Оригинал взят у
gregonavt в
Письмо Владимиру Владимировичу Путину Уважаемый Владимир Владимирович,
Я, Луппиан Григорий Дмитриевич, как и большинство наших сограждан, с большим вниманием слушал Вашу пресс-конференцию. Хочу сказать Вам большое спасибо за искренность, выдержку, терпение и Вашу позицию, особенно по вопросам, которые касаются событий на Украине и взаимоотношениям с Западом. Думаю, что подавляющее большинство россиян с Вами полностью солидарны. Но, мне показалась не достаточно прояснённой одна тема. Тема приватизации. Сперва приведу полностью часть выступления, касающуюся этой темы без сокращений:
К.УИВЕР: Кортни Уивер из Financial Times.
У меня вопрос по поводу Евтушенкова. Он вчера вышел на свободу. Если есть реальный уголовный иск против него, реальные уголовные дела, то почему он вышел на свободу сразу после того, как компания «Башнефть» перешла государству? Это знак для крупных бизнесменов в России, что правила игры в России сейчас меняются и может быть пересмотр приватизации в России? Спасибо.
В.ПУТИН: Дело «Башнефти» не имеет ничего общего с пересмотром итогов приватизации. Почему? Потому что судом не поставлена под сомнение законность приватизации, судом поставлен под сомнение факт передачи имущества из собственности Российской Федерации в региональную собственность, а не факт приватизации. Ещё раз подчеркну, к приватизации не имеет никакого отношения. Единственное, в чём заподозрили следователи Следственного комитета господина Евтушенкова, это только в том, что, по их мнению, зная о высокой стоимости этого актива, когда он уже находился в собственности субъекта Федерации, а, по предварительной оценке Следственного комитета, эта стоимость была где-то 5-7 миллиардов долларов, он купил это за 2 миллиарда. И дело не в том, что он занизил цену при покупке, а дело в том, что он таким образом легализовал, помог легализовать неправомочным собственникам, как считает следствие, после ряда итераций актив оказался в частной собственности в конце концов, даже не в собственности Республики Башкортостан, помог как бы отмыть деньги. Но следствие не доказало этого факта. В этой части с него обвинения сняты, а что касается перехода из собственности «Системы» в федеральную, это не имеет отношения к приватизации. Ещё раз повторяю, это имеет отношение только к неправомерной, как считает суд, передаче из федеральной собственности в региональную. Вот и всё.
Я надеюсь, что и сама система, которая много сделала для развития, скажем, микроэлектроники, очень активно работает по другим направлениям, а не только в сфере ТЭК, не только восстановит свои позиции на бирже. Мы об этом поговорим, я хочу встретиться с нашими ведущими бизнесменами перед Новым годом, я это делаю регулярно, и господин Евтушенков тоже приглашён на эту встречу.
Возможно, я Вас не правильно понял, ведь всё Вами сказанное касается ситуации с «Башнефтью». Но, учитывая, то, как Вы несколько раз повторили фразу, что это дело не имеет ничего общего с пересмотром итогов приватизации, мне кажется правомочным истолковать Ваш ответ г-ну К. Уиверу как отказ или нежелание пересматривать итоги приватизации в России в принципе. Ещё раз оговорюсь, что возможно Вы не это имели в виду и планируете совсем обратное.
Сделав эту, на мой взгляд, необходимую оговорку, я хочу, поделиться с Вами своими соображениями и опасениями на тему приватизации и пересмотра её итогов.
- Я понимаю, что заявить публично о необходимости пересмотра итогов приватизации было бы неразумно. Рынок мгновенно отреагировал бы на это падением котировок и оттоком капитала. И поэтому никто не требует таких заявлений и я в том числе. Но это верно лишь с тактической точки зрения. Ниже я попробую пояснить почему.
- Думаю, что выражу практически общее мнение народа России, если скажу, что он чувствует себя ограбленным. И ограбление это, неслыханное по своим масштабам, нескрываемому цинизму и многообразию беззакония является следствием проведённой в 90-е годы приватизации. Нет нужды доказывать очевидные вещи: народное достояние великой страны было распродано за «копейки» и стало принадлежать нескольким десяткам людей, чья порядочность вызывает обоснованные сомнения. То есть народ от богатства страны был грубо и по-хамски отчуждён.
- Народу была предложена новая модель социально-экономических отношений и предложено выживать. Параллельно процессы экономического, социального и культурного регресса усиливались. Но это тема для отдельного разговора. Пока довольно того, что наш народ на своей земле стал наёмной и не очень желанной обслугой или обузой для олигархических кланов поделивших богатства страны между собой. Я не даю этому оценку, я просто констатирую факт.
- В принципе какое-то время можно жить и так. Можно сказать, что в каком-то смысле народ с этим смирился. Всем ведь очевидно, что это длящееся во времени ограбление-приватизация не вызвала сколько-нибудь мощных социальных протестов.
- Жить можно, пусть и с достаточно вялым стимулом или страстью к жизни. Ограбленный, лишённый идеологии народ, который не чувствует себя хозяином на своей земле жить может (а что ему ещё остаётся?), но не может воевать.
- События на Украине, обострившиеся до предела отношения с Западом фактически ознаменовали собой начало холодной войны России с Западом. Дай Бог, чтобы холодная война не переросла в горячую. Но и холодная война один раз уже обернулась крахом Советского Союза, который был в сотни раз мощнее Российской Федерации экономически, идеологически и в военном отношении.
- Экономические санкции, подорожания во всех сферах потребления, дешевеющий рубль и неумолимое падение и без того невысокого уровня жизни среднего россиянина - это лишь немногие, но неумолимые следствия ведущейся против России холодной войны. Это не катастрофа, наш народ и не такое переживал. Но.
- Любая война, даже холодная, всегда связана с необходимостью проведения мобилизации, как в военной сфере, так и в экономике, производственной сфере и не только. Мне представляется, что довольно сложно будет объяснить народу, что он должен подтянуть пояса и потерпеть, то есть жить ещё беднее, а работать больше ради Родины и светлого будущего (образ которого, кстати, так и не определён за последние 20 с лишним постсоветских лет). Когда в новостях нам будут радостно сообщать о том, что Потанин вошёл в сотню богатейших людей планеты, Абрамович купил себе самую дорогую в мире яхту, а Бородин самый дорогой дом в Лондоне. Вам так не кажется?
- Но допустим, что наш народ достаточно стоек и действительно сильно любит Россию, чтобы обеднеть ещё и напрячь последние силы, при продолжающемся обогащении правящего класса, но государство «держать», то есть не сбрасывать с себя государствообразующего бремени и не пускаться во все тяжкие, каковыми могут быть сепаратизм, усиление «майданных» настроений и, как итог, развал России. Вы верите в народ и это прекрасно, я тоже в него верю. Хотя и признаю, что став ещё беднее и практически опустившись на социальное дно, мне будет тяжело смотреть новости о выставке для миллионеров в Москве без высокого градуса ненависти. Но я сдержусь и на «майдан» в Москве не пойду.
- Мы уже давно привыкли жить очень скромно, а бремя государственности у русского народа в крови. Но что если холодная война медленно станет перерастать в горячую? Постепенно, с окраин: Северный Кавказ, Средняя Азия, Украина и т.д. Запад на этот случай имеет немало заготовок, чтобы не нанося военный удар силами альянса, медленно, но верно изматывать противника ударами со стороны радикальных исламистов, профашистских частных армий и сепаратистских организаций. То есть когда польётся кровь.
- Вы полагаете, что кто-то готов умирать за Родину? Вернее не так, Вы полагаете, что в России найдётся достаточно настоящих патриотов, готовых воевать с оружием в руках и, если надо, погибнуть за родную землю. Я согласен с Вами, я верю, что такие люди есть и что их не мало, но является ли их число достаточным для победы? Ведь очевидно, что очень многих уже не устраивает то, что последовало за введением экономических санкций и точно не устроит то, что последует за переходом из холодной стадии войны в горячую. И в каком-то смысле их можно и нужно понять.
- И тут я снова возвращаюсь к теме приватизации. Дело в том, что когда советские граждане и советские солдаты и офицеры отвечали на вызов фашистской Германии, то их девизом был «Защитим нашу советскую Родину!». Тут важно всё: и то что «нашу», то есть Родина принадлежала народу, и принадлежала не только как некая идеальная сущность, но и материально. Днепрогэс, Магнитка, Уралмаш и тысячи других предприятий - всё это принадлежало советскому народу, и он был готов защищать своё богатство с оружием в руках. Народ всё это построил для себя, для своих внуков и правнуков в надежде, что никогда не станет рабом на собственной земле. И «советскую», то есть принадлежащую и управляемую советским народом на благо советского народа и его будущего.
- Сегодня от нас отчуждена наша Родина. Отчуждена страна, в которой мы родились и выросли, за которую было пролито столько крови, и которую хаяли последние 20 лет. Отчуждена Родина как идеальная сущность, ибо как может быть любимой Родиной страна, которая была чуть ли не империей зла. И наконец, от нас отчуждены богатства нашей страны - все они стали принадлежать Абрамовичам, Прохоровым и подобны им персонам.
- Что же получается? Что сперва Вы предложите народу мобилизоваться и подтянуть пояса, а потом умирать и воевать ради Родины. Вы ведь не Абрамовичу это предложите, правда? Родины, которая как бы есть, но её как бы нет. И чем острее будет война, потери и трудности, тем острее это отсутствие будет переживаться нашим народом. Согласитесь, что погибать в окопах под градом вражеских бомбардировок ради активов кучки богачей и их детишек, обучающихся в элитных школах Лондона и без малейшего понятия что будет после войны (опять нищенский бесправный на наёмный труд?) удовольствие сомнительное. Или у Вас есть какое-то альтернативное предложение?
- Выбор у Вас не велик, Владимир Владимирович, либо Вы будете искать поддержку у народа, но для этого Вам придётся вернуть ему Родину в идеальном и материальном смыслах. А тут без пересмотра итогов приватизации не обойтись. Либо у олигархов, но тогда будьте любезны рекрутировать солдат из их кругов. Либо Вы как-то договоритесь с олигархами и сделаете профессиональную контрактную армию для защиты интересов страны и их собственности.
- Первый вариант грозит разрывом отношений с правящим классом мироедов. Допускаю, что они Вам очень дороги. Но этот вариант гарантирует победу, так как известно, что наш народ непобедим. Второй вариант комичен. А третий не так прост, как кажется. Олигархи хорошо умеют считать и возможно сдать страну и договориться с завоевателями они сочтут для себя более дешёвым и надёжным вариантом. И, наконец, он не решает общественных противоречий, неразрешённость которых рано или поздно сможет привести к мощному социальному протесту. И Вам придётся выбирать, против кого использовать возможности контрактной армии - против иностранных агрессоров или против собственного народа.
- Выбор за Вами, и избежать его не получится. Вы либо с народом и за народ, который всегда готов Вас поддержать и с оружием в руках защитить свою Родину, либо с узкой группой сверхбогатых людей, которые предадут Вас при первой же возможности. Надеюсь, Вы и сами это прекрасно понимаете.
Благодарю Вас за Вашу речь и за время, которое Вы уделили моему скромному письму.
С уважением,
Луппиан Григорий Дмитриевич
P.S.
Полностью солидарен с автором. Едиственное, что хотелось бы добавить от себя, так это то, что что-то похожее уже происходило с нами лет эдак сто тому назад. Какой был сделан выбор и какие он имел последствия - не секрет за семью печатями. Можно просто открыть учебник по истории России для старших классов и начать читать с главы "Первая Мировая война".
Тогда, на грани полного небытия, неимоверными усилиями большевики всё-таки смогли спасти страну. Вряд ли у нынешней России есть в запасе ещё одна такая же чудесная опция.