Прецедент Йодля

Mar 30, 2015 12:21




На выходных удалось вырваться в одну тёплую компанию, где были как близкие, так и не очень знакомые люди разных возрастов и профессий.

Не обошлось без обсуждения ситуации на Украине, о том, что там твориться, кем и как. Тема гражданской войны была, естественно, центральной. В процессе обмена мнениями довелось выслушать суждение, что офицеров ВСУ невозможно будет судить, если он не были лично замешаны в военных преступлениях, поскольку дело, долг и доблесть для военнослужащего - выполнение приказов.



Высказал, в свою очередь, яростное несогласие в отношении высшего украинского командования, сославшись на «прецедент Йодля».

Несколько пар удивлённых глаз было намного красноречивей любых слов и возражений.

В результате родилась эта заметка.

Прецедент Йодля.

Альфред Йодль родился 10 мая 1890 года в Вюрцбурге, в семье отставного капитана артиллерии баварской армии.

Начал военную службу в июле 1910 года фенрихом (кандидат в офицеры) в артиллерии. Был произведён в лейтенанты в октябре 1912 года. После Первой Мировой войны продолжил службу в рейхсвере, был командир батареи в различных частях.

В феврале 1938 года был назначен начальником оперативного управления штаба вермахта. С ноября 1938 года - начальник 44-го артиллерийского командования, находившегося в Австрии.

27 августа 1939 года был вновь назначен на должность начальника оперативного управления штаба вермахта, на которой и находился в течение всей Второй Мировой войны.

23 мая 1945 года Йодль вместе с остальными членами правительства Дёница был арестован.

После ареста он писал жене, что, возможно, на предстоящем трибунале он может оказаться не только в качестве свидетеля. Но он никогда не считал себя военным преступником, поскольку был убеждён, что лишь исполняет приказы законно выбранного главы государства.

Йодль никогда не был «партийным генералом», хотя, конечно, в его личной преданности и любви к фюреру сомневаться не приходилось. К примеру, 10 августа 1938 года он записал в своём дневнике:
«Я был приглашён в Бергхоф вместе с другими высшими офицерами армии. После обеда фюрер почти три часа излагал свои взгляды по политическим вопросам. Некоторые генералы всем своим видом старались показать, как им это надоело... К сожалению, по многим причинам малодушные настроения широко распространялись среди армейского генералетета. Прежде всего генералов навязчиво преследуют тяжкие видения прошлого, и они, вместо того, чтобы исполнять свой воинский долг, думают о своей ответственности за политические решения... В конечном счёте, они не верят в гений фюрера...

В армии есть только один недисциплинированный элемент - это генералы, и причина этого - их заносчивость. Они безответственны и недисциплинированны, потому что не могут постичь гениальности фюрера.»

У весьма искусной защиты Йодля, которую возглавлял адвокат Франц Экснер были веские основания полагать, что их подопечный будет оправдан. Многие иностранные журналисты придерживались такого же мнения.

Действительно, план вторжения в Польшу был составлен без участия Йодля. Вопрос с оккупацией Норвегии был крайне скользким для западных союзников, поскольку чуть запоздавшая планировавшаяся британская высадка в Норвегии тоже стала бы явным нарушением нейтралитета этой страны.

К разработке плана «Барбаросса» он имел весьма опосредованное отношение, а дальнейшее планирование военных операций в ходе боевых действий сама собой подразумевала его должность. Особенность же войны в России, по мнению Йодля, состоящая в острой борьбе двух непримиримых идеологий, определяла и жестокость применяемых противниками методов.

Трибуналу он заявлял, что не знал о расправах, которые творили убийцы из «айнзацгрупп». Документов, подтверждавших обратного предоставлено не было.

В течение всего процесса Йодль упорно отрицал свою вину, вину Кейтеля и Генерального штаба по первым двум пунктам предъявленного обвинения. Он настаивал на том, что солдат не может нести ответственность за политические решения главы государства.

Вот типичное для Йодля высказывание, когда дело касалось каких-либо невоенных аспектов:

Робертс (британский обвинитель):
- Итак, вооружённые силы Германии вошли в Австрию? Правильно?

Йодль (подсудимый):
- Правильно, вермахт вошёл.

Робертс:
- И Австрия с этого дня получила все блага национал-социализма, так?

Йодль:
- Это вопрос политический. Она могла стать счастливейшей страной на свете.

Робертс:
- Я спрашиваю вас не о том, что могло произойти, а о том, что произошло на самом деле. Австрия получила СС, гестапо, концентрационные лагеря, преследование недовольных, гонения на евреев, не так ли?

Йодль:
- Это вопросы, к которым я не имею отношения. Эти вопросы вы должны задать тем представителям власти, которые ими занимались...

Йодль никогда не считал себя виновным в совершении тех преступлений, за которые он предстал перед трибуналом. Он полагал, что немцев нельзя привлекать к ответу за то, как они воевали, поскольку их противники тоже совершали преступные действия. Все кампании, которые вела Германия, он считал оправданными.

Так, в последнем письме жене он писал: «Надо прямо смотреть судьбе в глаза. Этот трибунал назначен победителем и является всего лишь политическим инструментом».

Йодль был советником фюрера по всем оперативным вопросам, но не был тем человеком, который мог принимать решения. Ставка фюрера представляла собой оперативный штаб по руководству вооружёнными силами; для неё и, следовательно, для фюрера он готовил свои доклады, но полномочий по принятию командных решений он не имел.

Составление планов входило в обязанности Йодля, но применялись эти планы или нет - зависело не от него.

И всё же, несмотря на то, что множество офицеров западных союзников симпатизировали Йодлю, Трибунал вынес другое решение.

Из приговора Нюрнбергского трибунала:
«По существу его защита строится на доктрине «выполнение приказов сверху», которая в соответствии со статьей 8 Устава не может быть использована как защитительный довод. Смягчающих вину обстоятельств нет. Участие в совершении преступлений, подобных этим, никогда не требовалось ни от какого солдата, и он сейчас не может прикрываться этим мифическим требованием солдатского повиновения при всех условиях в качестве оправдания за совершение этих преступлений.

Заключение:

Трибунал признает Йодля виновным по всем четырем разделам Обвинительного заключения.»

На рассвете 16 октября 1946 года генерал-полковник Альфред Йодль был повешен.

ликбез, СССР, Украина, фашизм, выбор

Previous post Next post
Up