١ عَنْ سَلْمَانَ رَضِىَ اللهُ عَنْهُ قَالَ: خَطَبَنَا رَسُوْلُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِىْ آخِرِ يَوْمٍ مِّنْ شَعْبَانَ فَقَالَ: يَااَيُّهَا النَّاسُ قَدْ اَظَلَّكُمْ شَهْرٌ عَظِيْمٌ مُبَارَكٌ شَهْرٌ فِيْهِ لَيْلَةٌ خَيْرٌ مِّنْ اَلْفِ شَهْرٍ شَهْرٌ جَعَلَ اللهُ صِيَامَهُ فَرِيضَةً وَقِيَامَ لَيْلِهِ تَطَوُّعًا مَنْ تَقَرَّبَ فِيْهِ بِخَصْلَةٍ كَانَ كَمَنْ اَدَّى فَرِيْضَةً فِىْ مَا سِوَاهُ وَمَنْ
أَدَّى فَرِيْضَةً فِيْهِ كَانَ كَمَنْ أَدَّى سَبْعِيْنَ فَرِيْضَةً فِيْمَا سِوَاهُ وَهُوَ شَهْرُ الصَّبْرِ وَالصَّبْرُ ثَوَابُهُ الْجَنَّةُ وَشَهْرُ الْمُوَاسَاةِ وَشَهْرٌ يُزَادُ فِىْ رِزْقِ الْمُؤْمِنِ فِيْهِ مَنْ فَطَّرَ فِيْهِ صَائِمًا كَانَ مَغْفِرَةً لِذُنُوْبِهِ وَعِتْقَ رَقَبَتِهِ مِنَ النَّارِ وَكَانَ لَهُ مِثْلُ أَجْرِهِ مِنْ غَيْرِ أَنْ يُنْقَصَ مِنْ أَجْرِهِ شَيْءٌ قَالُوْا يَا رَسُوْلَ اللهِ لَيْسَ كُلُّنَا يَجِدُ مَا يُفَطِّرُ الصَّائِمَ فَقَالَ رَسُوْلُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يُعْطِى اللهُ هَذَا الثَّوَابَ مَنْ فَطَّرَ صائِمًا عَلَى تَمْرَةٍ أَوْ شَرْبَةِ مَاءٍ أَوْ مَذْقَةِ لَبَنٍ وَهُوَ شَهْرٌ أَوَّلُهُ رَحْمَةٌ وَأَوْسَطُهُ مَغْفِرَةٌ وَآخِرُهُ عِتْقٌ مِّنَ النَّارِ مَنْ خَفَّفَ عَنْ مَمْلُوْكِهِ فِيْهِ غَفَرَ اللهُ لَهُ وَأَعْتَقَهُ مِنَ النَّارِ وَاسْتَكْثِرُوْا فِيْهِ مِنْ أَرْبَعِ خِصَالٍ خَصْلَتَيْنِ تُرْضُوْنَ بِهِمَا رَبَّكُمْ وَخَصْلَتَيْنِ لاَ غِنَاءَ بِكُمْ عَنْهُمَا فَاَمَّا الْخَصْلَتَانِ اللَّتَانِ تُرْضُوْنَ بِهِمَا رَبَّكُمْ فَشَهَادَةُ أَنْ لآ اِلـهَ اِلاَّ اللهُ وَتَسْتَغْفِرُوْنَهُ وَاَمَّا الْخَصْلَتَانِ اللَّتَانِ لاَ غِنَاءَ بِكُمْ عَنْهُمَا فَتَسْئَلُوْنَ اللهَ الْجَنَّةَ وَتَعَوَّذُوْنَ بِهِ مِنَ النَّارِ وَمَنْ سَقَى صَائِمًا سَقَاهُ اللهُ مِنْ حَوْضِىْ شَرْبَةً لاَ يَظْمَأُ حَتَّى يَدْخُلَ الْجَنَّةَ. (رواه ابن خزيمة فى صحيحه وقال ان صح الخبر ورواه البيهقي ورواه ابو الشيخ ابن حبان فى الثواب باختصار عنهما وفى اسانيدهم علي بن زيد بن جدعان ورواه ابن خزيمة ايضا والبيهقي باختصار عنه من حديث ابي هريرة وفي اسناده كثير بن زيد كذا فى الترغيب قلت علي بن زيد ضعفه جماعة وقال الترمذي صدوق وصحح له حديثا فى الاسلام وحسن له غير ما حديث وكذا كثير ضعفه النسائي وغيره قال ابن معين ثقة وقال ابن عدي لم ار بحديثه باسا واخرج بحديثه ابن خزيمة في صحيحه كذا في رجال المنذري ص۷۰۴ لكن قال العيني الخبر منكر فتامل)
1. Хазрат Салман (радиаЛлаху анху) рассказывает, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) дал им наставление в последних числах Ша′бана, сказав, что приближается месяц Pамадан - великий, благословенный месяц.В этом месяце есть одна ночь, которая превосходнее тысячи месяцев. Уразу в месяц Pамадан Аллах Та’аля сделал фардом (обязательным), а ночной намаз таравих - причиной для награды.Кто в этот месяц приближается к Аллаху Та’аля, совершая благие дела - он будто совершил фард в другом месяце помимо Pамадана, а тот, кто выполнит фард, награда ему равносильна как за совершение семидесяти фардов вне Pамадана. Это месяц терпения, а воздаяние за него - Рай. Это месяц осознания людьми состояния голода и сострадания к бедным и неимущим людям. В этом месяце пропитание верующего увеличивается.Если кто-то накормит постящегося - это будет причиной прощения его грехов и освобождения его от огня ада, и послужит наградой, подобной награде постящегося без уменьшения награды последнего.
Сахабы сказали: «О, Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) не всякий из нас настолько богат, чтобы кормить держащего уразу». На это Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) ответил:
«Необязательно кормить досыта, если вы не в состоянии. Аллах Та′аля вознаградит даже за один финик, за глоток воды или молока. Первая треть этого месяца - это милость Аллаха Та’аля, вторая треть - прощение, а последняя - освобождение от огня. Кто в Pамадан облегчит работу своего раба, Аллах Та’аля простит его и освободит его от огня. И делайте в этом месяце больше четыре дела. Два,которыми будет доволен Аллах-это чаще свидетельствовать "Ла илаха иллАллах" и просить у Него прощения. А два,без которых вы не можете обойтись-это просить у Аллаха джаннат и прибегать к Его защите от огня. Кто напоит водой на ифтаре держащего уразу, того Аллах Та’аля напоит в день Суда водой из моего пруда (Каусар) и он не почувствует жажды до входа в джаннат»
Примечание: У хадисоведов есть сомнения в некоторых передатчиках этого хадиса. Но, во-первых, в хадисах о фазаиль (ценностях) сомнения такой степени терпимы. Во-вторых, большинство его тем подтверждают другие хадисы.
Из этого хадиса становятся известны несколько вещей. Первое - это переживание Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям). Так он в последних числах ша'бана сделал специальную проповедь, и предостерёг людей, чтобы ни один миг рамадана не был проведён в беспечности. В этой проповеди после описания ценностей всего рамадана, он особым образом обратил внимание на несколько важных моментов. Самое первое - это Ночь Кадр. Она в действительности ночь огромной важности. На этих страницах её описание будет приведено отдельно во второй главе. Затем было сказано, что Аллах Та’аля уразу в рамадан сделал фардом, а таравих в нём - суннатом. Из этого стало известно, что указание читать таравих идёт от Самого Аллаха Хак Субханаху уа Такаддас. Тогда в тех хадисах, в которых Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) от своего имени говорит: “Я сделал его суннатом”, имеется в виду подтверждение. Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) много на нём настаивал. Поэтому все 4 имама (рахматуллахи ‘алейхим - да будет им милость Аллаха) единодушны в том, что это суннат. В книге "Бурхан" написано, что кроме рафидитов, никто его не отвергает.
Хазрат Маулана Шах АбдульХак Мухаддис Дехлеви в книге "Ма Сабата бисунна" приводит из некоторых книг по фикху: если некоторые жители какого-либо города бросят читать таравих, то правитель должен воевать с ними. Здесь следует отметить, что большое количество людей думают, если они за девять-десять дней послушают Коран в мечети, то они будут свободны. Тут надо запомнить, что это два разных сунната. Полностью прослушивать или прочитывать Коран в таравихе - это отдельный суннат, а читать таравих в течение всего рамадана - отдельный. В этом случае один суннат выполняется, а другой остаётся. Конечно же, кто во время рамадана находится в путешествии, или если из-за какой-либо другой причины им невозможно читать таравих в одном месте, то для них будет приемлемо выслушать Коран за несколько дней, чтобы не оставлять его незавершённым. А где у них найдётся время, и будет возможность, то пусть там читают таравих. Таким образом, и Коран не останется незавершенным, и личные проблемы тоже не ущемятся.
После упоминания уразы и таравиха, Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) обратил внимание на выполнение обычных фард и нафль поклонений. Награда одного нафля в рамадан подобна награде одного фарда в других месяцах, а награда одного фарда равна награде за семьдесят фардов в другие месяцы. Теперь у нас тоже есть необходимость самим чуточку задуматься про своё поклонение, насколько мы внимательны к выполнению фардов и увеличению нафлей в этом благословенном месяце. А наше внимание к намазу таково, что например, после сухура (утреннего приема пищи) мы засыпаем и не встаём на утренний намаз или пропускаем джама’ат, что часто бывает. Таким образом, наша благодарность Аллаху за сухур проявляется в пренебрежении самым важнейшим фардом, или в лучшем случае оставлении одного из важнейшего условия его выполнения - джама’ата. Законоведы назвали намаз, прочитанный без джама’ата - несовершенным. Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал, что у людей, близко живущих к мечети, нет намаза, кроме как в мечети. В "Мазахир Хак" написано, что если человек без уважительной причины читает намаз без джама’ата, обязанность за фард с него снимается, хотя он не получает награды за намаз. Также и другой намаз - магриб, который становится жертвой из-за ифтара, или первый рака’ат, не говоря уже про первый такбир. Многие люди читают намаз ‘иша раньше времени, в надежде возмещения милостью Аллаха за таравих.
Таково состояние нашего намаза в рамадан, который является наиважнейшим фардом. Из-за одного фарда теряем три. Три - это в общем случае, а то своими глазами видел, как люди пропускают зухр (полуденный) намаз из-за полуденного сна, ‘аср (послеполуденный) намаз из-за покупок для ифтара. Таким же образом вы сами поразмыслите об остальных фардах, насколько они соблюдаются в благословенном рамадане. А когда такое состояние фардов, то что можно сказать про нафль? Ишрак и духа намазы становятся жертвами сна, а как можно читать нафль аввабин (после магриба), когда только что сделали ифтар, тем более что впереди таравих. Также когда во время тахаджуда наступает одновременно время сухура, то как же можно читать нафль намаз?
Но все эти разговоры из-за нежелания и лени. Существует столько таких рабов Аллаха, которые для всего находят время. На протяжении многих лет в месяц рамадан я видел своего учителя Хазрата Маулану Халиль Ахмада (пусть Аллах Та’аля заполнит его могилу нуром!). Несмотря на старость и слабость, он сразу же после маг'риб намаза читал в нафль намазе одну четверть тридцатой части Корана один или с джама’атом. А затем через полчаса после еды и других нужд проводил два часа пятнадцать минут в таравихе, будучи в Индии, а когда бывал в Медине, то читал ‘иша (ночной) и таравих около трех часов. После этого в зависимости от разных времён года два или три часа отдыхал, после чего читал Коран в тахаджуде, затем за полчаса до рассвета делал сухур. После сухура до утреннего намаза иногда читал наизусть Коран, а иногда занимался другим зикром. Если была луна, то после утреннего намаза до ишрака он делал муракаба, затем один час отдыхал. Зимой до двенадцати часов, а летом до часу писал книгу "Базлульмаджхуд" и отвечал на письма. До полуденного намаза отдыхал и до 'аср намаза читал Коран. С ‘асра до магриба делал зикр, в то же время разговаривая с посетителями. После завершения "Базлульмаджхуд" часть утреннего времени проводил в чтении Корана, а часть в изучении других книг. Эти деяния были постоянными. В месяц рамадан не происходило особых изменений, так что вышеприведённое количество нафль намазов было постоянной практикой, соблюдавшейся круглый год. Конечно же, в рамадане рака’аты становились длиннее. А за теми великими праведниками, у которых в благословенном рамадане были особые отдельные деяния, не всякому человеку дано следовать.
Хазрат Акдас Маулана Шейхуль Хинд после таравиха до утреннего намаза бывал занят нефль намазами, и поочередно от разных хафизов слушал Коран, у хазрата Мауланы Шах Абдур-Рахима Райпури все дни и ночи рамадана были только для чтения Корана. Даже переписка прекращалась, и он ни с кем не виделся. Только некоторым избранным ученикам разрешалось присутствовать на время, которое хазрат после таравиха тратил на то, чтобы выпить одну две чашки простого чая.
Эта практика благочестивых людей описывается не для того, чтобы просто пробежать их беглым взглядом, или чтобы кто-нибудь погружался в наслаждения изложенным, а для того, чтобы следовать им по мере сил и выполнять по мере возможностей, чтобы каждая сторона в своём особом отличии была превосходнее другой. Как было бы прекрасно, если бы люди не стеснённые мирскими заботами, после проведённых впустую одиннадцати месяцев, провели бы один этот месяц самоотверженно. Если служащие, которые обязаны сидеть в офисе с 10 утра до 4-х вечера, будут по крайней мере, хотя бы этот благословенный месяц рамадана с утра до 10 часов посвящать чтению Корана, то что в этом трудного? Ведь для мирских дел мы всегда находим время в нерабочий период. Также крестьяне не связаны с какой-либо службой или рабочим временем, которые они не могут изменить, или сидя в поле, не могут из-за этого читать Коран. А для торговцев совсем нет никакой трудности, чтобы в этом благословенном месяце немного уменьшить время для своей лавки или по меньшей мере, сидя в ней и торгуя, читать Коран, поскольку этот благословенный месяц имеет особую связь со Словом Аллаха Та’аля.
Все книги Аллаха Та'аля были ниспосланы в этот месяц. И также Коран в этот месяц был целиком ниспослан из Лаухиль Махфуз на небеса. И оттуда в зависимости от событий он посылался в течение двадцати трех лет. Помимо этого Ибрахиму (‘алейхис салям - мир ему) были даны его свитки первого или третьего числа этого месяца. Дауд (‘алейхис салям) получил Забур двенадцатого или восемнадцатого числа рамадана. Хазрат Муса (‘алейхис салям) получил Таурат шестого числа. Хазрат ‘Иса (‘алейхис салям) получил Инджиль (Евангелие) двенадцатого или тринадцатого числа рамадана. Отсюда следует, что этот месяц имеет особую связь со Словом Аллаха. Поэтому говорится, что в рамадане надо читать Коран много, и так поступают машаихи.
Хазрат Джибриль (‘алейхис салям) каждый год прочитывал полностью Коран Посланнику Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям). В других хадисах сказано, что он слушал Коран у Посланника (салляллаху ‘алейхи уа саллям). Объединив эти два хадиса, учёные вывели желательность повторения Корана, что повсеместно и распространено. Одним словом, насколько возможно проявите особое внимание чтению Корана, и терять зря оставшееся от этого время также недопустимо.
Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) в конце приведенного хадиса особым образом обратил наше внимание на четыре важных дела, и приказал часто их выполнять в этот месяц. Это - калима шахада (Слова свидетельства "Ля иляhа илляллях, Мухаммадар-Расулюллях" - Нет божества кроме Аллаха, Мухаммад посланник Аллаха!), истигфар (просить у Аллаха Всевышнего прощение за грехи и ошибки), просить джаннат и просить защиты от джаханнама. Поэтому считайте счастьем, всё время, которое удаётся получить, тратить на эти дела. Это и есть уважение к благословенным словам Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям). К тому же ничего трудного, одновременно занимаясь мирскими делами, повторять языком салават и калиму тайиба, и завтра воздаяния за сказанное останутся навечно.
После этого Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) рассказал некоторые особенности и правила рамадана. Во-первых, это месяц терпения, то есть если испытываем трудности от уразы, необходимо их с радостью терпеть, а не смертельно кричать от ужаса, что входит в привычку большинства людей в рамадан летом. И таким же образом, если вдруг пропустили сухур и не поели, то с утра начинают жаловаться. Если во время таравиха стало трудно, то надо бодро терпеть, не считая это горем или трагедией, так как иначе это будет большим лишением. Ради ничтожных мирских дел мы оставляем еду и питьё отдых и удобства, а разве по сравнению с довольством Аллаха Та’аля это имеет какое либо значение?
Сказано, что это месяц сострадания, поэтому надо внимательно обходиться с нищими и бедными. Если мы готовим для себя десять блюд на ифтар, то, по крайней мере, два, три из них должны быть неимущим, а на самом деле, для них если не лучше, то хотя бы должно быть такое же, как для себя. В целом, по мере наших возможностей, надо выделять на своём сухуре и ифтаре долю для бедных. Сахабы кирам (радиаллаху ‘анхум) являются образцом деяний для общины, и они показали на деле каждую часть религии настолько ясно, что их примером открыта дорога для каждого хорошего поступка. Что касается жертвования и сострадания, то за ними могут последовать только мужественные люди. Есть сотни и тысячи таких случаев, увидев которые, теряешь дар речи от удивления.
Для примера приведу определённый случай. Абу Джахам (радиаллаху ‘анху) рассказывает:
«Во время битвы при Ярмуке, я пошёл на поиски своего двоюродного брата, взяв с собой бурдюк воды, думая, что если он жив, дам ему напиться и омою ему лицо и руки. Случайно я нашёл его раненным и лежащим на земле. Я спросил его, хочет ли он воды. Он знаком попросил, как вдруг лежащий рядом, другой раненный застонал. Мой брат, прежде чем пить, знаком указал идти к нему. Я подошёл и узнал, что он тоже хочет воду. В это время другой раненный тоже попросил воды, и тот тоже сказал дать напиться товарищу. Пока я подходил к нему, он уже умер, тогда придя обратно ко второму, и найдя его мёртвым, я сразу побежал к своему двоюродному брату, и его тоже нашёл шахидом».
Такие жертвы делали наши предки, которые, даже умирая от жажды, не могли пить воду раньше другого брата.
В книге "Рухулбаян" Суюти (рахматуллахи ‘алейхи - да будет милостив к нему Аллах) и книге "Макасида" Сахави (рахматуллахи ‘алейхи) приводится хадис от ‘Умара (радиаллаху ‘анху), что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:
“В моей общине постоянно находятся пятьсот приближенных к Аллаху рабов и сорок абдалей (величайших праведников). Когда кто-то из них умирает, другой сразу же занимает его место”.
Сахабы спросили его: "А каковы у них самые особые деяния?". Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) ответил, что они прощают угнетателей и относятся с добром к тем, кто причиняет им зло, и делятся с другими уделом, который даёт им Аллах Та’аля, и обращаются с другими сострадательно. В другом хадисе говорится, что тот, кто накормит голодного, даст одежду нуждающемуся или предоставит место для ночлега путнику, тому Аллах Та’аля даст защиту от ужаса в день Суда. Яхъя Бармаки (рахматуллахи ‘алейхи) каждый месяц тратил тысячу дирхамов на хазрата Суфьяна Саури (рахматуллахи алейхи), а Суфьян Саури в сажда просил для него ду’а: ''О Аллах! Яхъя обеспечил меня в этом мире, обеспечь ого Своей милостью в ахирате!". Когда Яхъя умер, люди спросили его во сне - что с ним произошло. Он ответил, что благодаря ду’а Суфьяна его простили.
После этого Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) рассказал про ценности того, чтобы накормить держащего уразу. В другом хадисе говорится, что человек, который из честного заработка в рамадане накормит бедняка на ифтар, то ангелы просят для него милость по ночам в течение всего рамадана, а в Ночь Кадр Джибриль (‘алейхис салям) пожимает ему руку. Сердце того человека, которому пожимает руки Джибриль (‘алейхис салям), становится мягким, и из глаз текут слезы. Хаммад бин Салама, известный хадисовед, угощал на ифтар ежедневно пятьдесят человек. После упоминания ценностей ифтара Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал, что начало рамадана это милость, то есть ниспосылаются блага Аллаха. И эта милость для всех мусульман. А для благодарных за неё, милость увеличивается, с середины месяца начинается прощение. Так как часть уразы прошла и её вознаграждение и икрам начинается с прощения. И последняя часть является освобождением от огня ада.
Во множестве хадисов приведены благовестия об освобождении от огня в конце рамадана. Рамадан делится на три части, как стало известно из вышеуказанного хадиса. По мнению автора, разница между всеми тремя частями, милостью, прощением и освобождением от огня зависит от разных людей разделённых на три группы. Первая группа это люди, у которых нет груза грехов, для них с самого начала начинается дождь милостей и благ. Вторая группа это те, у которых имеется небольшой груз грехов, для них после нескольких дней уразы, как вознаграждение, начинается искупление и прощение грехов. Третья группа людей те, у которых грехов много. Они после прошествия большей части уразы освобождаются от огня. А те, для кого с первого дня начинается милость, и их грехи прощены, получат несметное, великое число наград и благословений. Затем Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям), побуждал к ещё одному вопросу, об облегчении хозяином работы своему рабу. Ведь у них тоже ураза и из-за множества работы им трудно её держать. Конечно же, если работы много, то не имеет значения, если взять на время ещё одного двух рабочих, но, конечно же, если работник держит уразу, иначе для них всё равно, что есть рамадан, что нет. А что уж говорить про того жестокого и недостойного хозяина, кто сам уразу не держит, и с бесстыдным лицом заставляет работать держащих уразу рабочих, и в случае, если из-за намаза и уразы работа идёт медленно, ещё вдобавок ругается и порицает их:
“И скоро узнают несправедливые, в какое бедственное место (джаханнам) они попадут”.
Затем Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям), приказал в рамадан чаще делать четыре вещи. Первая это калима шахадат. В хадисах она названа как лучший зикр. В "Мишкате" приводится хадис от Абу Са’ида Худри (радиаллаху ‘анху), что Муса (‘алейхис салям), попросил Аллаха Та’аля научить его какому-нибудь виду зикра для его восхваления. Ему было сказано читать "Ля иляха илляллах" (Нет божества кроме Аллаха!). Хазрат Муса (‘алейхис салям) сказал: “Этот зикр читают все Твои рабы, я же хочу что-нибудь особенное для себя”. Тогда было сказано: “О Муса! Если семь небес и всё, что в них есть, и семь земель положить на одну чашу весов, а калима тайиба на другую, то последняя перевесит”.
В одном хадисе сказано, что тот, кто искренне скажет эту калима, все двери небес откроются для неё, и до Трона Аллаха она не встречает никаких препятствий, при условии, что говорящий оберегается от больших грехов. Таким образом, подтверждается качество Аллаха, что всеобще необходимые вещи Аллах Та’аля даёт неограниченно. Если размышлять над миром, становится ясно, что вещь насколько необходима, настолько общедоступна. Например: вода всеобще необходима, и Аллах Та’аля сделал её общедоступной для всех, а такую бесполезную вещь как химию, сделал редкой. Также калима тайиба является лучшей из всех зикров. Из множество хадисов известно её превосходство над другими зикрами, и Аллах сделал её лёгкой для всех, чтобы никто не лишился её, а если кто лишится, то это его несчастие. Словом, во множестве хадисов встречаются ценности калимы тайиба, которые я не привёл здесь ради краткости.
Вторая вещь, которую в вышеупомянутом хадисе велено делать чаще, - это истигфар (просить прощение у Алаха Тагаля за грехи и ошибки). Ценности истигфара тоже приведены во многих хадисах. В одном хадисе сказано, что человеку, часто делающему истигфар Аллах Та’аля даёт выход из любых трудностей, и избавляет от всех горестей, и даёт ему пропитание, откуда тот и не ожидает. В другом хадисе говорится, что человек в той или иной степени всё равно бывает грешным, но лучший грешник тот, кто кается. Также встречается хадис, что когда человек совершает грех, на его сердце появляется чёрная точка, если он раскаивается, она исчезает, если нет - остаётся. После этого Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) велел просить следующие две вещи, без которых нельзя обойтись, это - просьба о получении джанната и о защите от джаханнама. Пусть Аллах Та’аля облагодетельствует нас с вами всем этим!
Автор: Шейхуль хадис маулана Мухаммад Закария Кандехлеви аль-Ханафи
Книга: Ценности Рамадана