достижения основных целей, которая проводится Меджлисом, принимая участие в резонансных политических мерах» [4]. Однако, исследователи отмечают, что подчинение ДУМК Меджлису стало возможным не сразу, а только при втором муфтии Нури Мустафаеве [1]. Также подчеркивается, что смещение со своей должности Сеитджалиля Ибрагимова произошло при молчаливом согласии Меджлиса [1]. Главный камень преткновения заключался в том, что муфтият под руководством Сеитджалиля, значительно укрепивший свои позиции к 1995 году, проявил тенденцию к тому, чтобы встать "над" Меджлисом, поставить духовную власть над светской [1]. Это обстоятельство, скорее всего, и привело к смещению Сеитджалиля Ибрагимова со своей должности под предлогом отъезда в Саудовскую Аравию для повышения квалификации. После него ДУМК возглавил Нури Мустафаев, который являлся активным сторонником участия мусульманской общины в решении политических задач национального движения крымских татар [5].

Фактическое подчинение ДУМК Меджлису обусловило то, что эта организация не смогла стать духовным управлением, объединяющим крымских мусульман всех национальностей. То, что ДУМК является узконациональной организацией доказывает и тот факт, что проповеди в мечетях находящихся под юрисдикцией ДУМК в том числе и в центральной мечети Симферополя «Кебир-джами» читаются либо на турецком либо на крымско-татарском языке без перевода. Это не отвечает интересам всех мусульман Крыма, часть из которых не является крымскими татарами и соответственно не владеет крымско-татарским языком. В своей деятельности ДУМК ориентируется на Турцию и периодически приглашает турецких миссионеров, которые не владеют языками большинства жителей Крыма. Лекции и проповеди они проводят исключительно на турецком. Это обстоятельство затрудняет понимание смысла лекций даже крымскими татарами. Автором статьи были проведены беседы с некоторыми представителями крымско-татарского народа, ими было отмечено, что они, не владея турецким языком и зачастую слабо владея родным языком, не понимают смысла лекций читаемых турецкими проповедниками. Кроме этого проповедники, приглашаемые ДУМК, в некоторых случаях слабо владеют религиозными знаниями, поэтому собеседниками также были отмечены случаи нарушения религиозных требований с их стороны. В этой связи практика приглашения проповедников из Турции не владеющих языком и слабо знакомых с реалиями Крыма и Украины не принесла ожидаемых результатов. Кроме этого следует отметить, что почти вся литература, издаваемая ДУМК, выпускается только на крымско-татарском языке. Это же относится и к газете этого религиозного объединения - «Хидает». Отмечается слабый уровень подготовки этого издания, которое в основном посвящено новостям ДУМК и фактически не уделяет внимания публикации материалов на религиозную тематику.

Исследователями отмечается, что ко времени возвращения в Крым мусульманская идентичность крымских татар имела сугубо символический характер. Но, несмотря на определенные сдвиги в этой области ситуация в целом не изменилась: мусульманская идентичность крымских татар в ее традиционной форме не восстановлена. Подавляющая часть крымских татар не посещает мечети, не понимает язык молитвы, не исполняет элементарных требований ислама (ежедневный пятикратный намаз, соблюдение поста, запрещение употребления спиртного и др.) [6]. Все эти годы ДУМК недооценивал значимость проблемы срочного восстановления традиционных для крымских татар религиозных норм и их соблюдения членами религиозных общин. В результате исламская идентичность подавляющей части верующих - крымских татар осталась на уровне формальной манифестации. В тоже время исламская идентичность репатриантов целенаправленно использовалась Меджлисом и ДУМК для формирования внешних источников финансовой и идеологической поддержки национального движения. В частности Смешко И в «открытом письме» сообщает: «На нужды ДУМК Министерством по делам религий Турции только в 2004 г. официально выделены 25 тыс. долларов (помощь, предоставленная Турцией другим бывшим советским республикам, не превышает 35 тыс.). В распределении финансовых средств непосредственное участие принимают лидеры Меджлиса. В дни мусульманских праздников в Крым прибывают авторитетные представители исламских государств, которые привозят значительные наличные средства, поступающие в распоряжение руководства Меджлиса» [4].

Неспособность ДУМК стать религиозным центром по возрождению исламской духовности крымских татар, а также неспособность стать религиозной организацией объединяющей всех мусульман полуострова привела к появлению альтернативных религиозных общин. Это привело к усилению псевдоисламских радикально-экстремистских организаций, которые для распространения своего влияния использовали недочеты в деятельности ДУМК. Они стали обращаться к людям на понятном им языке и, стремились объединить мусульман, не взирая на их национальную принадлежность.

Также отмечается, что этнический изоляционизм Меджлиса и ДУМК препятствует объединению усилий всех мусульман в противодействии распространению влияния псевдоисламских радикально-экстремистских организаций в Украине. Политолог Криничный Алексей отмечает: «Постепенно мусульманская идентичность крымских татар начинает принимать этнонациональный оттенок, что, в свою очередь становится препятствием для достижения единства с другими мусульманскими организациями Украины» [7]. На это обстоятельство в своей работе «О некоторых особенностях возрождения ислама в Крыму (1989-1999 гг.) [5] также обращает внимание исследователь Григорьянц В.

Еще одной особенностью деятельности ДУМК является отсутствие высококвалифицированных духовных лиц. Получилось так, что даже должность муфтия занимали и занимают люди, не имеющие религиозной подготовки соответствующей этому статусу. Исследователь Григорьянц в статье «Об угрозе «ваххабизма» в Крыму» отмечает: «На должности муфтия и руководителей религиозных общин выдвигались люди, иногда даже не имеющие духовного образования, но преданные Меджлису» [6]. Это, например, относится ко второму муфтию Нури Мустафаеву, который на момент работы муфтием не имел высшего образования ни в светской ни в духовной областях [1]. Также исследователями отмечается, что по состоянию на 1998 г. среди крымских татар не было ни одного представителя духовенства, имеющего высшее духовное образование [8]. Нынешний муфтий Эмирали Аблаев так же не отличается глубиной религиозных познаний, и свои выступления, больше посвящает культуре и языку крымских татар. Также отмечаются высказывания с его стороны не приемлемые для духовного лица. Например, во время передачи «Диалог на актуальную тему», которая транслировалась по крымскому телевидению о своих оппонентах, он отозвался следующим образом: «Для нас на сегодняшний день и вахабисты и салафиты …и хизбуты все они одно говно» [9].

Духовное управление мусульман Крыма, Аблаев, МЕджлис, ДУМК, Крым, Ибрагимов

Previous post Next post
Up