Что делает пост недействительным (муфсидат ас-сийам) и что не делает его таковым по Ханафи

Jul 15, 2013 02:27





Если человек, который соблюдает пост, по забывчивости поест, попьёт или совершит половое сношение, это не считается нарушением поста независимо от вида и времени его соблюдения. Указанием является приводимый в обоих сборниках «Сахих» хадис Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который передал, что Пророк с.а.с. сказал: «Если (кто-нибудь) по забывчивости поест или попьёт (во время поста), пусть продолжает поститься и дальше, ибо, поистине, это Аллах накормил и напоил его».

Однако если это установление касается еды и питья, то действие его распро-страняется и на совершение полового сношения, так как во время соблюдения поста от всего этого воздерживаться обязательно в равной степени, и в этом отношении нет никакой разницы между предписанным и добровольным постом, поскольку в приведенном выше хадисе об этом ничего не сказано.

Если человек, который проявил забывчивость во время поста, может продолжать поститься, то тому, кто увидит, что он ест, следует напомнить ему о необходимости соблюдения поста. Воздерживаться от такого напоминания крайне порицается, как и в том случае, когда кто-либо не хочет будить спящего для молитвы, если есть основания опасаться, что спящий пропустит её. Если же постящийся не в состоянии продолжать поститься, то из жалости к нему лучше ни о чём ему не напоминать. В том случае, когда кто-нибудь напомнит проявившему забывчивость о необходимости продолжения соблюдения поста, но это не возымеет действия и человек снова поест, его пост станет недействительным. В этом случае ему необходимо будет возместить его, поскольку, когда дело касается соблюдения религиозных обязанностей, сообщение одного человека принимается. Это значит, что проявившему забывчивость следует обратить внимание на своё положение, поскольку ему об этом напоминают.

Человеку, который по забывчивости вступил в половую связь, следует прервать половой акт, как только он вспомнит о необходимости соблюдения поста. Так же следует поступить и в случае появления зари во время совершения полового акта. Семяизвержение после прерывания полового акта не сделает пост недействительным, но если половой акт прерван не будет, то человеку необходимо возместить этот день поста, тогда как искупительные действия (каффарат) он совершать не обязан.

Поллюция (ихтилям) не делает пост недействительным. Так, если во время сна у постящегося случится поллюция, его пост нарушен не будет. Указанием на это служат слова Пророка с.а.с.: «Три (вещи) не нарушают пост постящегося: кровопускание посредством банок, рвота и поллюция» (ат-Тирмизи).

Поллюция отличается от совокупления как по форме, так и по существу, пос-кольку по форме совокупление представляет собой соединение половых органов, сутью же его является излияние семени в результате соития мужчины с женщиной. Вот почему, если семяизвержение постящегося произойдёт по той причине, что он увидит обнажённую женщину или вспомнит о её прелестях, его пост нарушен не будет. Пост не будет нарушен и в том случае, если он будет продолжать смотреть на женщину или думать о ней и испустит семя, однако поступать так запрещается. Если постящийся прикоснётся к женщине через её одежду и испустит семя, ощутив её тело, это сделает его пост недействительным, в противном же случае пост недействительным не станет. Семяизвержение не нарушит пост мужчины, к которому прикоснётся его жена, если только он сам не вызвал её на это.

Не станет недействительным пост того, кто поцелует свою жену или прижмётся к ней обнажённым, и это не приведёт к семяизвержению. Если же это случится, пост мужчины станет недействительным и он должен будет только возместить его, поскольку его действия соответствуют совокуплению только по сути. Искупительные же действия в подобных случаях он совершать не обязан, так как искупление является наиболее суровым наказанием для нарушившего пост. Это значит, что такое наказание применяется только тогда, когда человек совершает проступок и по форме, и по существу, но в данном случае совокупление имело место только по существу.

Всё, что проникает в тело постящегося через поры, не делает его пост не-действительным. Так, например, если он станет купаться и ощутит прохладу воды не только кожей, но и внутренними органами, это не приведёт к нарушению поста, равно как и в тех случаях, когда человек использует сурьму или средства, смягчающие кожу. В подобных случаях пост не будет нарушен, даже если постящийся ощутит в горле вкус использованного им средства или заметит, что оно окрасило в свой цвет его слюну.

Не нарушает пост всё то, от чего в результате случайного проникновения в тело человека невозможно уберечься. Так, например, если в горло постящегося попадёт пыль или муха, пост его нарушен не будет. Не будет нарушен пост аптекаря, если он ощутит вкус или запах лекарств, или пост того, кому в ухо случайно попадёт вода. Если же человек намеренно введёт себе в ухо масло, лекарство или какую-нибудь жидкость, пост его станет недействительным, поскольку это станет результатом его действий. Если постящийся почешет ухо изнутри палочкой и извлечёт её со следами грязи, а потом неоднократно повторит свои действия, его пост не станет недействительным. Если же он станет вводить в горло дым любым способом или будет окуривать себя благовониями и ощутит их запах, помня о том, что он постится, его пост будет нарушен, поскольку этого можно было избежать. Не следует считать, что это равнозначно такому случаю, когда человек ощущает запах роз или мускуса, поскольку очевидна разница между вдыханием пропитанного каким-нибудь ароматом воздуха и намеренным втягиванием в себя дыма, несомненно, приводит к нарушению поста.

Использование лекарства, которое надо поместить в нос и втянуть внутрь, сделает пост недействительным. Влага, которая остаётся во рту после его по-лоскания, не сделает пост недействительным, даже если человек проглотит её вместе со слюной. Однако, прежде чем глотать слюну после полоскания рта, необходимо один раз сплюнуть, чтобы удалить изо рта остатки воды, смешавшейся со слюной. Сплёвывать многократно не требуется, так как после одного раза во рту останется то, от чего избавиться невозможно.

Если в рот постящегося попадёт небольшое количество пота или слёз, например, одна или две капли, которые смешаются со слюной, и человек не ощутит их вкуса, это не сделает его пост недействительным. Если же капель будет так много, что солёный привкус будет ощущаться везде, и человек проглотит слюну, его пост станет недействительным.

Если зевающий человек поднимет голову и в рот ему попадёт капля дождя или снежинка, его пост станет недействительным, поскольку он мог уберечься от этого, прикрыв рот рукой.

Кровотечение из дёсен постящегося не сделает его пост недействительным при том условии, что кровь не попадёт внутрь. Если же кровь попадёт внутрь и её окажется больше, чем слюны, или столько же, что можно определить по цвету, то, по мнению большинства улемов, это приведёт к нарушению поста. Однако некоторые из них считают, что это не делает пост недействительным, так как обычно уберечься от этого невозможно, и поэтому такую кровь можно приравнять к частицам пищи, застревающим в зубах, и к влаге, которая остаётся во рту после полоскания. Это мнение имеет под собой серьёзное основание, особенно если принять во внимание другое условие, которое состоит в том, что постящийся не должен ощущать кровотечения, так как если он почувствует, что у него идёт кровь, то сможет уберечься от попадания её внутрь, сплёвывая кровь вместе со слюной.

Шейх Ибн 'Абидин сказал: «Это позволяет нам понять, действие какого ус-тановления распространяется на такого человека, у которого во время рамадана был удалён зуб, в результате чего кровь попала внутрь днём, даже если это случилось во сне. Такому человеку следует возместить этот день поста, если нет оснований считать, что он не мог избежать этого, ибо в подобном случае попадание крови внутрь приравнивается к самопроизвольной рвоте».

Однако я считаю, что случай с удалением зуба отличается от того случая, когда у кого-нибудь кровоточат дёсны. Дело в том, что человек, которого боль не вынуждает удалить зуб, может отложить это до наступления ночи, что исключит возможность попадания крови внутрь днём, тогда как от кровотечения из дёсен уберечься невозможно. Это значит, что если человек вынужден удалить зуб, когда ему трудно терпеть боль, или если во время сна зуб выпадет сам, то можно сказать, что в подобных случаях кровь, которая попадает внутрь вместе со слюной помимо его воли, подобна самопроизвольной рвоте в том смысле, что она не делает пост недействительным. Иначе говоря, речь идёт о таких вещах, от которых невозможно уберечься.

Пост человека не будет нарушен, если он втянет в нос носовую слизь, или сглотнёт слюну, которая иногда появляется на губах во время разговора, или сглотнёт мокроту, попадающую из горла в рот из-за кашля, поскольку все эти выделения не отделялись от его тела. Если же что-либо из вышеупомянутых вещей отделится от тела и будет возвращено обратно, это приведёт к нарушению поста. Следует отметить, что, по мнению аш-Шафи'и, глотание слизи или мокроты приводит к нарушению поста, если постящийся в состоянии сплюнуть. В подобных случаях следует предпринимать меры предосторожности, поскольку рекомендуется учитывать разные, в том числе и противоположные, мнения.

Пост не будет нарушен, если человек проглотит застрявшие между зубов час-тицы пищи, при том условии, что по своему размеру они будут меньше горошины. Дело в том, что избежать этого невозможно, и поэтому вышеупомянутые частицы приравниваются к слюне. Если же человек проглотит кусочек пищи размером с горошину, пост его будет нарушен, так как этого можно было избежать.

Непреднамеренная рвота, которую человек не в силах сдержать, не нарушает пост ни при каких обстоятельствах независимо от того, обильной она является или нет. Указанием на это служат цитированные выше слова Пророка с.а.с., который сказал: «Три (вещи) не нарушают пост постящегося: кровопускание посредством банок, рвота и поллюция». Сообщается также, что Пророк с.а.с. сказал: «Не обязан возмещать пост тот постящийся, которого одолеет рвота, но пусть возместит (этот день поста) тот, кто сам вызовет у себя рвоту» (Абу Дауд; ат-Тирмизи; Ибн Маджа; ан-Наса'и).

Если рвота возобновится самопроизвольно, вследствие чего постящийся из-вергнет содержимое желудка полностью или частично, это не приведёт к нарушению поста независимо от величины объёма рвотных масс, так как рвота не явится результатом преднамеренных действий постящегося. Если же человек сам вызовет рвоту и извергнет из себя всё съеденное, вследствие чего рот наполнится рвотными массами, или частично извергнет из себя съеденное размером с горошину, тогда пост будет нарушен, поскольку это явится результатом преднамеренных действий.

Заполнение рта рвотными массами отнесено к числу необходимых условий для того, чтобы эти рвотные массы можно было приравнять к тому, что отделяется от тела, поскольку в данном случае невозможно точно сказать, о каком объёме идёт речь. Однако всё, что можно к этому приравнять, делает пост недействительным, если человек сам вызывает рвоту и извергает из себя съеденное полностью или частично. Если же рвотные массы заполняют рот частично, это приравнивается к тому, что от тела не отделяется, и не делает пост недействительным независимо от того, возвращается ли извергнутое обратно по воле постящегося или помимо неё*

Как указывает приведенный выше хадис и как мы уже отмечали ранее, если постящийся сам вызывает у себя рвоту, вследствие чего рвотные массы заполняют рот человека полностью, это делает его пост недействительным независимо от того, вернётся ли часть этого внутрь самопроизвольно или по воле человека. Если, находясь где-либо, постящийся станет намеренно и неоднократно вызывать рвоту в малых количествах, общий объём которых будет равен объёму полости рта, пост человека станет недействительным. Здесь имеются в виду такие случаи, когда человек извергает из себя пищу, воду, желчь или кровь, тогда как извергаемая мокрота не делает пост недействительным.

Не приводит к нарушению поста то, что вводится внутрь тела, но не остаётся там. Если же сам постящийся вводит внутрь тела что-либо, и это остаётся там, или если это приносит пользу телу, тогда пост становится недействительным.

Считается, что предмет или пища не остаётся в теле человека в двух случаях:

а) если часть введённого внутрь предмета остаётся снаружи;

б) если то, что вводится внутрь, сразу же выходит наружу, не задерживаясь и не перевариваясь там.

Здесь, в свою очередь, также возможны различные случаи, о которых речь идёт ниже.

Пост человека не нарушится, если в его задний проход введут сухой термометр, так как при этом часть его останется снаружи. То же самое относится и к такому случаю, когда сухой палец вводится в задний проход или в вагину. Если же палец будет влажным, то из-за наличия остатков влаги пост станет не действительным.

Если человек, который омоет задний проход в случае выпадения прямой кишки, встанет, прежде чем её внешняя поверхность высохнет, его пост станет недействительным, поскольку внутрь его тела попадёт влага. Если же он встанет после того, как внешняя поверхность высохнет, пост не будет нарушен, так как влага не попадёт внутрь.

Если кусок ваты, используемой женщинами, будет полностью введён во вла-галище, пост женщины станет недействительным, если же часть этого куска останется снаружи, её пост не будет нарушен.

Если врач введёт какой-нибудь сухой медицинский инструмент внутрь тела постящегося, а потом извлечёт его оттуда, это не приведёт к нарушению поста.

Всё это касается таких случаев, когда пища или предметы, вводимые внутрь тела, не остаются там. В противном случае необходимо принимать во внимание следующее: если что-либо попадает внутрь тела постящегося помимо его воли или не приносит никакой пользы его телу, пост человека не нарушается, если же он сам вводит что-либо внутрь или если это приносит пользу телу, пост становится недействительным.

Если постящийся человек будет ранен копьём или стрелой и наконечник копья (стрелы) останется в теле, это не приведёт к нарушению поста.

Выводя суждение по аналогии, можно сказать, что если в постящегося выстрелят из огнестрельного оружия и пуля застрянет в теле, его пост нарушен не будет, поскольку это было сделано не по его воле, а пуля не принесёт телу никакой пользы.

Если человеку, соблюдающему пост, нанесут глубокое проникающее ранение тела или поранят голову камнем, который пробьёт череп и достигнет мозга, это не нарушит его пост, поскольку данное действие было совершено не по воле постящегося и не принесло никакой пользы его телу. Если же для лечения такой раны он использует какое-нибудь лекарство, которое проникнет внутрь, это сделает пост недействительным, так как человек сделал это по собственной воле, а лекарство принесёт ему пользу.

Когда постящийся вводит что-нибудь внутрь своего тела и это остаётся там, пост его нарушается, даже если этот предмет не принесет никакой пользы, как и в том случае, если человек, который соблюдает пост, выстрелит сам в себя и пуля застрянет в его теле.

Введение внутрь тела медицинских свечей через задний проход или влагалище приводит к нарушению поста независимо от того, вводит ли их себе сам больной или это делает кто-нибудь другой, поскольку свечи приносят пользу телу.

Если в отверстие мочеиспускательного канала мужчины закапать лекарство или воду, это не нарушит пост, поскольку этот канал открывается только во время мочеиспускания. Если же лекарство аналогичным образом вводится женщине, её пост становится недействительным.

Я считаю, что лекарства, вводимые в мышцы или кровеносные сосуды с помо-щью шприца, нарушают пост, поскольку, как было установлено медицинскими ис-следованиями, лекарства остаются в теле и через короткое время с током крови разносятся по всем его частям, а также приносят пользу. На это можно возразить, сказав, что факихи считали необходимым условием нарушения поста использование лекарств для лечения глубокой раны на теле или на голове и проникновение ле-карства внутрь тела через такую рану. Я же скажу, что они выдвигали это условие, чтобы не оставалось никаких сомнений в том, что лекарство проникло внутрь тела и осталось там, ведь в прошлом современные методы введения лекарств внутрь были неведомы людям. С учётом всего вышеизложенного наиболее верным представля-ется мнение шейха Ибн 'Абидина, считавшего, что если сухое лекарство приложить к глубокой ране, это приведёт к нарушению поста, если же будет установлено, что жидкое лекарство не проникло внутрь глубокой раны, пост нарушен не будет.

Поскольку действительность или недействительность поста зависит от того, проникнет ли лекарство внутрь тела, а современные методы лечения позволяют вводить лекарства внутрь, в случае применения подобных методов следует считать, что пост становится недействительным. И в самом деле, неразумно утверждать, что введение влажного пальца в задний проход нарушает пост, а введение больших количеств питательных веществ или переливание крови, которая распространяется по всему телу, к нарушению поста не приводит.

Кроме того, самопроизвольное проникновение лекарства внутрь тела через кожные покровы следует отличать от таких случаев, когда лекарства вводятся внутрь с помощью шприца. Так, если лекарство наносится на поверхностную рану, после чего самопроизвольно проникает через рану в тело и с током крови распространяется по всем его частям, это значит, что лекарство проникло внутрь. Однако это происходит самопроизвольно, как и в тех случаях, когда человек использует какое-нибудь увлажняющее средство, которое проникает в тело через поры помимо его воли, что, как мы уже отмечали, не приводит к нарушению поста. Ранее отмечалось также, что факихи указывали, что попадание воды в ухо во время купания или плавания не приводит к нарушению поста, тогда как в случае закапывания в ухо лекарства пост становится недействительным. Таким образом, то, что проникает в тело через поры или поверхностные раны, по моему мнению, не нарушает пост, но если проникновение имеет место в результате преднамеренных действий человека, его пост становится недействительным.

Исходя из этого, введение постящемуся лекарств или питательных веществ с помощью шприца следует откладывать до наступления разговения (ифтар), если же человек вынужден прибегать к этому в дневное время, то по шариату он считается больным, а больному разрешается не соблюдать предписанный пост, который он должен возместить в другой день.

Таковы краткие выводы, к которым приводит изучение данного вопроса. Среди улемов существуют различные мнения на этот счёт. Некоторые считают, что в подобных случаях пост не становится недействительным, и каждый человек волен соглашаться или не соглашаться с ними. Хотелось бы напомнить, что в делах поклонения следует проявлять особую осторожность, а Аллах знает об этом лучше.

Укус змеи не нарушает пост, так как это случается не по воле человека и не приносит пользы телу.

Пост становится недействительным, если внутрь тела по ошибке вводится нечто такое, что приводит к нарушению поста. В подобных обстоятельствах человек должен только возместить этот день, совершать же искупительные действия он не обязан, как и в том случае, когда вода попадает внутрь тела того, кто, помня о посте, промывает нос или полоскает рот. Имам аш-Шафи'и, да помилует его Аллах, считал, что в случае совершения подобной ошибки пост не становится недействительным, по аналогии приравнивая такого человека к тому, кто по забывчивости съест или выпьет что-нибудь во время поста. Кроме того, он использовал в качестве доказательства слова Пророка с.а.с., который сказал: «(Члены) моей общины избавлены (от ответственности) за то, что (они совершат) по ошибке, по забывчивости или по принуждению» (ат-Табарани).

Ханафиты считают, что в данном случае подобная аналогия неприемлема, и указывают на то, что в цитированном выше хадисе подразумевается лишь то, что за это с человека не спросится в мире вечном.

Ошибки, связанные с совершением действий, которые приводят к нарушению поста, могут совершаться и по причине неверного определения времени. Если человек будет совершать половое сношение или принимать пищу, считая, что заря ещё не наступила, а когда выяснится, что он ошибся, сразу же прервёт половой акт или прекратит есть, его пост станет недействительным. В подобном случае ему следует возместить этот день поста без совершения искупительных действий, так как он не намеревался нарушать пост.

Если человек, у которого имелись сомнения относительно захода солнца, поест, а потом выяснится, что он разговелся преждевременно, ему следует не только возместить этот день поста, но и совершить искупительные действия, поскольку уверенность (в том, что светлое время суток не истекло) не устраняется сомнением. Если же человек решит, что солнце, скорее всего, уже зашло, и поест, после чего выяснится, что он ошибся, ему надо будет только возместить пост ввиду того, что такое мнение сродни уверенности. Если в любом из вышеупомянутых случаев суть ошибки не выяснится и человек продолжит поститься, его пост будет действительным и возмещать его не надо.

Шейх 'Абд аль-Хамид Махмуд Тахмаз аль Ханафи

Ханафиты, ИБН АБИДИН, пост, ханафитский фикх, Ханафитский мазхаб, Шейх 'Абд аль-Хамид Махмуд Тахмаз

Previous post Next post
Up