Праздник священников Марабу, суфизм в Тамбакунде. Сенегал

Feb 19, 2015 19:38


По возвращению обратно в Тамбакунду, первым делом чем мы занялись, это очередное ковыряние иголкой в пятке Феликса. От оставшихся в ноге иголок ежей, пятка воспалилась и больно было ходить...тем более при всех наших сафари и копанием по уши в песке.



В общем вроде как последних засранцев мы вытащили. Хорошо я тогда серфить не пошла  :)


Пока мы располагались в наших апартаментах, я услышала с улицы стук там тамов. Тут же заторопила Феликса и мы пошли на улицу. Оказалось как раз вовремя, так как мимо нас проходила огромная процессия. Все люди были одеты в белое, кто-то стоял на машине с портретом какого-то мужика, другие люди шли в линейку и пританцовывали.


Мы просто из интереса влились в эту толпу и шли за всеми. Мы с Феликсом разделились, но старались не терять друг друга из вида. Понятное дело косить под черных людей нам было сложно, поэтому к нам то и дело кто-то подходил: один постоянно прибегал меня фотографировать, другой налету вручил кружку ароматного кофе Туба, третий подошел спросить откуда мы, девушки из шеренги уже просто начали меня учить танцевать их танец и ржать над моими движениями; пока Феликса не было, меня уже утащили постучать в толпу на барабанах, другой вообще не отставал и пьяным голосом че-то пытался нам рассказать...В итоге нашелся еще один товарищ, который отогнал невменяемого пьяного, сказал что «да, мы тут че-то отмечаем и сейчас идем в частный дом. Пошли с нами». В частный дом мы идти вроде не собирались, но потом все же решили одним глазком посмотреть на африканскую парти и пошли за всеми.


В процессии были так же пара заметных персонажей...один из которых танцевал под музыку, то и дело поднимая на спину огромный валун, потом тут же его кидая, и тут же поднимая...Другой колотил себя бутылками по спине...Третий рвал на себе рубашку. В общем я пыталась не попасть под этот камень и во время смотреть по сторонам, чтобы не получить бутылкой по голове. Детям кстати такая идея понравилась, т.к. нашлось еще пятеро мальчишек, которые решили повторить трюк с бутылками.


Хехе, самым удивительным была музыка которая звучала с авто. Это были именно те самые крики, которые нам пришлось 7 часов выслушивать по пути из Дакара в Тамбакунду. Сразу стало понятно, что портрет человека является что-то вроде иконы. А мероприятие оказалось началом паломничества в город Туба, мекку Ислама в западной Африке. Мы наблюдали перед собой отмечание "Первого Сафара", тогда как само поломничество стартавало где-то 2 недели позже.

Немного исторической справки о празднике, свидетелем которого мы стали:
"Ежегодно 18 сафара по исламскому календарю в Сенегале отмечают день паломничества в Тубу (Magal de Touba). Это праздник посвящен одному из самых известных религиозных деятелей Сенегала, основателю братства мюридов святому шейху Адаму Бамбе (1965).
Шейх Амаду Бамба был религиозным лидером последователей суфизма (мистико-аскетического течения в исламе) в период французского колониального правления. Благодаря своей мудрости и харизме он приобрел множество последователей. Рост духовного авторитета Бамбы тревожил французские колониальные власти, так как шейх мог стать лидером восстания народа Сенегала против колонизаторов (хотя он никогда не высказывал желания поднимать народ на борьбу).В порядке профилактики французские власти решили сослать Бамбу в Габон, а затем в Мавританию. В общей сложности он провел в изгнании 12 лет. Однако это лишь увеличило количество его последователей.
Амаду Бамба был похоронен в городе Туба, где после его смерти была сооружена грандиозная мечеть, ставшая религиозной святыней сторонников мюридизма. Ежегодно 18 сафара, в годовщину изгнания Амаду Бамбы в Габон, последователей суфизма стараются совершить паломничество в Тубу. В Сенегале этот день является официальным праздником."





Несмотря на всю эту беготню и грохот, общее впечатление складывалось достаточно безобидное. Девушки танцевали, подпевали хором под музыку, а барабанщики энергично настукивали ритм. Все излучали радость. Кто-то из организаторов пытался не перекрывать всю дорогу, и держал народ только с одной стороны, оставляя одну полосу свободной. Другой организатор собирал использованные стаканчики от кофе, которое всем желающим разливали бесплатно. При таком количестве мусора, я была удивлена, что все же никто просто так не выкинул свой стаканчик на обочину.




В частном доме мы остановились на балконе, откуда можно было наблюдать сцену с микрофонами и места для зрителей. Мы не имели понятия, что вообще происходит и чего ожидать.

В комнате по соседству сидели какие-то совсем серьезные босые дядьки в красивых шелковых халатах, в позе лотоса и четками. Священники Марабу. Вид у них был такой, что они заняты важным делом и их лучше не беспокоить.
На балконе мы пропустили несколько детей вперед, чтобы им лучше было видно. Похоже им понравился этот жест, колличество детей начало нарастать.
Детям было очень интересно наблюдать за нашими камерами и что мы фотографируем, и после того, как мы дали нажать кнопку затвора одной девочке, каждый хотел попробовать сделать свою первую в жизни фотографию, включая девочку 3х лет. В результате движение и гул вокруг нас стал заглушать участников собрания. Каждый из детей получил возможность опробовать японское чудо техники Сони, но на этом мы решили сменить свое местоположение и свалить от толпы детей.
Со стороны зрителей в креслах мы нашли детский дневник и его обладателя. Дети медленно перекочевали за нами с одного места, на другое. Возможно при свете ламп они разглядели наши волосы, т.к. я то и дело чувствовала, что кто-то незаметно гладит меня сзади по волосам или невзначай проводит рукой по моему запястью. Когда я поворачивалась, на меня как ни в чем не бывало смотрело наивное детское лицо. Это на самом деле классная милая африканская фишка :) Им все же настолько интересно какими на ощуп являются белая кожа и русые волосы, что они как бы невзначай пытаются их трогать :)
После того как до нас дошло в чем собственно заинтересованы дети, Феликс отдал свою голову на растерзание 10рым мальчишкам, которые полными ладонями зарылись в его шевелюру, а девчонки расплели мою косу и потом снова заплели.




Девочка, которая говорила по английски проинформировала, что сейчас будет перерыв, все пойдут кушать вот под те шатры, а потом будет вечеринка. Она также предложила нам присоединиться покушать, но нам как-то было неудобно и мы решили сходить покушать где-то еще и вернуться. Перед нашим уходом она взяла меня за руку и спросила буду ли я ее подругой :)

На улице большинство из ресторанов уже было закрыто, нам пришлось давиться какой-то ужасной едой. По обратном пути мы зашли в гостиницу, собрать немного подарков для нее и ее сестер. Немного конфет, ручек, разукрашки и набор для школы. Иногда в путешествии встречаются люди, которым хочется что-то подарить, и это был один из тех моментов.
Когда мы вернулись, на входе нам встретился один из этих суровых священников Марабу, побрякивающих четками. Священик был молодым, но оказывается уже жил в Даннии и пытался через раз адаптировать свой датский под немецкий. Ему похоже просто было интересно поболтать с белыми людьми и рассказать про свою жизнь. От Дании он похоже ожидал больше, чем она ему могла предоставить, и он, в свое время, вернулся назад и пошел в священники. Я была одета в обычный топик с открытими рукавами, за что получила коментарий, что женщина должна быть загадочной и на ней должно быть больше одежды. Ну что сказать, исламская страна, мне действительно надо было одеть что-то с длинным рукавом.
Все сидели под шатрами. Мужчины сидят с мужчинами, женщины с женщинами и у детей имеется свой отдельный шатер. Мужчины едят первыми, потом едят женщины, дети едят последними.


Мы нашли девчонок, которым хотели передать сумку и присели к ним. Тут же были более старшие девушки лет 16-18, все с платками на голове в честь праздника.


Так же кто-то из взрозлых подошел и дружелюбно спросил кто мы и откуда, за мужчиной подоспела дородная мадам в ярких блестящих одеждах...Это были родители одной из девушек. В общем нас считай официально пригласили на праздник, сказали что мы велком и мы должны разделить с нами еду. Пока мы говорили, кто-то принес огромный таз с едой, верх таза был устелен багетами, и поставил посередине. Оказалось очередь до детей дошла только сейчас и они оказывается еще не ели. Для мытья рук принесли Фейри  и миску с водой. Маленькая девочка, которой я заготовила подарки начала мыть мне руки, и вот тут мне стало странно от ощущения, что она каким-то образом еще думает о превосходстве белого человека над черным, хотя может это был просто дружеский знак и в Африке это нормально.


Опять таки, вопреки Эболе, мы ели руками из одного огромного таза с еще 10ю детьми и на вкус Феликса, это была самая лучшая еда, что он пробовал во время путешествия.


Мы продолжали сидеть со всеми, пока кто-то из старших ребят не подошел и не дал команду маленьким девчонкам. Мы не поняли, что произошло, но наша подруга как-то расстроилась и чуть ли не расплакалась на месте. Оказалось девочкам завтра надо идти в школу и в 9 вечера у них отбой. Я попросила Феликса передать ей сумку с подарками, на что он как-то неправильно понял и вместо этого начал в ней рыться и достал 4 ручки. Ох, это вообще смертельный номер доставать халяву на таких сборищах. На эти ручки прискакали старшие ребята, которых я и не видела. Следующим Феликс достал несколько конфет, дал их рядом сидящей собеседнице и попросил передать по конфете дальше. На что конфеты целиком исчезли в ее кармане. Феликс достал еще несколько штук и опять протянул ей, пока и вторая порция не отправилась в карман. Конфет больше не осталось и ее сестры и подруги ничего в итоге не получили. Наша девочка в панике наблюдала что происходит и тут уже сдержать слезы было невозможно. Старшие девочки уже сами полезли в сумку к Феликсу, хорошо что он таки просто отдал оставшиеся штуки нашей школьце, и та, довольная, побыстрей побежала домой.
После такой раздачи, мы тоже удалились посмотреть на парти. Священники Марабу в длинных халатах раскачивались на сцене под уже знакомые нам крики.


Внутри круга стоял человек с микрофоном, который в рандомном порядке переносил микрофон от одного священника к другому и каждый мог сделать свой вклад в это палоумие и ор. Плохие колонки только усиливали восприятие этого искусства. Нам данные песнопения были уже знакомы, парти мы так и не дождались и решили пойти домой. По пути нам попадались очень красиво одетые женщины, чем больше блесткок, тем лучше. Но признаюсь, им действительно идет. Когда мы проснулись в 4 утра, я все еще слышала ту же самую заунывную мелодию, доносящуюся с другого конца города.

travell, senegal

Previous post Next post
Up