В этот день много лет назад (в 1935 году) было запущено в эксплуатацию первое в нашей стране Московское метро.
Дело, по тем временам, почти невиданное и неслыханное.
Ниже что-то типа развёрнутого конспекта рассказа для молодого подрастающего поколения среднего школьного возраста о том как строилось то, что сейчас для столицы кажется естественным и обыденным. Возможно, кому-нибудь пригодится.
Да, к стати, в честь сегодняшнего праздника по кольцу московской подземки пустили ретро-поезда. (
цынк) Если кто вдруг попадет на такой поезд, не сочтите за труд, поделитесь фотографиями. ;)
Уже в начале XX века Москва стала крупным промышленным центром страны. Множество построенных в ней заводов и фабрик привлекали для работы большое количество людей. Город рос и расширялся.
Молодая Советская республика, взявшая курс на ускоренную индустриализацию с конца 20-х годов, в большом количестве строила новые предприятия, модернизировала и расширяла старые. В города переселялось всё больше и больше людей из деревень. В том числе и в Москву.
Городской транспорт, который в основном был представлен трамваем, уже не мог справиться с перевозкой горожан от места жительства до работы и обратно. В столице возникла серьёзная транспортная проблема.
С этой задачей должен был справиться новый, сверхсовременный на тот момент вид пассажирского транспорта, как метрополитен, который существовал тогда только в самых крупных городах самых богатых и технологически развитых стран мира. В таких мегаполисах как, например, Лондон, Париж, Берлин, Нью-Йорк.
Вопрос о строительстве метро в Москве поднимался ещё до начала Первой Мировой войны. Однако дальше общих планов дело не пошло. Вернулись к проектам создания метрополитена в столице в 1931 году, когда СССР уже начал набираться индустриальной мощи.
«Необходимо немедленно приступить к подготовительной работе по сооружению метрополитена в Москве, как главного средства, разрешающего проблему быстрых и дешевых людских перевозок, с тем, чтобы в 1932 году уже начать строительство.»
(Из решения июньского 1931 года пленума ЦК ВКП(б) «О московском городском хозяйстве и о развитии городского хозяйства СССР»)
С 1932 года началась история советского Метростроя.
Дело было абсолютно новое, неизвестное. Приходилось начинать всё, практически, с «чистого листа». Никто в начале не понимал как и каким образом нужно будет строить. Советское правительство обратилось за техническими консультациями к ведущим зарубежным фирмам, предложив им разработать проекты строительства будущего столичного метрополитена. Работали над этим и советские специалисты.
К рассмотрению было предложено несколько вариантов. Немцы предложили строить метро, как оно создавалось в Берлине, французы - как в Париже, англичане - как в Лондоне. Победило же предложение советских инженеров, которым удалось соединить различные технические решения из всех трёх вариантов.
В 1932 году были заложены первые первые шахты Метростроя. По началу дело шло трудно и медленно. Люди, только-только пришедшие из деревень, часто абсолютно неграмотные плохо понимали, что от них требуется, особенно при проведении технически сложных подземных работ. Не сильно изменило положение к лучшему и приглашение в Метростой горных инженеров и шахтёров из Донбасса. Они пытались работать теми же методами, как и на угольных шахтах, но в крайне сложных геологических условиях Москвы это оказалось неэффективным. Работа шла медленно. Подземные участки строительства часто заливались водой.
Ситуация резко улучшилась только после прихода на строительство более 10 тысяч московских комсомольцев и тысяч рабочих столичных предприятий в конце 1933 года. Технически грамотные, образованные, излучающие бесконечную веру в конечный успех, молодые юноши и девушки заражали своим энтузиазмом всех окружающих.
«В начале щитовых работ управление Метростроя просило меня определить скорость щитовой проходки. В результате изучения... геологического профиля... я назвал цифру - метр в сутки. Позднее, разговаривая с англичанами, приглашенными для работы на щите, специалистами своего дела, 25-35 лет занимавшимися только щитами, я выяснил, что они считают крайним пределом для данных условий-три четверти метра.
Щит делал три метра в сутки.
Мои расчеты в отношении грунта, самого щита, давления воздуха подтвердились. Но я недооценил человеческий материал - я ошибся в людях, работавших на щите.»
(Джордж Морган, американский инженер, участник строительства)
Темпы строительства были невообразимыми, невозможными. За 1934 год были выполнены более 80% объёмов всех запланированных земляных работ и около 90% работ по бетону.
15 октября 1934 года был запущен первый пробный поезд из двух вагонов. Начались отделочные работы на станциях и пуско-наладочные работы в области железнодорожного хозяйства.
Метростроевцы не только работали, но и учились. Осваивали по нескольку профессий, необходимых для строительства в тот или иной момент. Комсомольская молодёжь заражала своим примером, подтягивала остальных рабочих. При Метрострое были открыто множество раздичные курсы, школы, профтехучилища, организована собственная кафедра при институте. Многие строители столичного метро получили своё первое образование именно там.
Строили поземные дороги и дворцы в столице не только люди, выходившие на смены в тоннели, шахты и котлованы. Строила вся страна. Эшелоны поездов с металлом, цементом, деревом и оборудованием для московского метро старались пропускать в первую очередь. Советские предприятия осваивали новые для себя виды продукций. Инженеры разрабатывали и ударными темпами внедряли в производство самые передовые на тот момент технологии.
Были спроектированы и созданы новые типы шахтного оборудования, новые электромоторы, налажено производство без каких-либо иностранных комплектующих вагонов метрополитена. Собственными силами разработаны и построены чудо тогдашней инженерно-технической мысли - электрические эскалаторы, которые были в диковинку в тот момент даже для Европы и Америки.
14 мая 1935 года в Колонном зале Дома Союзов состоялось торжественное заседание, посвящённое пуску метрополитена.
«Приказ народного комиссара путей сообщения от 13 мая 1935 г. 118/ц
На основании Постановления Центрального комитета ВКП(б) и Совнаркома СССР об открытии нормального движения по линиям 1-й очереди московского метрополитена 15 мая 1935 г., приказываю Управлению метрополитена:
1.Открыть московский метрополитен для всеобщего пользования с 7 часов утра 15 мая 1935 г.
2.Движение производить беспрерывно с 7 часов утра до 1 часа ночи.»
15 мая московское метро впервые открыло свои двери для пассажиров.