Денег нет, но вы держитесь

Jul 08, 2016 06:55

Оригинал взят у mogochadp в Денег нет, но вы держитесь
Власть и общество. Слово - главному редактору газеты "Могочинский рабочий" Валентину Красникову

«ДЕНЕГ НЕТ, НО ВЫ ДЕРЖИТЕСЬ»

Ставшее крылатым выражение премьера России носит то ли наивный, то ли дилетантский характер - сразу и не определить. То ли он газет не читает и живет постоянно в виртуальной реальности, то ли считает свое премьерство законно заработанным, тут и вовсе можно лишь гадать. Разве что глухой и слепой не может услышать сигналы, которые ему подает население из всех уголков необъятной страны. Поэтому создается впечатление, что второй человек в государстве даже не пытается понять нужды граждан России, вникнуть в их проблемы, что-то поменять в экономической политике правительства.
Ему бы вкупе со своим правительством оказаться на месте региональных руководителей или в роли чиновников местного самоуправления, чтобы прочувствовать, каково им убеждать свою паству в том, что все еще наладится, все будет хорошо.

На встречах, которые проводит руководство района с жителями поселений, ежегодно звучат одни и те же вопросы и проблемы. Многие проблемы не решаются с тех пор, как изменились межбюджетные отношения, налоговая политика. До так называемой перестройки простому смертному хотя бы можно было решить житейскую проблему с местным начальством. Сегодня простые вопросы надо решать то ли в Чите, то ли в самой Москве - по типу прямого эфира с президентом страны. И все упирается в финансирование тех или иных житейских проблем.



Итака: слушают внимательно, задают вопросы

Почему называю эти проблемы житейскими? А они в наше время именно таковыми и являются. Люди ведь не требуют сократить рабочий день, увеличить зарплату, улучшить условия труда, уволить начальника и примерно наказать его, а уж тем более - поменять регионального руководителя, свергнуть царя-батюшку, вернуть социалистический строй и т. д. Нет, просьбы (не требования даже) вполне мирные (в советское время, к примеру, они решались самым оперативным способом). Так, на встрече в 2013 году жители Амазара говорили о плохих дорогах в поселке, проблемах с заготовкой дров для населения, загрязненности рек, некачественной питьевой воде, о помощи по восстановлению летнего водопровода (сгнили трубы) и т. п.

Почти один в один прозвучали вопросы жителей Амазара к главе района на встрече в апреле нынешнего года. Возникли новые обстоятельства, появились и другие вопросы, к примеру, по переселению в новый дом. Люди готовы были заехать в него, но в квартиры не дали свет и воду, не была благоустроена придомовая территория. Говорили и о ремонте дома, пострадавшего от пожара, бездомных собаках, низком температурном режиме в квартирах и учреждениях в прошедший отопительный сезон, отсутствии пригородного железнодорожного сообщения (как, впрочем, и автобусного), строительстве спортивного зала в поселке и т. д.

Многие вопросы, по сути, должны решаться в самом поселке, поскольку так называемое местное самоуправление для того и существует. Оно бы исполняло, если бы позволяли финансовые возможности. Наполняемость местного бюджета в том же Семиозерном, к примеру, очень низкая. Об этом все знают - от глав поселений до региональных властных структур, но этого не хотят понимать жители поселений. И на встрече в июне нынешнего года с жителями Семиозерного глава района Дмитрий Плюхин вынужден был несколько раз повторять прописные истины о межбюджетных отношениях, в частности. Деньги, поступающие из региона в район, в первую очередь идут на зарплату учителям, воспитателям детских учреждений, работникам культуры. Оставшиеся средства делятся (не всегда пропорционально, а по потребностям) и направляются предприятиям жилищно-коммунального хозяйства. К слову, кредиторская задолженность района за коммунальные услуги (тепло, вода, электроэнергия) с начала года постоянно растет. На конец июня текущего года она составляла более 48 млн. рублей (по консолидированному бюджету района). Погасить этот долг регион не в состоянии, поскольку сам вынужден делить дотационные расходы, поступающие из центра, между остро нуждающимися в финансировании предприятиями края.

Такой факт: 15 июня прошло заседание постоянно действующего оперативного штаба по контролю за ходом подготовки жилищно-коммунального хозяйства района к работе в отопительный период 2016-2017 годов. Принято решение ввести режим ЧС в связи с отсутствием денежных средств в бюджете района на мероприятия по подготовке к отопительному сезону.

Этот финансовый поводок, на котором центр держит регионы, понятное дело, «изобретение» не сегодняшнего дня и даже не вчерашнего. На мой взгляд, принятие федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления инициировалось центральной властью с дальним прицелом: мы вам разрешаем вроде как самостоятельно «порулить», вы нам обеспечьте лояльность и патриотизм. А пока дойдет до каждого жителя, что при пустой муниципальной казне власть на местах ничего не решает и местное самоуправление - лишь красивая ширма, пройдет какое-то время, лет десять-двадцать. А там, глядишь, кремлевские фокусники изобретут еще какой-нибудь трюк и можно будет посидеть в элитных креслах еще с десяток-другой лет.
Самое интересное, что на региональном уровне быстро приспосабливаются к условиям игры, диктуемой из центра. И тоже начинают придумывать разные проекты, которые, в конечном итоге, не осуществляются, но отвлекают людей от мыслей насчет того, почему в такой богатой стране при любом режиме народу не живется так, как живется ее «элите», правящему классу.



И после встречи хочется задать вопрос главе района

Александр Солженицын писал о том, как нам обустроить Россию. Упоминал и местное самоуправление. Вот что он писал об этом в книге «Россия в обвале» в 1998 году. «Очень нужно законодательное открытие пути к народному самоуправлению. Но если, вот, за пять лет, от разгона советов, не дождались - сколько ждать? Нам, видно, не скоро его дадут, а если дадут, то урезанное и без местных финансов. В отдельных областях более разумные, отзывчивые губернаторы, кому слышней и видней народное горе, быть может, пойдут на помощь пошире».

С 2006 года мы живем по 131-му закону. Если бы жили так, как мечтал об этом Солженицын! «Поймите, вот в Швейцарии я жил, в Америке жил - там народ 80-85 процентов своей жизни решает сам, на месте. Местные налоги не уходят в центр, население само распоряжается ими. Образование, охрана природы, безопасность, медицина, всё бытовое устройство, пожарное дело - что хотите. Президентской власти и центру достаётся 15-20%. Ну ошибутся, ну выберут не того президента. Но жизнь реальная от этого не перевернётся, да почти не меняется. Наш кошмар - не только в трудности выбора сейчас среди кандидатов. Кошмар - в невозможности пробиться к демократии, получить самоуправление. Десять лет нас обманывают. Вот последняя Государственная Дума - наседали мы на неё, требовали: дайте местное самоуправление! Два года они просидели - не давали. Выплюнули в последний момент негодный проект - и разошлись. Потому что вожди партий боятся народного самоуправления».

Могочинский район с незапамятных времен называют золотой долиной. Могли бы на то золото, что почти двести лет извлекают из наших недр, обустроить в «долине» вроде вторых Эмиратов. Но как тут обустроить, если в царское время золотой запас из наших недр утекал в государеву и царскую казну, в советское время - в мифические закрома Родины, а теперь просто - в Москву?! А мы тут как жили в жалких домишках, так и продолжаем жить. Еще лет десять назад с главой района согласовывали вопрос выдачи лицензий на разработку месторождения. И он сам контролировал недропользователей и мог аннулировать лицензию. Сегодня выдачей лицензий на разработку месторождений в районе, при местном-то самоуправлении, распоряжается Чита. И полномочий районная муниципальная власть, кроме как писать докладные записки в региональные инстанции, к примеру, об экологических нарушениях, не имеет. Вот почему из года в год наша главная река с весны до осени в основном течет желтой. И если плевать хотели региональные власти на то, какая вода течет в реках Амазар, Могоча, Чичатка, Желтуга и так далее, то что уж в Москве до наших рек, экологии и прочих бед? Каждый хочет урвать свою долю при дележке пирога, и кто имеет больше власти, тот и «банкует».

Налогооблагаемая база в Могочинском районе равна 7 млрд. рублей. Если бы Москва оставляла на развитие района процентов 25-30 (не говорим о 50-ти процентах), то глава района мог бы спокойно спать, а не изыскивать средства на восстановление моста через Черный Урюм в Ксеньевке прошлым летом. Такой забавный факт. В Итаке при встрече с жителями главе района первым делом радостно сообщили: дескать, спасибо Владимиру Владимировичу Путину за то, что в поселке появилась сотовая связь и построен мост через Урюм. Пришлось Дмитрию Валентиновичу объяснять слабо информированным жителям, кто на самом деле и по чьей инициативе построил в самом отдаленном поселке приемопередающую мачту сотовой связи и восстановил мост.

Последний, к слову, выдержал экзамен «главного ревизора» - разбушевавшейся водной стихии, что обрушилась на район совсем недавно. И восстановлен он всего-то за 14 млн. рублей. И не в столице мы должны искать патриотов своей родины, а тут, в поселениях, для кого малая родина - не пустой звук. О Сергее Александровиче Цыханвее можно говорить именно в таких терминах: именно он по просьбе главы районной администрации согласился за небольшие деньги восстановить мост через Черный Урюм. В противном случае постройка такого моста обошлась бы региональной казне в 120 млн. рублей. И вместо того, чтобы услышать благодарности в свой адрес, на главу района прокуратура подала в суд, теперь вот за строительную экспертизу придется из районного бюджета платить 500 тысяч рублей.



Мост выдержал проверку «главным ревизором» - паводком

В самой Итаке надо строить новый мост, который разрушен паводком, требуется отремонтировать дорогу, соединяющую этот поселок с Ксеньевкой, где предстоит восстановить еще четыре моста и шесть водопропускных труб.



Мост в Итаке разрушен паводком

В Ксеньвке вновь и вновь поднимают вопрос о пригородном сообщении. Региональное правительство не может договориться с руководством Забайкальской железной дороги о возмещении выпадающих доходов, а страдают от этого жители сел и поселков, которые, к тому же, не могут добиться ни от одной инстанции положительного решения по содержанию автомобильной дороги, идущей в полосе отвода железнодорожной магистрали.

А как быть жителям Таптугар или Семиозерного, бюджеты которых не позволяют, к примеру, в Таптугарах построить вместо сгоревшего новый клуб, а в Семиозерном провести ремонт клуба? В поселении «Семиозернинское» (куда входит и поселок Таптугары) счета арестованы, потому что долги выросли до 3 млн. рублей. И каково руководителю этого сельского поселения Светлане Владимировне Грудининой , если она живет в Таптугарах и не может бывать в Семиозерном, поскольку нет бензина на заправку автомобиля? Но жителям-то Семиозерного что до того, государственная это власть или муниципальная? И какая из них обеспечит каждого жителя теплом и водой, проездом до районного центра, медицинской помощью и здоровым отдыхом, развлечениями и так далее - им без разницы.

Но если премьер Дмитрий Медведев говорит, что «денег нет» (и это при том, что львиная доля налоговых поступлений с мест уходит в Москву), то как «держаться» на местах, когда цены на всё и вся растут, рубль подешевел вдвое, налоги на коммунальные услуги растут и никаких преференций от региональной и центральной власти не предвидится? Вот в чем вопрос.

Валентин Красников.

Фото автора
Previous post Next post
Up