В последнее время, вероятно, в связи с напряжённым бюджетно-денежном положении Российской Федерации, сложившимся в настоящий момент, сторонниками различных про-монархических идей всё чаще и чаще выдвигаются тезисы о якобы крайне устойчивом и недёжном финансовом положении последних лет «белой империи». Так, можно часто встретить в сети, к примеру, такие высказывания: «В отличие то современных демократий Императорская Россия строила свою политику не только на бездефицитных бюджетах, но и на приращении значительного накопления золотого запаса. Несмотря на это государственные доходы без малейшего увеличения налогового бремени, неуклонно росли... За последние 10 лет до Первой мировой войны превышение государственных доходов над расходами выражалось в сумме 2 400 000 000 рублей»
И далее, в качестве подтверждения, обычно приводится соответствующая таблица:
Доходы бюджета РИ (в млн. золотых руб.)
1908
1909
1910
1911
1912
Обыкновенные доходы
2418
2526
2781
2952
3104
Расходы
2388
2451
2473
2536
2699
Превышение доходов над расходами
30
75
308
416
335
Однако, как бы не было печально для наших младо-монархистов, ситуация в Российской империи с бюджетом и финансами была несколько иной, чем им бы хотелось считать.
Методологические принципы построения бюджета Российской империи на гране XIX-XX вв. были разработаны ещё М. Сперанским в первом десятилетии XIX в. Основное положения политики, которые должны были обеспечить укрепление и устойчивость финансового положения империи, гласили:
1. расходы допустимы только в случае, если обеспечены соответствующими доходами;
2. все государственные расходы объединяются в три группы:
1. необходимые (от которых нельзя отказаться ни при каких условиях);
2. полезные (при тяжёлом финансовом положении их можно отложить на некоторое время);
3. излишние (их можно смело вычёркивать)
3. сам бюджет делился на две части:
1. обыкновенный бюджет. Это необходимые и некоторые полезные расходы, обеспеченные надёжными доходами;
2. чрезвычайный бюджет. Расходные статьи предусматривали в конце XIX - начале XX вв. финансирование военных нужд, железнодорожное строительство, а также ликвидацию стихийных бедствий. Доходная часть состояла, в основном, из внешних и внутренних займов.
Основные положения Сперанского были доработаны В.А. Татариновым в 1862 году. Суть этих доработок состояло в положении, что бюджет государства должен быть сбалансирован, а Единая государственная роспись (так в то время называли бюджет) должна охватывать все без исключения доходы и расходы страны.
4 июня 1894 года был принят новый закон «О государственной росписи доходов и расходов». По нему обыкновенная часть бюджета должна была показывать нормальные потребности государства и постоянных нормальных средств их финансирования. Источниками доходов чрезвычайной части оставались, в основном, заёмные средства, а также, так называемая, «свободная наличность казначейства», являющаяся по сути превышением обыкновенных доходов над расходами. В расходной части оставалось финансирование ведения военных действий, затраты на выкуп в казну железных дорог, сооружение новых, а также обеспечение их подвижным составом.
Соответственно, учитывая указанные принципы и добавив в рассмотрение не только обыкновенный, но и чрезвычайный бюджет империи, представляется несколько иная картина последнего предвоенного десятилетия существования монархии
Обыкновенные доходы и расходы (тыс.руб.)
Годы
Доходы
Остатки
Итого
Расходы
Сальдо
1904
2018261
14193
2032454
1906847
+125607
1905
2024558
19102
2043661
1925176
+118484
1906
2271669
17209
2288879
2061134
+227745
1907
2342474
29720
2372195
2195968
+176226
1908
2417807
24878
2442686
2387750
+54935
1909
2526341
15947
2542288
2451424
+90864
1910
2780987
16910
2797897
2473157
+324740
1911
2951783
22318
2974101
2535996
+438105
1912
3105917
18413
3124330
2721764
+402566
1913
3417360
18250
3435610
3094248
+341362
Чрезвычайные доходы и расходы (тыс.руб.)
Годы
Доходы
Остатки
Итого
Расходы
Сальдо
1904
385352
2782
388135
830849
-442714
1905
793515
152566
946081
1279576
-333495
1906
1084110
50768
1134879
1151562
-16683
1907
143043
14597
157640
386640
-228999
1908
200860
7109
207970
268932
-60962
1909
162744
7773
170517
156113
+14404
1910
24249
7579
31828
123503
-91675
1911
2568
13236
15804
309695
-293891
1912
1813
5664
7477
449297
-441820
1913
13845
3102
16947
288665
-271718
Общий результат исполнения бюджета (тыс.руб.)
Годы
Сальдо обыкновенных доходов
Сальдо чрезвычайных доходов
Общий результат
1904
+125607
-442714
-317107
1905
+118484
-333495
-215010
1906
+227745
-16683
+211062
1907
+176226
-228999
-52772
1908
+54935
-60962
-6026
1909
+90864
+14404
+105268
1910
+324740
-91675
+233065
1911
+438105
-293891
+144214
1912
+402566
-441820
-39254
1913
+341362
-271718
+69644
Итого
133081
Из приведённых данных очевидно, что существенного и постоянного превышения доходов казны над расходами попросту не существовало. Мало того, тяжёлая борьба за сбалансированный бюджет являлась, можно сказать, краеугольным камнем финансовой политики правительства Российской империи в начале XX в. Так, С.Ю. Витте писал: «Бюджетное равновесие представляет основную цель при составлении государственной росписи». Не менее определённо высказывался по этому поводу и его приемник В.Н. Коковцев, который считал ликвидацию бюджетного дефицита «основой не только финансового, но и общеэкономического благополучия государства».
В попытках достичь финансовой стабильности и бездефицитности бюджета правительству Российской империи приходилось часто прибегать к заимствованию средств из различных внешних источников. До 90% доходов чрезвычайного бюджета приходилось на внутренние и внешние займы.
Экономический кризис начала XX в. и финансирование Русско-Японской войны, осуществляемое, в основном, за счёт роста государственного долга, тяжким бременем лёг на бюджетную систему империи. Государственный долг только за 1904-1905 года увеличился с 6,6 до 8,7 млрд. рублей. В 1906 году реально встал вопрос о государственном банкротстве. Лишь благодаря беспрецедентному по тем временам внешнему займу во Франции на сумму около 843 млн. рублей удалось спасти империю от финансового краха и более-менее свести бюджет.
Особую тяжесть государственной задолженности придавало то, что в результате ряда царских указов в Российской империи де факто с 1897 года был введён монометаллический денежный стандарт (т. е. золотой рубль), известные ныне под названием денежной реформы Витте.
Продолжение следует...