Война с памятью

May 06, 2016 17:33

Май 2016 года ознаменуется уже 71-ой годовщиной Великой Победы. Мы до сих пор отмечаем её, как наиболее значимое событие не только в отечественной, но и в мировой истории двадцатого века. Но почему-то всегда найдутся горлодёры, которые не преминут воспользоваться возможностью хотя бы попытаться изгадить что-то святое и светлое для большинства нормальных людей.



В мае традиционно много говорится не только о победе, но и о войне. 71 год. Век - для человека, мгновение - для истории. Как распорядились этим мгновением мы, потомки тех, кто не вернулся с великой войны и тех, кто сумел дожить до дня победы? Какие вынесли уроки и вынесли ли вообще?

Тревожно становится, с учётом многочисленного негатива, сочащегося из постов отдельных персонажей в соцсетях и их многочисленных подпевал - в комментариях. Не буду показывать пальцем.

Но то, что они на полном серьёзе и с разной степенью грамотности построения предложений предлагают отменить празднования Дня Победы, - возмутительно!

Получается, что летом 1941 года мой дед сгорел в танке подо Львовом для того, чтобы такие… как бы покультурнее выразиться… нигилисты - имели возможность жить? Чтобы дышали и трусливо заслонившись аватаркой клацали по клавишам те, для кого снос памятников прошлого - не только норма, но и достойное борьбы с ветеранами и их потомками деяние? Нет слов!

Все мы, особенно поколение тех, кому сегодня «за тридцать» и старше, кто рос и формировался как личность в Советском Союзе, в той или иной степени воспитаны на подвигах войны. И до сих пор щемит, когда слышим голос Левитана, «День Победы» или «Прощание славянки», когда смотрим «Они сражались за Родину», слушаем посвящённые военной теме песни Высоцкого.

Историки пишут, что первые годы по окончании войны немцы скорее воспринимали солдат Вермахта, как героев, выполнявших приказы и свой долг. Понадобилось более двадцати лет, чтобы в немецком обществе, в сознании людей произошел сокрушительный переворот, сформировалось иное мнение касательно оценки тех событий.

Нечто подобное происходит сегодня и с нами.

В искусстве, литературе, кинематографе тема войны всегда оставалась и остается востребованной. А вот история Великой Отечественной, долгие годы бывшая величиной постоянной, незыблемой, в последние годы в России толкуется все более разнообразно. И в современной публицистике, и в военно-исторических исследованиях, и в публичных заявлениях некоторых политиков все чаще прослеживается мысль о том, что именно СССР готовил войну, причём захватническую, выступая в роли агрессора. Да, откровенная некомпетентность политического и военного руководства страны накануне войны и в ее первые дни, вызванная ослаблением высшего командного состава массовыми репрессиями второй половины 1930-х, недостаточная подготовка среднего офицерского звена, - все это привело к колоссальным человеческим потерям. Но даже бесконечная дискуссия о «качестве» военной верхушки советского командования, о перегибах на местах и тому подобная риторика ни в коей мере не умаляют главного - подвига каждого отдельного человека и всей страны, победившей гитлеризм.

Безусловно, у каждого последующего поколения историческая память формируется чуть иначе. Она не просто накапливается. Искажается под влиянием эффекта «испорченного телефона», озвучиваемых в СМИ позиций, часто - непытливости собственного ума. Но в ней навсегда остаётся то, что дали каждому из нас и семья, и школьные уроки, и кинофильмы, и книги, и сложившееся общественное мнение. Но что мы реально имеем на выходе?



Правда, сегодня среди «креативной» части наших сограждан стало модно вести лискуссии на тему «а стоило ли вообще сражаться?» и «за что сражались-то?», но говорящие это или не задумываются о том, что в большинстве своём были бы обречены на геноцид и гибель, или просто не знают об этом. А следовало бы знать! Имеется достаточно исторических свидетельств и архивных документов, позволяющих утверждать, что в случае победы нацизма шансы целых народов и этносов, скажем, славян или евреев на выживание были крайне невелики.

Вспыхнувший вновь интерес к военной теме в современной России не случаен. В попытках консолидировать общество, утратившее с развалом Советского Союза нравственные ориентиры, восстановить разрушенную до основания систему ценностей, власть в свое время апеллировала именно к чувству исторической памяти, основанному на воспоминаниях о войне, имеющихся буквально в каждом доме, в каждой семье. Можно сказать, что именно этот запрос и был выдвинут самим гражданским обществом. И «георгиевская ленточка», и «Бессмертный полк», небывало широко прошедший маршем прошлой весной по улицам российских городов, - возникли и развивались первоначально именно как инициативы «снизу», и лишь потом были восприняты и «возглавлены» государством.

Этот «запрос» был сформирован обществом именно потому, что человек не может существовать в вакууме. Предав поруганию, осмеянию и отказавшись вольно или невольно от того, чем он жил все эти годы, постсоветский человек оказался лишен опоры. И константой для формирования новой национальной идеи и самоидентификации могла стать только память о великой войне, поскольку других просто не осталось.

Невозможно говорить о будущем нашей страны, если мы не сумеем воспитать в своих детях уважение к исторической памяти своего народа, не научим их тому, что Великая Отечественная - действительно Великая, и именно наша - общая победа, и только она, сделала возможным дальнейшее существование людей и на бывшей 1/6 части суши, и в мире.



Тех, кто прошел эту войну, остается все меньше и меньше, но она заняла в наших генах своё место. И это то, что времени изменить уже не под силу. Трагедия Холокоста, выжженная дотла Смоленщина, Бухенвальд и Освенцим, блокадный Ленинград, - кадры военной хроники сохранили для потомков трагические картины прошлого.

Стоит ли вспоминать об этом? Стоит. Стоит! Хотя бы потому, что в противном случае мы рискуем историю повторить.

кризис, День Победы, история, политика, культура

Previous post Next post
Up