Книга 'Абд аль-Хамид Махмуд Тахмаза:'СЕМЕЙНО БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (АХВАЛ ШАХСИЙА)'.(Глава 5,часть 10)

Jan 14, 2013 03:05


Хорошее обращение с женой

Жена имеет право на то, чтобы муж хорошо обращался с ней, поскольку Аллах Всевышний сказал: «И обращайтесь с ними по- хорошему...»354.

Кроме того, известно, что Пророк много раз наказывал муж-чинам хорошо обращаться с женщинами. Так, например, Посланник Аллаха сказал: «Обходитесь с женщинами хорошо, ведь жен-щина сотворена из ребра. Наибольшей кривизной отличается верхняя его часть355, и если ты попытаешься выпрямить ребро, то сломаешь его, а если оставишь его в покое, оно так и останется кривым356. (Помните же об этом) и всегда обходитесь с женщинами хорошо»357.
Здесь Пророк разъясняет, что определенные недостатки присущи женщинам от рождения, и указывает, что в отношениях с ними мужчинам следует проявлять терпение.
Следует отметить, что всевозможные недостатки присущи не только женщинам, но и многим мужчинам. Совершенством отличались только Пророки и Посланники, которых Аллах избирал для выполнения особых миссий и приводил их к совершенству, чтобы они служили хорошим примером для других людей. Сообщается, что Пророк сказал: «Многие мужи достигли совершенства, а из женщин совершенными были только Марйам, дочь 'Имрана, и Асийа, жена фараона. Что же касается Аиши, то ее превосходство над (прочими) женщинами подобно превосходству сарида358 над прочими (видами) яств»359. Здесь имеется в виду совершенство пророчества. Некоторые улемы считали пророчицами Марйам и Асийу, но в большинстве своем они придерживались того мнения, что пророками были только мужчины.

Ниже приводятся некоторые указания на то, что свидетельствует о хорошем отношении мужа к жене.

1. Снисходительное отношение к ошибкам и промахам жены и терпеливое перенесение всего, что с этим связано.

Аллах Всевышний сказал: «И обращайтесь с ними по-хорошему, а если они станут вам неприятны, то ведь может случиться и так, что в (чем-либо) неприятном для вас Аллах поместит много благого»360. Прежде чем обращать внимание на ошибки жены, мужу следует вспомнить о ее достоинствах, о чем Пророк сказал так: «Верующий не должен ненавидеть верующую, ибо если не понравится ему какая- либо из черт ее характера, то он останется доволен другой»361.

2. Щедрое расходование средств на нужды жены и преподнесение ей подарков.

Это одобряется шариатом, поскольку заставляет жену больше любить мужа и укрепляет узы брака. Сообщается, что Пророк  сказал: «Делайте друг другу подарки, ибо, поистине, подарок удаляет из сердца ненависть и злобу»362.
Подарки оказывают подобное воздействие на всех людей, но особенно велика их роль в отношениях между супругами.

3. Обыкновение говорить жене ласковые слова, шутить и вести с ней ночные беседы.

Пророк всегда был ласков со своими женами, а о том, как он относился к ним, нам известно из нескольких хадисов, передаваемых со слов 'Аиши, да будет доволен ею Аллах. Так, в одном из них сообщается, что Пророк позволил Аише, да будет доволен ею Аллах, которая стояла за ним, прячась от чужих глаз, положить голову на свое плечо и смотреть на эфиопов, игравших копьями363 рядом с мечетью364. Сообщается также, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:«Однажды, принеся Пророку приготовленную мной похлебку, я сказала Сауде:365 "Поешь", но она отказалась. Тогда я сказала: "Ты обязательно поешь, иначе я вымажу тебе лицо (этой похлебкой)!" Однако она опять отказалась, и тогда я опустила в похлебку руку и провела ею по лицу Сауды. (Увидев это,) Пророк улыбнулся, коснулся Сауды рукой и сказал ей: "Ты тоже измажь ее", что она и сделала"»366.

4. Муж, который хорошо относится к своей жене, не наказывает ее за ошибку, а дает ей добрый совет.

Сообщается, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «За исключением тех случаев, когда Посланник Аллаха принимал участие в войнах на пути Аллаха, он никогда не бил своей рукой ни женщину, ни слугу»367. Сообщается, что Пророк сказал: «Лучшим из вас является тот, кто лучше всех относится к своим женам, а луч-ше всех из вас к своим женам отношусь я»368. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха сказал: «Наиболее совершенной верой обладает тот верующий, который отличается наилучшим нравом, а лучшим из вас является тот, кто лучше всех относится к свой жене»369.

5. Муж, который хорошо относится к своей жене, приветствует ее, когда возвращается домой, поскольку приветствие является одной из причин возникновения любви и симпатии.

Пророк советовал поступать так Анасу б. Малику, да будет доволен им Аллах, который сказал:«(Однажды) Посланник Аллаха сказал мне: "О сынок, войдя в (свой дом), поприветствуй (членов) своей семьи, и это станет благословением как для тебя, так и для (членов) твоей семьи"»370.

6. Оказание жене помощи в работе по дому.

В этом мужчины должны следовать доброму примеру Посланника Аллаха. Сообщается, что (однажды) 'Аишу, да будет доволен ею Аллах, спросили: «Чем занимался у себя дома Пророк» Она ответила: «Он часто помогал (какой-нибудь из) своих жен в работе по дому, а когда слышал призыв к молитве, выходил на молитву»371.

7. Муж, который хорошо относится к своей жене, разрешает ей навещать своих родителей и родственников.

Так следует поступать, помня о том, что Ислам велит поддерживать родственные связи и запрещает порывать их. Сообщается, что Пророк сказал: «Пусть тот, кто желает, чтобы удел его был увеличен, а срок жизни продлен, поддерживает связи со своими родственниками372»373.

8. Муж, который хорошо относится к своей жене, не ревнует ее до такой степени, чтобы плохо думать о ней, поскольку это может привести к тому, что вместо любви он начнет испытывать ненависть к жене.

Аллах Всевышний запретил мусульманину плохо думать о своем брате, если для этого нет никаких оснований. Указанием на это служит айат, в котором сказано:

«О те, кт уверовал! Избегайте многих подозрений, (ведь), поистине, некоторые подозрения греховны...»374.

Ибн Касир пишет: «Всевышний запрещает Своим верующим рабам часто подозревать других в чем-либо. Здесь имеются в виду не-доверие и беспочвенные обвинения, выдвигаемые против жен и иных людей, поскольку в некоторых обвинениях такого рода нет ничего, кроме греха»375.

Однако если плохо думать о людях запрещается всем мусульманам, то прежде всего от этого следует воздерживаться супругам. Вот почему Посланник Аллаха запрещал своим сподвижникам неожиданно возвращаться домой ночью после поездок, чтобы узнавать об ошибках, допущенных их женами. В одном из хадисов сообщается, что Посланник Аллаха запрещал своим сподвижникам возвращаться к своим женам ночью для того, чтобы проверить, не изменяют ли они им, и узнать об их упущениях. В другой версии этого хадиса сообщается, что однажды Пророк сказал: «Не входите (неожиданно) к женам, которых вы оставили дома, ибо, поистине, шайтан (проникает) в каждого из вас и (распространяется в нем повсюду) подобно крови». Люди стали спрашивать: «(Это касается) и тебя?» (На это Пророк ответил: «И меня, но Аллах помог мне (одолеть) его, и он принял Ислам»376.

Все это не означает, что муж не должен ревновать свою жену. Ревность мужа похвальна, поскольку она является естественным чувством и одобряется шариатом. Мужчина должен ревностно оберегать свою честь, иначе он превратится в сводника. К сожалению, ныне характерные черты сводников присущи многим европеизированным мусульманам. Такой человек видит, как его разряженная жена, сестра или дочь общается, шутит или даже танцует с посторонним мужчиной, но не испытывает гнева, а радуется этому потому, что считает подобные вещи признаком прогресса и эмансипации. Что же касается ревности, то, на его взгляд, она свидетельствует об отсталости. Однако Посланник Аллаха сказал: «Поистине, Аллах Всевышний ревнив и верующий ревнив, а проявляется ревность Аллаха в том случае, когда верующий совершает то, что Аллах запретил ему (делать)»377.
Сообщается, что (однажды) Са'д б. 'Убада, да будет доволен им Аллах, спросил: «Если я застану со своей женой постороннего мужчину, следует ли мне сдерживаться, пока я не приведу четырех свидетелей?» Пророк сказал: «Да». Тогда (Са'д) воскликнул: «Вовсе нет! Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, (в подобном случае я не стал бы дожидаться) этого, а сразу ударил бы его мечом!» (Услы-шав это,) Пророк обратился (к своим сподвижникам): «Слышите ли вы, что говорит ваш господин?378 Поистине, он ревнив, но я более ревнив, чем он, а Аллах Всевышний еще более ревнив, чем я!»379.

9. Муж, который хорошо относится к своей жене, не оставляет ее на ложе в одиночестве и не порывает связей из-за занятости религиозными или мирскими делами, поскольку ему следует удовлетворять сексуальные потребности жены.

Так, например, Посланник Аллаха считал, что жена имеет право на это.Сообщается, что Абдуллах б. Амр б. аль-Ас, да будет доволен Аллах ими обоими,) сказал:

«(В свое время) отец женил меня на одной знатной женщине, после чего стал часто приходить к своей невестке и спрашивать ее о муже380, на что она отвечала ему: "Он - прекрасный человек, но он не спал со мной и даже не посмотрел на меня!" И поскольку (мой отец) слышал это уже долгое время, он все рассказал Пророку который велел: "Скажи (ему), чтобы он встретился со мной". Через некоторое время я встретился с ним, и он спросил меня: "Мне сообщили, что ты постишься днем и молишься по ночам". Я сказал: "Да, о Посланник Аллаха". Он сказал: "Не делай же (так, но) постись и не соблюдай пост, молись по ночам и спи, ибо, поистине, у твоего тела есть на тебя право, и у глаз твоих есть на тебя право, и у жены твоей есть на тебя право, и у гостя твоего есть на тебя право"»381.

Сообщается, что, когда Сальман пришел навестить Абу-д-Дарду, да будет доволен Аллах ими обоими, и увидел Умм ад-Дарду382 в поношенной одежде, он спросил ее: «Что с тобой?» Она сказала: «Твой брат Абу-д-Дарда не нуждается в (благах) мира этого». Тогда Сальман сказал Абу-д-Дарде: «Поистине, у Господа твоего есть на тебя право, и у души твоей есть на тебя право, и у жены твоей есть на тебя право, так отдавай же каждому обладающему правом то, что по праву принадлежит ему!» А потом (Абу-д-Дарда) пришел к Пророку и рассказал ему об этом, на что Пророк сказал: «Сальман сказал правду»383.

Можно ли говорить о том, что мужчина обязан вступить в близость с женой по истечении определенного времени после последнего полового сношения? У факихов не было единого мнения на этот счет. Так, имамы Ахмад и Малик считали, что при отсутствии уважительных причин муж обязан делать это по меньшей мере один раз в четыре месяца. В качестве доказательства они ссылались на тот айат, в котором сказано:

«Тем (мужчинам), которые клянутся не приближаться к своим женам, следует выждать четыре месяца, и если они отступятся (от этого), то, поистине, Аллах - Прощающий, Милосердный, а если они решатся на развод, то, поистине, Аллах - Слышащий, Знающий»384.

Здесь речь идет о том, что, если муж поклянется не приближаться к жене, она имеет право ждать четыре месяца. Если в течение этого периода общение между супругами будет продолжаться, можно надеяться, что все завершится благополучно, а в случае нарушения мужем клятвы и совершения полового сношения с женой до истечения названного им срока он должен будет совершить искупительные действия. Если же муж не будет ни общаться с женой в течение четырех месяцев, ни вступать с ней в близость, то, по мнению Абу-Ханифы, следует считать, что с этого момента они разведены. Что же касается аш-Шафи'и, то, по его мнению, в подобном случае дело следует представить на рассмотрение судьи, который должен либо приказать мужу возобновить отношения с женой, либо развести супругов385.

Некоторые другие факихи считали, что в подобных случаях нельзя говорить ни о каких определенных сроках. По их мнению, в цитированном выше айате речь идет только о тех мужчинах, которые клянутся отказаться от близости с женами для того, чтобы причинить им вред. Надо сказать, что это мнение в большей мере, чем первое, соответствует реалиям жизни. Таким образом, если мужчина отказывается от близости с женой не для того, чтобы причинить ей вред, нам не следует ни к чему принуждать его, поскольку речь идет о наиболее интимной стороне отношений между супругами. Кроме того, в подобных случаях все зависит от чувств, настроения и состояния здоровья, тогда как принуждением ничего не добьешься.

Право на обучение и воспитание

Жена имеет право либо на то, чтобы муж обучал ее религии в пределах того, что необходимо для жизни, либо на то, чтобы он раз-решал ей посещать специальные кружки для женщин, где она сможет приобрести нужные знания. Таким образом, для женщин необходимо создавать специальные школы или кружки по изучению установлений религии, начало чему было положено Пророком Сообщается, что как-то раз к нему пришла одна женщина и сказал: «О Посланник Аллаха, с тобой разговаривают только мужчины! (Было бы хорошо), если бы ты назначил для нас (особый) день для обучения нас тому, чему научил тебя Аллах». (Выслушав ее, Пророк сказал: «Собирайтесь в такой-то день», а потом он стал приходить к ним (в назначенный им день) и учить их тому, чему научил его Аллах386.

Кроме того, жена имеет право на то, чтобы муж обучал ее основам исламской нравственной этики, давал ей советы и наставления и побуждал ее к молитве. Аллах Всевышний сказал:

«О те, кто уверовал! Защитите себя и свои семьи от огня, топливом для которого (послужат) люди и камни и над которым (поставлены) грубые и суровые ангелы, не восстающие против того, что им повелел Аллах, и выполняющие то, что им приказано387».

Аллах Всевышний также сказал:

«Вели (членам) своей семьи (совершать) молитву и сам терпеливо (совершай) ее. Мы не просим у тебя удела, (ведь это) Мы даруем удел, а богобоязненность (приведет к благому) исходу»388.

Кроме того, муж должен следить за тем, чтобы жена совершала полное омовение во всех предусмотренных шариатом случаях, не совершала ничего запретного и выполняла свои религиозные обязанности, поскольку с него спросится за это. Сообщается, что Посланник Аллаха сказал: «Каждый из вас является пастырем, и каждый из вас несет ответственность за свою паству. Мужчина является пастырем для своей семьи и несет ответственность за свою паству...»389.

Суждение о том, что муж посылает жене

Если до свадьбы или после нее муж пошлет жене деньги, вещи или что-нибудь съестное, не упомянув, что это является брачным даром, и не назвав то, что было им послано, никак иначе, а потом заявит, что это было частью брачного дара, его утверждение следует отвергнуть, поскольку в подобном случае речь идет об обычном подарке, который не может превратиться в брачный дар.
Если жена заявляет, что посланное ей является просто подарком, а муж утверждает, что это является частью махра, или одеждой, которую принято дарить новобрачной, или тем, что предоставляется ей во временное пользование, соответствующими истине следует признать слова мужа при условии, что он поклянется в этом. Если же каждый из них представит свои доказательства, предпочтение отдается доказательствам жены. В том случае, когда то, что было послано жене дающим клятву мужем, имеется в наличии, она может вернуть это и потребовать выделения остатка махра или всего махра в целом, если она вообще не получила брачного дара. В случае частичной утраты посланного остаток следует вернуть, но если стоимость утраченного равна величине махра, никому ничего возвращать не следует.

Если жена возместит затраты мужа, а потом он станет утверждать, что посланное им предназначалось для временного пользования, она может потребовать вернуть ей либо то, что она ему отдала, либо нечто подобное. Имеется в виду то, чего уже нет в наличии, при условии, что утраченное являлось не готовой к употреблению пищей, а чем-то иным, например, одеждой, живой овцой, маслом, медом или любым иным продуктом, который может храниться в течение месяца. Если же речь идет о том, что было готово к употреблению в пищу, например о хлебе или жареном мясе, соответствующими истине признаются подтвержденные клятвой слова жены, поскольку очевидные факты указывают на то, что муж лжет. Кроме того, обычно утверждения мужа отвергаются в таких случаях, когда дело касается платьев, которые невеста надевает во время свадебных торжеств, сахара и тому подобных вещей. К их числу относятся одежда или украшения, которые жених посылает невесте по случаю праздников или в связи с наступлением нового времени года, а также подарки или деньги, которые муж преподносит жене утром после первой брачной ночи.

Рассмотрим такой случай, когда мужчина сватается к дочери какого-нибудь человека и посылает ей те или иные вещи, но отец не выдает ее за него замуж или она сама отказывает ему при условии, что является взрослой женщиной. В том случае, когда то, что было послано мужчиной, является частью брачного дара, относительно которого стороны пришли к соглашению, он может потребовать вернуть лишь то из посланного им, что имеется в наличии, даже если эти вещи как-то изменились в результате их использования. Если того, что он послал, уже нет, он может также потребовать вернуть ему что-нибудь взамен, поскольку в тех случаях, когда речь идет о компенсации, это допускается. При условии отсутствия каких-либо препятствий разрешается также требовать возврата того, что было послано в качестве подарка, если это не было утрачено или использовано. Так, если посланная в подарок одежда была покрашена или зашита, это считается препятствием для ее возвращения.

Иногда женщина утверждает, что полученное является частью махра, а мужчина говорит, что это было отдано ей на хранение и подлежит возврату. Если женщине было послано нечто такое, выделение чего в качестве махра оговаривалось сторонами, следует признать ее правоту, в противном же случае следует считать, что прав мужчина, поскольку на это указывают очевидные факты. Впрочем, здесь следует разбирать вопрос о претензиях жены, а не девушки, которую отец не выдал замуж, о чем было уместнее вести речь раньше390.

Если мужчина расходует свои средства на женщину, с которой он хочет вступить в брак по истечении установленного срока после развода или смерти ее прежнего мужа, то в случае заключения этого брака она ничего не должна ему возвращать. В случае отказа женщины от брака она должна будет вернуть мужчине то, что было ей выплачено, а если она питалась вместе с ним, то ничего возвращать не следует потому, что в подобном случае речь идет о позволении (ибаха), а не о вводе во владение (тамлик), или же потому, что дело касается неизвестного количества.

Если муж в течение какого-то времени будет расходовать на жену свои средства, а потом выяснится, что их брак был негодным по причине молочного родства, в силу чего они были разлучены, муж имеет право вернуть то, что было им израсходовано по требованию кади, поскольку женщина не имела права брать это.

Если же кади не предъявит такое требование, ничто из потраченного не возвращается391.
Если отец приготовит приданое для своей дочери и передаст его ей, ни он, ни его наследники не имеют права требовать возвращения этого при условии, что отец передавал ей это приданое будучи здоровым. Если же он передаст ей это перед смертью, это будет рассматриваться как ввод во владение наследника, что допускается только с разрешения других наследников.

То же самое касается такого случая, когда отец покупает приданое малолетней дочери независимо от того, передает ли он ей это во время болезни или вообще не передает, поскольку она вводится во владение этим самим фактом приобретения ей приданого отцом еще до вручения. Если отец умрет, не оплатив покупку, ее стоимость возвращается продавцу из наследства, остальные же наследники не имеют на это никаких прав.

Если брат женщины или кто-нибудь другой из ее родственников забирает что-либо из присланного ей мужем во время вручения ей этого и отказывается отдавать или если он отказывается выдавать ее замуж, муж вправе потребовать вернуть ему то, что он прислал, поскольку подобные действия родственников равносильны вымогательству взятки.
Если муж даст что-нибудь постороннему человеку или родственнику невесты, имеющему возможность влиять на отношения с другими родственниками, и скажет, что платит за примирение, деньги за это не возвращаются. Если же он скажет, что платит за то, чтобы никто не мешал бракосочетанию и хранил молчание, деньги необходимо вернуть, поскольку это подобно взятке, ведь деньги платят за работу, коей молчание не является.

Ранее мы уже приводили хадис, в котором сообщается, что Посланник Аллаха сказал: «Важнейшим является выполнение вами взятых на себя обязательств при заключении законного брака»392. Некоторые факихи приводили этот хадис в качестве доказательства того, что если опекун невесты поставит условие, согласно которому помимо брачного дара что-то должно быть выделено лично ему, то муж будет обязан выполнить его, поскольку это является одним из условий заключения законного брака. Однако Ата, Таус и аз-Зухри считали, что это должно принадлежать невесте, и этому следовал 'Умар б. Абд аль-Азиз. Такого же мнения придерживались ас-Саури и Абу 'Убайд, тогда как 'Али б. аль-Хусейн и Масрук говорили, что обещанное следует отдать опекуну. 'Икрима сказал: «Это следует отдать опекуну, если это он выдавал женщину замуж», тогда как некоторые факихи что в подобных случаях отдавать обещанное можно только отцу, поскольку отец вправе распоряжаться имуществом детей.
.
Са'пд б. аль-Мусаайаб и 'Урва б. аз-Зубайр считали, что следует делать различия между случаями, когда подобные условия выдвигаются до заключения брака, и такими случаями, когда опекун ставит эти после заключения брака. Они говорили, что, когда женщину выдают замуж с условием, что ее родственники получат подарок или какое-нибудь имущество, это следует отдать самой женщине, если условие было поставлено до заключения брака. Имам Малик сказал: «Если такое условие было поставлено во время заключения брака, подарок должен принадлежать женщине, если же оно было поставлено после заключения, все должно быть отдано тому, кому это было подарено». В качестве довода он ссылался на приводимый Абу Даудом, ан-Наса'и и Ибн Маджей хадис, в котором сообщается, что Пророк сказал: «Если женщину выдадут замуж, условившись о выделении брачного дара, подарка или имущества до заключения брака, (все это) будет принадлежать ей. Что касается того, (о чем договариваются) после заключения брака, то это будет принадлежать тем, кому делается подарок, а на получение подарков от человека больше всего прав имеют его дочь и сестра»393.

Продолжение следует иншаАллахьу Тагъала...
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
354 Там же, 19.
355 Скорее всего, имеется в виду язык.
356 Имеется в виду, что попытки изменить то, что присуще женщине от рождения, могут привести к разрыву отношений.
357 Аль-Бухари; Муслим.
358 Сарид - мясная похлебка, в которую крошится хлеб.
359 Муслим.
360 «Женщины», 19.
361 Муслим.
362 Ат-Тирмизи.
363 Здесь речь идет об упражнениях с копьями в день праздника.
364 Аль-Бухари; Муслим.
365 Сауда, да будет доволен ею Аллах, - одна из жен Пророка
366 Этот хадис приводит Абу Йа'ля. Все его передатчики, за исключением одного, являются передатчиками «Сахиха».
367 Муслим.
368 Хороший хадис, который приводит ат-Тирмизи.
369 Хороший хадис, который приводит ат-Тирмизи.

370 Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший достоверный хадис».
371 Аль-Бухари.
372 Содержание данного хадиса не противоречит ни Корану, где сказано: «...а когда наступит срок их, они не смогут ни оттянуть его ни на час, ни опередить»*, ни содержанию другого хадиса, где говорится о том, что через сто двадцать дней после начала формирования человеческого эмбриона к нему является ангел, который вдувает в него дух и среди прочего записывает его удел и срок его жизни. Согласно одному из комментариев, в вышеупомянутом айате речь идет о знании Аллаха, а в хадисе - о том, что известно ангелу, записывающему минимальный срок жизни человека. Таким образом, речь может идти о том, что если человек не станет поддерживать связи с родственниками, то ему будет суждено прожить, скажем, шестьдесят лет, если же он будет делать это, то срок его жизни может быть продлен, например, до восьмидесяти лет. То же самое относится и к уделу человека, а Аллаху Всевышнему изначально известно, каков срок и удел каждого. Кроме того, в Коране сказано: «Стирает Аллах, что пожелает, и утверждает, (что пожелает,) и у Него - мать Книги**».***
* «Преграды», 34.
** Имеется в виду либо Хранимая Скрижаль, либо знание Аллаха.
*** «Гром», 39.
373 Аль-Бухари; Муслим.
374 «Комнаты», 12.
375 «Тафсир» Ибн Касира.
376 Аль-Бухари; Муслим.
377 Аль-Бухари; Муслим; ат-Тирмизи.

378 Са'д б. 'Убада, да будет доволен им Аллах, был вождем племени бану хазрадж, одного из двух племен из числа ансаров.
379 Муслим; Абу Дауд.
380 То есть о своем сыне 'Абдуллахе.
381 Аль-Бухари; Муслим.
382 Умм ад-Дарда - жена Абу-д-Дарды, да будет доволен Аллах ими обоими
383 Часть хадиса, приводимого аль-Бухари.
384 «Корова», 226-227.
385 «Сафват ат-тафасир».

386 Муслим.
387 «Запрещение», 6.
388 «Та. Ха», 132.389 Часть хадиса, приводимого аль-Бухари
390 «Радд аль-мухтар», 2/365.

391 «Радд аль-мухтар», 2/365.
392 Аль-Бухари

СЕМЕЙНО БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, Ханафитский фикх, имам Малик, Умар ибн аль-Хаттаб, ханафиты, Шейх 'Абд аль-Хамид Махмуд Тахмаз, Абу Ханифа, имам Шафии, Хорошее обращение с женой

Previous post Next post
Up