Чтобы ребенок учился сам (сборный пост по просьбам одного сообщества)

Jan 04, 2013 18:58

Комментарии к этому посту отключены.
Огромное спасибо всем моим френдам, которые на протяжении всей начальной школы были рядом с советами, утешением, идеями и поддержкой. По сути я просто суммировала все то, что писали мне вы, и моя признательность не имеет границ. А некоторые 12-летние отпрыски и вовсе обязаны вам жизнью.
Я не претендую на истину в последней инстанции и все мои "я считаю" и "я уверена" следует читать как "теперь, по прошестии стольких лет, я наконец убедилась, что".



Я не считаю, что все, изучаемое в школе, человеку действительно нужно - раз, и изучить даже необходимое нужно именно в школе- два. Я не считаю, что возникший некогда пробел может повлечь фатальные и трагические последствия. Но я убеждена, что основным мотивом для получения знаний (помимо природного любопытства) является необходимость и желание эти знания применять. И я уверена, что человек учится эффективнее и быстрее, когда ему оно НАДО.
Иначе говоря, я считаю, что ребенок научится складывать и вычитать в любом случае, поскольку этот навык необходим ему в жизни. В магазине, например. И умножать научится, потому что это быстрее, чем складывать.
При этом я думаю, что каждый ребенок хочет быть хорошим, одобряемым и поощряемым, и никто не мечтает быть ругаемым и порицаемым.

Поэтому на начальном этапе я исходила из предпосылки, что мой ребенок хотел бы учиться хорошо - раз, обладает свойственным детям любопытством - два, и я как взрослый человек смогу найти способы заинтересовать ребенка в приобретении новых знаний - три.

При всем моем перфекционизме я не считаю, что невыученное сегодня останется невыученным навсегда. то есть если ребенок учил-учил стих, а на уроке забыл и получил пару. то в этом вообще никакой катастрофы нет. Постепенно он научится запоминать быстрее. Я могу помочь, предлагая игры на развитие памяти. Если ребенок с трудом набирает словарный запас, это не значит, что вырастет Эллочка. Мы найдем игровой метод расширения словарного запаса (игры в слова, города, "я знаю слово на букву", "Контакт").

Я всячески стимулировала ребенка сравнивать себя не с другими, а с собой. Не "Маша может, а я нет", а "Я вчера не могла, а сегодня могу". Это помогает нагляднее показать прогресс, и у ребенка не возникает ощущения "сколько ни старайся, все равно не получится".

Я доносила, что оценка - это не вердикт, а информация. 5 - ты справилась с заданием, продолжай в том же духе. 4 - обрати внимание, вот тут у тебя пробел. Займись им. 3 - ты пока не готова к заданиям такой сложности, потренируйся еще. Двоек в началке не ставили.

И я проедала крошке плешь на тему "ты способная, умная, у тебя все получится, если сегодня не вышло - выйдет завтра, мы никуда не спешим, у тебя получится, ты умная и способная".

1 класс.
Первое, к чему я пришла уже через пару месяцев: ребенку не столько трудны задания, сколько сложно организовать себя и взяться за них. Слишком многое отвлекает. Мы начали рисовать планы.
Прямо схемками, порядок действий. Сначала легкие предметы, потом трудные.
Сделала - поставь галочку.
Это СИЛЬНО упростило. И ребенок наглядно понимает, сколько сделано, а сколько впереди.
Именно поэтому сначала - легкие предметы. С ними дите справляется быстрее, галочек становится больше, и возникает ощущение, что продвигается он реально быстрыми темпами, и осталось чуть-чуть.
Вечером я спрашивала, все ли сделано и просила показать схемку.
Восхищалась организованностью, количеством проделанной работы, просила показать тетрадки, чтобы вообще обалдеть.
Если в тетрадках ад и пиздец - говорила, что мы достигли нереального прогресса в количестве работы, и в схемку пора вводить качество.
Просила ребенка оценить, насколько он считает работу чистой и аккуратной, нет ли там ошибок. Если получалось чуть лучше, чем вчера - праздник-праздник.
Никогда не требовала переписать. Как написала- так ты умеешь на сегодня.
ААААА, учительница будет недовольна-мне поставят СМ - скажут, что я не старалась АААААА!!! - Ну, завтра будешь аккуратнее. Сегодня что сделано - то сделано. Никаких ночных бдений.
Забыла про какое-то задание вообще- перед уроком подойдешь к учительнице и скажешь об этом.
АААААА, мне двойку поставят!!! - Ну и поставят, не конец света. А к следующему уроку сделаешь оба задания.
Я старалась всячески снизить пафос оценки и привить личную ответственность за уроки.
На это примерно ушел 1й класс

(это я сухой остаток излагаю, а так и книгами кидалась, и в ванной рыдала, вы не думайте).

2 класс.
Я включила дуру.
Я при ребенке, намеренно и доходчиво сетовала, какая нынче сложная у детей программа. Ах-ох, мы такое в 5м учили!
Детке это СТРАШНО льстило. + приправим историями из детства, умело сочиненными или подогнанными к случаю.
Цель: мама - не идеал, не гуру и не всемогущий Брюс. Мама тоже училась в школе, и тоже косячила, и в итоге все хорошо. А ты гораздо умнее будешь, ты вон какие задачи уже умеешь решать!
А почему тут "а", Нет, что ты, я не помню уже правила-то... А скажи?
Не понимаю даже принципа решения таких задач. Слушай, объясни мне, почему такое первое действие? ААА, вон оно чо....
Прокатывало на ура. Иногда мы обе бежали к папе, из серии "Ты не поверишь! Я не решила, а она - в три счета!!!"
Закрепляли осознание "Я умная, я могу, у меня получается все лучше и лучше".
Плюс пошли оценки, и ребенок проявил здоровые амбиции.
Я постоянно подкидывала ей ситуации, когда надо применить знания или задуматься об их нехватке.
"Наш фикус стал какой-то кривой. Не понимаю, что это с ним!" - "Мама, ну листья же тянутся к свету!!!"
или
"Посчитай-ка быстренько, сколько взять денег в магазин, чтобы хватило на 6 актимелей по х рублей, кило помидоров по х рублей и 3 пакета кефира по х рублей, и останесят ли на вкусняшку тебе, если у меня всего х рублей".
Уроки пока шли со схемкой, но постепенно крошке стало лень ее заполнять, и начала забывать, что задано. Ничего, пережили трехмесячный откат в успеваемости. Тренировали память. (Я забыла записаааать! )
Постепенно привыкла записывать (кабы навсегда, мда).
Помогала ей с заданиями, иногда нарочно допуская грубую и очевидную ошибку, просила ее перепроверить, соотвественно, она еще раз прорешивала или проверяла написание.
К концу второго класса проверяла я только сам факт выполнения заданий. То есть чтобы в нужной тетрадке была домашняя работа от сегодняшнего числа.

В 3м классе Я продекларировала, что больше не буду проверять даже сам факт делания уроков, потому что это более не моя зона ответственности. Готова отвечать на вопросы или помогать, с радостью послушаю стих или доклад, но по запросу.

Иногда устраивала выборочные проверки, если вдруг мне казалось, что все уроки сделаны за 15 минут, и это странноватенько. Но де факто больше часа-полутора дочь делала уроки считанное количество раз.

Педалировала тему "у тебя способности к математике, а я в ней не смыслю, давай сама, лучше потом мне объяснишь, как!"
Если выползал косяк - старались разобратсья, в чем причина: не поняла, не сделала или случайность.
В годовой контрольной по математике вон у нее сложнейшая задача со звездочкой была решена верно, а в последнем действии 2+3=6.

Активно тренировали внимательность (мемори и иже с ними).

Начали допзанятия внешкольные вводить, дочка очень хотела. Подавали их как бонус, то есть как только в школе дела пойдут неважно - конец твоим бассейнам, химическим опытам и занятиям на биостанции.

Сработало. Пару раз пришлось всерьез обсуждать, что следует бросить, чтобы подтянуть русский и окружайку, детка мобилизовалась сразу же.

В 4м добавился второй язык, стало 5 допзанятий в неделю, соответственно, в основном учились организовывать время. Но тут уже проще, база была подведена. + у меня произошли существенные изменения в работе, я стала больше уставать и позже приходить, все это подано было в соусе "Я надеюсь, я могу на тебя положиться". Ребенок начал готовить мне ужины, получать в три раза больше восторгов, а учиться стала даже получше, на энтузиазме.

Ну а потом возникла тема "Я хочу в спецшколу с профилем", я в профиле ни бум-бум, ноль, соответственно, я предложила, что подберу школы и возьму на себя организационную сторону, но подготовка целиком на ее совести.

В 6й класс она поступила в лицей. Я 2 года не проверяю ничего, все как-то по накатанной.

Ждем пубертат в полный рост.

Да, важно.
НИКОГДА И НИ ЗА ЧТО ребенок не должен быть за школьный фейл наказан лишением внешкольных мероприятий.
Если мы проводим аналогию школа= работа, то очевидно, что все до единой участницы сообщества были бы страшно возмущены, если бы муж лишил вас ласки, подарка или похода в ресторан за косяк на работе или невовремя сделанный отчет.
Здесь то же самое.
Ошибки и провалы в учебе надо компенсировать УЧЕБОЙ. Доучить, допонять, повторить лишний раз.
Но никакая двойка не повод отменить зоопарк, кино или поездку к бабушке на каникулы.

И родители не должны становиться церберами.
Направить, поддержать, помочь. Наказать - значит автоматически ввести в сознание ребенка мысль о том, что его учеба - ДЛЯ МАМЫ. Или - во избежание наказаний.

PS Самое главное, что мешало мне все это проделать без кидания на стенки, это СТРАХ УПУСТИТЬ. Я контрол-фрик, поверьте, мне было ОЧЕНЬ трудно. И если бы не удачное стечение обстоятельств и ПОСТОЯННАЯ поддержка со стороны друзей, я бы не справилась ни за что.

PS 2 : Я сниму замки со всех записей по тэгам с 1 по 6 класс и "школа". Там все как есть.

школа, организационное

Previous post Next post
Up